Труд (работа)
I. ДЕЯНИЯ БОЖЬИ
Библия говорит нам, что небеса, земля и все живое созданы Богом. Его творчество [евр. глагол бара, «творить», употребляется только в отношении дел Божьих] стоит в начале всех дел. Это предпосылка всякого действия. Завершив ⇒ сотворение мира, Бог «почил ... от всех дел Своих» (Быт. 1:2). Жизнь человека как существа, созданного по образу Божьему, тоже должна подчиняться ритму Т. и отдыха. Только вследствие проникновения греха в жизнь человека (ср. Быт. 3:16) Т. принимает характер утомит. усилий, бремени, борьбы, смертельной опасности. Но деяния Божьи не завершились сотворением мира: Господь хранит все созданное Им и управляет миром, действуя во благо всему сущему и заботясь о спасении падшего человека. Этим была заполнена земная жизнь Иисуса (Ин. 4:34; Ин. 5:17.36). Он и теперь призывает, собирает и освящает Свою Церковь, ведет ее к победе над силами тьмы (Еф. 6:12) и к полному спасению (Ис. 40:11; Евр. 4:1–11).
II. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Из различных употребляемых в Библии слов, означающих «создавать», «делать», слово авад в ВЗ, а в НЗ слово эргадзестай, наиб. близки по смыслу рус. словам «работать», «трудиться»:
1) Господь даровал человеку тело и дух, чтобы тот использовал их как некое ценное имущество (Лк. 19:11–27). В этом человеку предстоит дать отчет, т.к. он несет ответственность за реализацию своего дарования. Т. должен быть направлен на пользу ближнему и на прославление Бога. Поскольку заповедь трудиться дана человеку Богом, то можно говорить о достоинстве Т. Это достоинство подчеркивается еще и тем, что человек в своей созидат. деятельности особенно отчетливо воплощает образ творящего Бога. Т. существовал еще до грехопадения. Бог поместил первых людей в Эдемском саду, чтобы те возделывали и хранили его (Быт. 2:15). Поэтому Т. с самого начала находился под Божьим благословением;
2) сам по себе Т. не является бременем. Он становится обременительным только в результате грехопадения. Не работа является проклятием, но бесплодная работа (терние и волчцы!) – это следствие проклятия за грех Адама, причем проклят был не сам Т. (и не Адам), а земля (Быт. 3:17). Никому не дано избежать трудностей, обусловленных тем, что Т. имеет двойств. природу – благословение и проклятие;
3) сказанное приводит христианина к выводу о положит. отношении к Т. и об отрицат. – к бездеятельности. Об этом многократно напоминает не только мудрец из Книги Притчей (прежде всего Притч. 6:6–8), но и Библия в целом, прежде всего НЗ (1Фес. 4:10; 2Фес. 3:10). ⇒ Воздать;
4) библ. учение о Т. не допускает: а) недооценки значения Т. (Лк. 10:7; 1Тим. 5:18), что было свойственно прежде всего античности, где Т. считался занятием недостойным свободного или высокопостав. человека, или, по крайней мере, отрицался Т., «направленный на достижение предметнопрактической цели» (Tielicke. Theol. Ethik II,1; S. 398); б) переоценки значения Т., в результате чего Т. превращается в отделенную от Бога и обращенную к греху силу, которая затем занимает место Самого Бога (Екк. 2:4–11.20–23; ср. идеализацию Т. в материализме); в) представлений, свойственных ложно-христ., интровертированной этике, ориентированной искл. на небесное и духовное и не принимающей во внимание социальные проблемы. Но в XX в. в устранении, напр. безработицы, как и в изменении порочных систем занятости, в правильной организации досуга, в целесообразной с экономич. и человеч. т.зр. продолжительности рабочей недели – во всем этом должна быть заинтересована также, и даже в особой степени, подлинно христ. этика.