Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Сын

I. 1) рождение С. – это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании (Быт. 17:16; Быт. 21:2; Быт. 30:12–24; Суд. 13:2–5; 1Цар. 1:11; Лк. 1:13–17). Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Быт. 16:1; Быт. 30:3.6);

2) евр. слово бен, означающее «сын», употребляется и в более широком смысле. Так, напр., им обозначаются: а) потомки вообще: внуки, правнуки, а также более поздние поколения (напр., Мф. 1:1). Там, где речь идет о длинной череде поколений, нередко говорится о «сынах сынов» (Суд. 12:14, 1Пар. 8:40 – в Синод. пер. – «сыновья и внуки»; Быт. 45– в Синод. пер. – «сыны сынов»; Исх. 10:2; Исх. 34:7, в последнем случае в Синод. пер. – «дети детей»); б) люди, составляющие нац., религ., соц., нравств.-этическую или др. общность, напр. «сыны Сиона» (Пс. 149:2), «сыны Вавилона» (Иез. 23:15), «сыны пророческие» (3Цар. 20:35; Ам. 7:14), «сыны Белиала» (т.е. служащие злому духу Белиалу, – 2Цар. 7:10, ср. 2Кор. 6:15, в Синод. пер. – «люди нечестивые»), «сыны смерти» (1Цар. 26:16, в Синод. пер. – «вы достойны смерти»), «сыны нищеты» (Притч. 31:5, в Синод. пер. – «угнетаемые»); в) детеныши зверей (Пс. 146:9, в Синод. пер. – «птенцы воронов») и ветви растений (Быт. 49:22, в Синод. пер. – «отрасль и ветви»);

3) в НЗ С. названы и те, кто благодаря апостольской проповеди пришел к вере (1Тим. 1:2; 1Петр. 5:13). Ср. также ⇒ Дети, сыновья, младенцы, чада, I.

II. 1) в законе Божьем изложены права и обязанности С. (⇒ Дети, сыновья, младенцы, чада, IV); они должны подчиняться отцу, который, впрочем, не должен злоупотреблять своей властью. «Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери» (Притч. 10:1; ср. Притч. 19:13). Широко распростр. на Ближнем Востоке жертвоприношение первородного С. (4Цар. 3:27; 4Цар. 16:3; 4Цар. 17:31; 4Цар. 23:10; Мих. 6:7) у израильтян было запрещено Законом (Лев. 20:1–5; Втор. 18:10). Распад семьи, восстание детей против родителей рассматриваются как признаки надвигающейся гибели народа (Мих. 7:6; Мал. 4:5.6);

2) важен уклад и порядок жизни С., живущих в доме отца (ср. Быт. 27:1; Быт. 33:1; Быт. 37:1; Быт. 45:1). Любая обида ощущается гораздо острее тогда, когда братья живут в одной семье (Притч. 18:19). Поэтому мир в семье находится в руках С., и его сохранение является их первейшей задачей (Пс. 132:1). Среди С. первенец имеет преимущ. положение. ⇒ Первородство.

III. Бог тоже ⇒ Отец и имеет сыновей. В ВЗ весь народ Израиля считается сыном Божьим (Исх. 4:22; Ос. 11:1). Господь обетовал Давиду потомка (2Цар. 7:12–16), который особым образом станет Сыном Богу. Это обетование исполнилось в ⇒ Иисусе Христе, так что НЗ главным образом называет Сыном [греч. гюйос] Божьим Иисуса, а верующих – чадами [греч. текна] Божьими. В иудаизме эпохи «второго храма» не только весь народ Израиля рассматривался как С. Божий, но и отдельный израильтянин, который, будучи потомком Авраама по плоти, наследовал его обетование (ср. Рим. 9:4), считался С. Божьим. Иисус же разграничивает ⇒ усыновление и происхождение по плоти (Ин. 8:37.41–44): только тот, кто делает дела Авраама, унаследовав его живую веру, принадлежит к его С. (Ин. 8:39), и этих С. Авраама принимает Христос (Евр. 2:16). Так исполняется Евангельская весть о том, что все, принявшие Христа верою, становятся С. Божьими (Ин. 1:12; Гал. 3:26), а вместе с тем и С. Авраама (Ин. 1:29). Чтобы сделать людей С. Божьими, и принял смерть Иисус Христос (Ин. 11:51).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle