Рувим
Рувим [евр. Реувен, возможно, от евр. «видеть» ]:
1) старший сын Иакова и Лии (Быт. 29:31; Быт. 35:23). Р. был лишен первородства за то, что вступил в интимную связь с Валлой, наложницей отца (Быт. 35:22; Быт. 49:4; 1Пар. 5:1; ср. Втор. 33:6). Когда братья из ревности хотели убить Иосифа, он убедил их не делать этого; он предложил бросить Иосифа в ров, надеясь затем отвести его к отцу (Быт. 37:21,29; Быт. 42:22). Когда Иаков отказался отпустить Вениамина вместе с братьями в Египет, Р. предложил в качестве залога своих сыновей на случай, если Вениамин не вернется назад (Быт. 42:37). Когда Р. отправился с Иаковом в Египет, у него было четверо сыновей: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми (Быт. 46:9; Исх. 6:14; 1Пар. 5:3);
2) колено Рувима, потомки сына Иакова, разделилось – в соотв. с происхождением от его сыновей – на четыре рода (в Синод. пер. – «поколения») (Числ. 26:5–11). При первом исчислении народа в колене Р. насчитывалось 46 500 годных для войны мужчин от 20 лет и старше (Числ. 1:20.21), при втором исчислении в конце странствования по пустыне – только 43 730 (Числ. 26:7). Т.о., по своей численности колено Р. переместилось с 7 на 9 место среди израил. колен. В походном порядке колено Р. стояло во главе подразделения, которое в стане располагалось юж. скинии и при снятии с места выступало в поход вторым, как и колена Симеона и Гада. В мятеже Корея против Моисея и Аарона участвовали и некоторые из потомков Р. (Числ. 16:1; Числ. 26:9).
Колено Р. наряду с коленом Гадовым и полуколеном Манассии получило свой удел на вост. берегу Иордана, но было обязано оказывать вооруж. помощь другим коленам при покорении Ханаана (Числ. 32:16–33; Нав. 4:12). Земля Р. лежала вост. северного побережья Мертвого моря, ее юж. границу образовывала река Арнон, вост. пределом была пустыня. С севера к ней примыкали тер. Гада и аммонитян (Нав. 13:15–23). Четыре города в уделе Р. были предназначены для левитов, и среди них Бецер как ⇒ город-убежище (Нав. 20:8; Нав. 21:7.36.37). После покорения Ханаана Р., Гад и полуколено Манассии в знак своей принадлежности к народу завета воздвигли у Иордана особый жертвенник. Сначала это деяние было встречено остальными коленами с неодобрением, но затем нашло у них понимание (Нав. 22:1–6.10–34).
Во времена порабощения Израиля Навином и Сисарой Р. держался в стороне, за что его порицала пророчица и судья Девора (Суд. 5:15). Затем, во времена Саула, заиорданские племена одержали убедит. победу над агарянами (1Пар. 5:10.18–22). Колено Р. испытывало притеснение со стороны моавитян, которые временами отторгали большую часть его тер. (см. Нав. 13:15–21 с Ис. 15:2.4; Ис. 16:8; Иер. 48:1,21–23 и названия городов на ⇒ камне Меши), кроме того, это колено страдало от вторжений сирийцев с вост. берега Иордана (4Цар. 10:32). Это колено было уведено в плен ассирийцами при Феглаффелласаре (Тиглатпаласар III) (1Пар. 5:25.26). В пророчестве Иезекииля Р. получает свой удел в земле обетованной между Ефремом и Иудой (Иез. 48:6), а среди 144 тыс. запечатленных праведников упоминаются и 12 тыс. из колена Рувима (Откр. 7:5).