Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Рука

I. В метафорич. значении Р. может обозначать всего человека. Так, выражение «требовать из моих рук» означает «требовать от меня» (Быт. 43:9). Чистые Р. подразумевают праведность и чистоту самого человека (Иов. 17:9), его невиновность (Быт. 20:5), и, напротив, нечистота рук, «неправда в руке» или Р., полные крови, свидетельствуют о порочности человека (Иов. 16:17; Пс. 7:4; Ис. 1:15). Все, созданное человеком, – это дело Р. его (Втор. 2:7; Пс. 89:17), он кормится от трудов Р. своих (Пс. 127:2). О творении Господа также говорится как о «деле Его рук» (Пс. 8:7). Человек – тоже творение Р. Господа (Иов. 10:3.8), и дни его – в Р. Божьих (Пс. 30:16). Молящийся предает свой дух в Р. Господа (Пс. 30:6). Никто не может похитить из Р. Господа тех, кого Он держит (Ин. 10:28) и кого несут на своих Р. ангелы (Пс. 90:11). «Рукою крепкою» Господь вывел Свой народ из рабства (Исх. 13:3); Он наложил Свою Р. на Египет (Исх. 7:4). Бог избавляет от Р. врагов (Быт. 32:11), но «страшно впасть в руки Бога живого» для совершения суда, хотя это лучше, чем попасть в Р. людей (2Цар. 24:14). Карая, Бог обращает Свою руку на отдельных людей или на народы (Ис. 1:25; Ам. 1:8; Пс. 80:15). Р. Господа касается пророков, открывая им тайное и наделяя их силой (3Цар. 18:46; 4Цар. 3:15), но она же карает лжепророков и ложных провидцев (Иез. 13:9; Деян. 13:11); в то же время у идолов также «есть руки; но не осязают» (Пс. 113:15).

II. Часто о Р., особенно правой (деснице), метафорич. говорится как о силе, власти и господстве. Бог держит человека за правую Р. (Пс. 72:23), вдохновляя его (Ис. 41:13). Десница Божья творит чудеса и разит врагов (Исх. 15:6; Пс. 16:7). Господь стоит одесную человека, оказывая ему помощь (Пс. 15:8; Пс. 108:31; Пс. 109:5), в то время как на суде одесную судимого стоит обвиняющий его сатана (Пс. 108:6; Зах. 3:1). Слуги антихриста будут носить на правой Р. его знак (Откр. 13:16), знак на Р. служил также постоянным напоминанием о ч.-л. (Исх. 13:9; Ис. 49:16). Место по правую Р. царя считалось почетным (3Цар. 2:19). Воскресший Иисус воссядет «одесную силы» (Мк. 14:62; Мк. 16:19; ср. Деян. 7:55), одесную Отца, Который «все дал в руку Его» (Ин. 3:35). Ученики Иисуса просили разрешения сесть «одному по правую», «а другому по левую» Р. Его (Мк. 10:37).

III. 1) за Р. берут, чтобы вести (Быт. 19:16); Бог или ангел простирают Р. в знак просьбы и сострадания (Ис. 65:2) или в знак суда и угрозы карой (2Цар. 24:16; Иов. 1:11; Ис. 10:4); человек может простирать Р. и к запретному плоду (Быт. 3:22; Пс. 124:3). Сжатая или раскрытая ладонь символизирует отказ в милостыне или, напротив, подаяние ее (Втор. 15:7), причем «левая рука подающего милостыню не должна знать, что делает правая» (Мф. 6:3). Полагать душу свою в Р. или носить душу в Р. означает «рисковать своей жизнью» (Иов. 13:14; Пс. 118:109). Глаза рабов всегда обращены на Р. их господ, чтобы не пропустить их малейшего знака (Пс. 122:2). Лить воду на ч.-л. Р. означает быть его личным слугой (4Цар. 3:11);

2) рукопожатие свидетельствовало о заключении договоренности (4Цар. 10:15), кроме того, оно служило ⇒ поручительством. (⇒ Клятва, II,2 и 3). Демонстративное омовение Р. являлось заверением в личной непричастности к ч.-л. (Втор. 21:6; Иов. 9:30; Пс. 25:6; Пс. 72:13; Мф. 27:24). Фарисеи с особой тщательностью совершали омовение Р. перед едой (Мф. 15:2; Мк. 7:2–4). Человек, к кому прикоснулся, не омыв своих Р., ритуально нечистый, тоже становился нечистым (Лев. 15:11);

3) рукоплескание могло выражать не только радость и ликование (4Цар. 11:12; Пс. 46:2; Ис. 55:12), но и осмеяние (Иов. 27:23; Плач. 2:15), гнев и печаль (Числ. 24:10). В знак печали Р. клали на голову (Иер. 2:37; 2Цар. 13:19). Полагая Р. (перст) на уста, выражали стыд (Иов. 21:5; Притч. 30:32; Мих. 7:16). ⇒ Молитва (III,1г) ⇒ Возложение рук ⇒ Целование.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle