Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Посланничество, посылать

Библия часто говорит о том, что Бог посылает к людям Своих вестников; за этим стоит то обстоятельство, что, с одной стороны, Бог «приклоняется» с высот к земле, чтобы принять участие в жизни людей (Пс. 112:5.6), но с др. стороны Он, как Господь, не допускает проявления людьми полного своеволия в действиях. Бог является Тем, Кто посылает вестников с определ. миссией, и Его создание может быть только ⇒ посланником или получателем.

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) общее значение слова «посылать» – «поручать»: напр., Бог посылает Своего ангела с поручением вести и охранять Его народ (Исх. 23:20; ср. также Быт. 24:7);

2) чаще всего П. означает поручение передать определ. весть, т.е. повеление или разрешение возвестить ее (ср. 3Цар. 5:2.8). Выражение «послать за...» может иметь значение «потребовать» (3Цар. 20:7);

3) «послать» в значении «поручить известить кого-то» особенно часто встречается в тех случаях, когда речь идет о ⇒ пророках. Их посылает Сам Бог, и они, вняв Ему, идут, говорят или проповедуют (Ис. 6:8; Иер. 1:7). О лжепророках сказано, что они «не посланы», т.е. не имеют поручения от Бога (Иер. 14:14; Иер. 23:21.32; Иер. 27:15; Иер. 29:9). Послушание требуется не только от посланных пророков: сами пророки получают власть требовать послушания от тех, к кому они посланы (Иер. 26:12). О народе, который не слушает посланников Божьих, Бог говорит: «Они не слушались Меня» (Иер. 7:25);

4) наделяя посланных полномочиями, Бог не отдает Свое Слово в распоряжение человека-посредника: через него Он передает на землю Свое Слово (Пс. 106:20; Пс. 147:1–4), позволяя совершиться тому, для чего Он и посылал это Слово (Ис. 55:11); Бог Сам посылает «милость Свою и истину Свою» (Пс. 56:4), а также «избавление народу Своему» (Пс. 110:9);

5) в ВЗ глагол «П.» иногда употребляется в том значении, которое указывает на НЗ: Бог посылает вестников, чтобы уберечь Свой народ от последнего Суда. Так, в Мал. 4:5.6 содержится обетование о том, что будет вторично послан пр. ⇒ Илия. Божья цель, а именно благовествование нищим, исцеление сокрушенных сердцем, освобождение узников, проповедь милости и суда, так ясно высказана в Ис. 61:1, что Иисус, воспроизводя это место Писания, говорит: «Ныне исполнилось писание сие, услышанное вами» (Лк. 4:16–21). Все многообразие новозаветного понятия «посланничество» отражается в Ис. 66:19, где Бог дает обетование послать людей из числа спасенных Им к язычникам, чтобы проповедать среди них Его славу.

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В новозаветных текстах понятию «посланничество» принадлежит особая роль, глагол «П.» здесь служит описанию важнейшего и решающего Божьего деяния во благо людей. Если ранее Бог посылал к людям Своих рабов-пророков, то теперь Он посылает к ним Своего Сына (Мф. 21:33–46; Мк. 12:1–12; Лк. 20:9–19); ученики, которых собирает вокруг Себя этот Посланник, названы ⇒ «апостолами», т.е. ⇒ «посланниками»:

1) ПОДГОТОВКА.

Бог направляет посланников, которые, проповедуя о том, что будет послан Иисус, подготавливают людей к явлению Иисуса (ангел Гавриил в разговоре с Марией, Лк. 1:26) и свидетельствуют о Нем (Иоанн Креститель, Ин. 1:6);

2) ИИСУС КАК ПОСЛАННИК.

Иисус послан Богом: говоря об этом, НЗ представляет явление Христа величайшим звеном единой Свящ. истории. Бог посылает Своего Сына в предопредел. период Свящ. истории (Гал. 4:4), и этим исполняются пророчества о Посланнике, Которого предвидели пророки (Лк. 4:18–21). О Втором пришествии Иисуса Христа также сказано, что Его пошлет Бог (Деян. 3:20). Словом «посылать» характеризуется вся несравненная миссия Иисуса, что особенно ярко описано и засвидетельствовано евангелистом Иоанном. Иисус не явился Сам от Себя, Он был послан Богом (Ин. 8:42). Иисус знает Отца, потому что это Он послал Иисуса (Ин. 7:29), и деяния Иисуса свидетельствуют о том, что Его послал Отец (Ин. 5:36). Осознавая Себя посланным, Иисус проявляет полное послушание: Он ничего не может творить от Себя, а все совершает по воле Пославшего Его (Ин. 5:30); он проповедует не Свое собственное учение и не Свои слова, а учение и слова Того, Кто Его послал (Ин. 7:16; Ин. 14:24). Но поскольку Иисус послан Богом, то Его слово обладает Божественной силой (Ин. 3:34), а Его суд истинен (Ин. 8:16). Желающий познать истинную сущность Иисуса должен верить в то, что Его послал Бог (Ин. 12:44). Слушающий слово Иисуса и верующий в Пославшего Его имеет жизнь вечную (Ин. 5:24). В этом и состоит сама вечная жизнь: познавать Бога и посланного Им Иисуса Христа (Ин. 17:3);

3) ЗАЧЕМ БЫЛ ПОСЛАН ИИСУС?

Целью этого Божьего деяния является спасение людей, спасение мира: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17; ср. Лк. 4:18). «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех по плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас» (Рим. 8:3.4). Иисус, «Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4). Бог послал Иисуса «в умилостивление за грехи наши» (1Ин. 4:10). Но это деяние еще не достигает своей цели; пока лишь немногие принимают Посланного, становясь т.о. причастными к спасению Божьему. Сын был послан Богом не только для спасения отдельных людей, но и для установления ⇒ Царства Божиего на земле. Распространению миссии Иисуса нельзя воспрепятствовать, и поэтому людям, желающим «сохранить» Его только для себя, Он говорит: «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4:43);

4) ИИСУС, ПОСЫЛАЮЩИЙ НА ПРОПОВЕДЬ.

Иисус не только послан к людям, но и Сам посылает людей для совершения Своего дела. ⇒ Ученики Иисуса – это те, кто находится при Нем и кого Он посылает (Мк. 3:14) на проповедь, наделяя чудесной силой (Мф. 10:5–8): «И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:2). При этом Иисус посылал Своих учеников в определ. порядке: «Начал посылать по два и дал им власть над нечистыми духами» (Мк. 6:7). Миссия посланников заключается в том, чтобы подготовить приход Самого Иисуса, проложить путь для Посланника Самого Бога, Иисуса Христа. Иисус посылает семьдесят учеников в города и селения, куда Он Сам намерен прийти (Лк. 10:1). След., люди не вольны посылать благовестников Евангелия, это всегда совершает Сам Иисус Христос по воле Пославшего Его. Поэтому Иисус перед лицом великой жатвы Божьей не призывает людей к добровольному участию в ней, а говорит: «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38; Лк. 10:2). Сам Бог всегда остается Посылающим вестников. Он посылает в мир Своего Сына, Который посылает на проповедь Своих учеников: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21; ср. Ин. 17:18). В том, что вестники рассылаются «до края земли» (Деян. 1:8), продолжается деяние Самого Бога. Поэтому НЗ содержит не только земную историю Иисуса, но также и историю, и послания первых вестников, которых Иисус вооружает властью Пославшего Его: они принимают силу Св. Духа (Деян. 1:8). Иисус посылает им Утешителя (Ин. 16:7), и они получают власть прощать или не прощать грехи (Ин. 20:23). Не принимающий посланников Иисуса навлекает на себя суд Божий (Мф. 10:14.15; Мк. 6:11; Лк. 10:10–12). Тот, кто не послан Иисусом, не может проповедовать, а без проповеди невозможны ни вера, ни спасение (Рим. 10:13–15). Посланные становятся причастны к страданиям Иисуса, Он посылает их «как овец среди волков» (Мф. 10:16; Лк. 10:3). Павел описывает страдания, которые ему пришлось претерпеть в его апостольском служении (2Кор. 11:22–30; ср. также Кол. 1:24);

5) ПОЛУЧАТЕЛИ ПОСЛАННОГО.

Иисус до Своего воскресения осознает Себя посланным «только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24); Своим ученикам Он также заповедует: «на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5). Но эта обусловл. Свящ. историей преграда сначала прообразно (Мф. 15:22–28), а после воскресения Иисуса и окончательно оказывается устраненной. Воскресший

Иисус посылает Своих учеников ко всем народам (Мф. 28:19) до края земли (Деян. 1:8). Отныне та Весть, которую Бог послал народу Израиля, проповедуется и язычникам (Деян. 10:36), ибо спасение Божье послано и им (Деян. 28:28). Ап. Павел был особо предназначен Богом для того, чтобы быть посланным «далеко к язычникам» (Деян. 22:21; Деян. 26:17). По деяниям Павла можно проследить всеохватность его обращения к язычникам. Проповедь, которую распространяют посланники, не должна прекратиться, достигнув определ. круга лиц; получатели Благой Вести сами становятся посланниками, несущими Евангелие все дальше (Рим. 15:24; 1Фес. 1:6–8). Вся Церковь принимает участие в распространении Благой Вести через посланных. Получатели Вести никогда не составляют замкнутого круга людей, напротив, этот круг всегда расширяется. Тот, кто сегодня стал получателем Благой Вести, завтра уже превращается в посланного, а получателями становятся новые люди, еще не слышавшие и не принявшие Евангелия (ср. 1Фес. 1:6–8). Поэтому Павел всегда старался проповедовать Евангелие не там, «где уже было известно имя Христово» (Рим. 15:20). Иоанн неоднократно называет получателем послания «мир». Бог послал Своего Сына в мир (Ин. 3:17; Ин. 10:36; 1Ин. 4:9), и Сын тоже посылает Своих учеников в мир (Ин. 17:18). При этом следует принимать во внимание, что «мир» для Иоанна не только геогр. понятие; для него «этот мир» прежде всего – мир греха и тьмы. «Послание Иисуса в мир» не завершается созданием Им Своей Церкви, ведь Евангелие принадлежит как иудеям, так и язычникам, т.е. всем народам земли. Поэтому Церковь должна распространять Евангелие до тех пор, пока существует «этот мир», пока есть люди, которые «от мира», пока Царство Иисуса Христа не явится воочию для всех и пред именем Его не преклонится «всякое колено» (Флп. 2:10).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle