Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Огонь, огненный

Овладение О. является основным условием возникновения человеч. цивилизации. В Библии, в отличие от языч. мифологий, ничего не сообщается о познании О., а говорится лишь о его использовании.

I. ОГОНЬ В ЖИЛИЩЕ

Израильтяне высекали О. (во всяком случае, в поздний период) из кремня (2Мак. 10:3); но древнейший способ добывания О. – трение друг о друга двух кусков дерева. На О. готовили пищу, он был также источником тепла (Иер. 36:22; Ин. 18:18).

II. ЗАКОНЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГНЯ

Законом Моисея запрещалось разведение О. в субботу (Исх. 35:3). Но, вероятно, этот запрет не распространялся на использование для обогрева уже горевшего О. В засушливом климате Палестины О. мог представлять большую опасность (см. Суд. 9:15), поэтому в Законе говорилось, что в случае неосторожного обращения с О. за причиненный ущерб «должен заплатить тот, кто произвел сей пожар» (Исх. 22:6; ср. Суд. 15:4; 2Цар. 14:30).

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ В КУЛЬТОВЫХ ЦЕЛЯХ

Жертва всесожжения и жертва курения сжигались полностью. Впервые жертву всесожжения принес Ной (Быт. 8:20), затем подобные жертвоприношения совершались постоянно, пока на жертвеннике в святилище не загорелся неугасимый О. Этот О. был зажжен Самим Богом (Лев. 6:9.13; Лев. 9:24), как и О., посланный с неба и поглотивший жертвы Давида и Соломона (1Пар. 21:26; 2Пар. 7:1). Если по к.-л. причине О. на жертвеннике угасал, то, согл. Талмуду, вновь зажечь его можно было лишь трением друг о друга двух кусков дерева (но ср. 2Мак. 10:3). О., зажженный иным способом, считался «чуждым». За использование «чуждого» О. Бог предал смерти ⇒ Надава и ⇒ Авиуда (Лев. 10:1; Числ. 3:4; Числ. 26:61). Воен. добыча, захваченная у язычников, очищалась О. и «очистительной» водой в том случае, если она ранее не «проходила через огонь» (напр., оружие и другие металлич. предметы). Приносимые в жертву за грех животные сжигались только за пределами стана (Лев. 4:12.21; Лев. 6:23; Лев. 16:27; Евр. 13:11). Назорей в день окончания данного им обета должен был остричь свои волосы и положить их «на огонь, который под мирной жертвою» (Числ. 6:18).

IV.ОГОНЬ КАК НАКАЗАНИЕ

Для ужесточения наказания за совершенное преступление человека или его труп сжигали на огне (Лев. 20:14; Лев. 21:9; Нав. 7:25; 4Цар. 23:16). ⇒ Наказание, наказывать ⇒ Погребение.

V. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

О. – символ присутствия Бога и орудие Его могущества, применяемое Им как для оказания помощи, так и для наказания (Исх. 13:21; 14:24; Числ. 11:1.3 и др.). Ангел Господень явился Моисею в пламени горевшего тернового куста; в О. Господь сошел на гору Синай (Исх. 3:2; Исх. 19:18). Окруженный О., являлся Бог Иезекиилю и Иоанну (Иез. 1:4; Откр. 1:14); пламенеющим О. будет сопровождаться Второе пришествие Господа Иисуса Христа (2Фес. 1:8). Бога сравнивают с О. не только по причине Его славы или сияния Его образа, но и в силу Его гнева, поедающего грешника, как О. солому (Втор. 32:22; Ис. 10:17; Иез. 21:31; Евр. 12:29). С О. сравнивается Израиль, побеждающий своих врагов (Авд. 1:18), Слово Божье (Иер. 5:14; Иер. 23:29), Св. Дух (Ис. 4:4; Деян. 2:3), пыл праведников (Пс. 38:4) и ангелов (Пс. 103:4; Евр. 1:7), последствия прелюбодеяния (Притч. 6:27), беззаконие (Ис. 9:18), язык (Иак. 3:6), надежду грешников (Ис. 50:11), могущество Бога (Лк. 12:49), суд Господень (Иер. 48:45; Плач. 1:13; Иез. 39:6) и связанное с ним очищение (Ис. 4:4; Мал. 3:2). Подобно тому как огненный столп по ночам освещал народу Израиля путь через пустыню (Исх. 13:21), Господь сотворит однажды и над новым Сионом «блистание пылающего огня» – благословляющего, охраняющего и освещающего (Ис. 4:5; ср. Откр. 21:23).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle