Мир, покой
I. МИР В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) евр. слово шалом многозначно. Переводчики Септуагинты передают его значение с помощью 25 слов. Основное значение корня этого слова – «быть совершенным, невредимым» или «жить идеальной, благополучной жизнью». Смысл слова шалом в ВЗ можно определить как «благополучие», «телесное и духовное процветание» (Исх. 18:23; 3Цар 5 и след.). Шалом также означает добрые отношения между людьми (см. 3Цар. 5:12);
2) М. – это дар Божий (Пс. 28:11; Ис. 26:12; Ис. 45:7; Ис. 48:18), его невозможно достичь собственными усилиями самостоятельно. М., как дара от Бога, верующие желают своим друзьям и всем, к кому питают добрые чувства (Пс. 124:5; Пс. 127:6). Во время богослужения священник молится о даровании М. всем собравшимся (Числ. 6:24–26). Но нечестивым людям М. не будет (Ис. 48:22; Ис. 57:21);
3) особое значение имеет М. между человеком и Богом. Первозданный М. был нарушен в результате грехопадения человека. Господь желает восстановить эти отношения через прощение грехов. Отпущение грехов и М. взаимосвязаны (Пс. 118:165);
4) хотя в ВЗ и описаны случаи спасения, но все же как спасение, так и М. остаются здесь неполными. ВЗ проникнут ожиданием окончат. спасения и совершенного М. (Ис. 9:6; Ис. 52:7; Ис. 53:5; Ис. 54:10; Ис. 66:12; Мих 5 и след.). Этим будущим М. будет исполнен не только Израиль и все человечество, но и вся земля, все живое (Ис. 11:6–9; Ис. 35:9; Ис. 55:12).
II. МИР В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) слово шалом чаще всего переводится на греч. язык словом эйрене, которое обозначает прежде всего покой; евр. же слово в первую очередь обозначает благополучие;
2) обетованное в ВЗ начинает исполняться: спасение и М. обретают полноту в Иисусе Христе (Лк. 2:14). Вражда между Богом и человеком окончена благодаря миротворцу Иисусу (Еф. 2:14). Заключение М. зависит от того, признают ли его люди, благодарны ли они за него и придерживаются ли они его в повседневной жизни. Действительный М. обретут только те, кто испытает на себе милость Божью. Оправдавшиеся верой живут в М. с Богом (Рим. 5:1), они защищены присутствием Бога даже в том случае, если в мире их окружает скорбь (Ин. 16:33). В Иисусе исполнилось то, что «Бог мира» (Рим. 15:33), миролюбивый, стремящийся к М. с человечеством (Иез. 18:23; 1Тим. 2:4), наметил, сотворяя вселенную: были восстановлены гармонич. отношения между Богом и человеком, а также между людьми;
3) слово эйрене можно передать как «благополучие человеч. сердца» (Ин. 14:27; Рим. 5:1). Это и внутр. «мир души», и М. между людьми, и М. между человеком и Богом. Подобный М. является действительностью, даже если грешный человек не признает его. Установление «мира на земле» (Лк. 2:14) – это не полит. цель, а реальность, которая берет свое начало в сердцах и умах верующих и которая, конечно же, может и должна влиять на обществ. развитие;
4) понятие М. в НЗ гораздо глубже того, каким оно было у греков, для которых М. означал лишь счастливое сосуществование людей и благополучие, или у римлян, относивших М. исключит. к сфере правовых отношений двух сторон (от лат. pax, «мир», происходит слово «пакт»). В библ. понимании М. – «это состояние, не предшествующее раздору, а наступающее после его преодоления» (Штелин). В НЗ осознается разлад, существующий между Богом и человеком, но в то же время здесь присутствует уверенность в возможности его устранения (⇒ Примирять ⇒ Прощение). Иисус Христос, Князь М. (Ис. 9:6), несет с собой М. (Ин. 20:19; Еф. 2:14). Его апостолы следуют примеру Учителя: они – «миротворцы» (Мф. 5:9; Евр. 12:14) и посланники, несущие Благую Весть о заключении М. между Богом и людьми (Мф. 10:13; Рим. 12:18). Однако многие люди отвергают эту Весть. Они не хотят или не могут примириться с Богом: им мешают грехи, которые разделяют их с Богом. Христос объявил войну греху. Он несет ему не М., а меч. Кто встает на путь греха, тот отказывается от вестников М. и от Царя М., тот выбирает войну (Мф 10 и след.). М., который несет Иисус, воспринимается в этом мире неустройства и беспорядка как нечто чуждое, даже враждебное (Ин. 14:27);
5) подобно настоящему и будущему Царству Божьему, М. Божий также является реальностью, которая утверждается через веру и знание. Но зримым и совершенным М. будет лишь в новой земле Божьей, в земле М. (Ис. 35:10; Ис. 51:11; Ис. 55:12; Ис 65:17 и след.; 2Петр. 3:13; Откр 7 и след.; Откр. 21:22).