Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Амос

Амос: 1) [евр. Амоц, кр. ф-ма от имени «Амасия» (евр. Амация)], отец пр. Исаии (4Цар. 19:2; Ис. 1 и др.);

2) [евр. Амос, «Яхве понес» ].

I. О ЛИЧНОСТИ ПРОРОКА

А. был родом из Фекои (Ам. 1:1), располож. в Иудее, в 16 км юж. Иерусалима, но главным местом его деятельности было Северное царство. Исаия, Осия и А. являются первыми пророками, авторами библейских книг. А. и Осия – единств. пророки, проповедовавшие в Северном царстве (Осия и происходил оттуда). До того как Бог призвал А. на пророч. служение, он был пастухом овец (Ам. 1:1), а из Ам. 7 можно заключить, что он, кроме того, собирал сикоморы. А. был человеком простым: по тем образам, которые он использует в своей проповеди, можно судить, что его жизнь была связана с природой и трудом на земле (см. Ам. 3:4.8.12; Ам. 4:1; Ам. 5:8.19 и др.). Призванный Богом (ок. 760 г. до Р.Х.), он оставил свои стада (Ам. 7:15) и отправился из Иудеи в царство десяти колен Израилевых, которое в это время, при царе Иеровоаме II (787–747 гг. до Р.Х.), переживало период своего политич. и экономич. расцвета. Как гром среди ясного неба прозвучала здесь пророч. проповедь А. о Божьей справедливости, указавшая на упадок в религ., нравств. и социальной областях, которого не мог скрыть блестящий фасад экономич. подъема. Поэтому суд был неотвратим. Хотя А. и происходил из Иудеи, он проповедовал преимущественно в Северном царстве, в частн. в Вефиле, у главного святилища Израиля. Вероятно, как раз в это время проходили осенние празднества. Перед толпой, пришедшей поклониться золотому изваянию тельца, установленному Иеровоамом II, А. рассказывает свое видение о свинцовом отвесе (Ам. 7:7–9; возможно, отвес был оловянным). Священник ⇒ Амасия (4) (ср. Ам. 7:10–15) пытается удалить А. из Вефиля, запрещая ему проповедовать и донося на него Иеровоаму. Знаменитый ответ А. гласил: «Я – не пророк ... Но Господь взял меня от овец...» (Ам 7 и след.). Однако А. не был пророком, предсказывавшим только невзгоды, он также предрекал спасение, восстанов-ление падшей скинии Давида (Ам. 9:11–15).

II. ПРОПОВЕДЬ АМОСА

1) Ам. 1–2 – суд над шестью соседствующими народами, а также над Иудейским и Израильским царствами;

2) Ам. 3–6 – суд над Израилем;

3) Ам. 7–9 (рассказ о видениях) – о саранче, пожирающем огне, свинцовом отвесе, корзине с плодами, Господе над жертвенником (Ам. 7:1–9; Ам. 8:1–6; Ам. 9:1–10);

4) Ам. 7:10–17 – Ам в Вефиле (столкновение с Амасией);

5) Ам. 8:7–14 – предсказание о неутолимом голоде алчущих слова Божьего;

6) Ам. 9:11–15 – заключит. обетование: восстановление падшей скинии Давида.

III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ АМОСА

Стиль и изложение Книги пр. А. всегда привлекали внимание читателей. Вызывают интерес не только суровость его пророчеств, но и мощная выразительность образов. Стиль А., одного из первых пророков, чьи собрания изречений сохранились, точен и ясен. Его речь иногда возвышается до поэтич. параллелизма (⇒ Поэтическое искусство). В изложении видений А. видна четкая композиция; эмоц. напряжение к концу нарастает. Речь и видения А. наполнены символами. Его книга имеет немало точек соприкосновения с пятикнижием Моисея (Ам. 1Втор. 23:7; Ам. 2Числ. 24:17; Ам. 2Исх. 22:26; Ам. 2Числ. 21:21–28; Ам. 2Числ. 6:2–13; Ам. 3Втор. 4:34; Ам. 4Втор. 14 и др.), а также с книгами его современников, пр. Осии (ср. Ос. 1:1; Ос. 4:15; Ос. 8:14) и Исаии (Ис. 1Ам. 5:22; Ис. 5Ам 6 и след.; Ис. 13Ам. 5:8; Ис. 17Ам. 1 и др.). Девиз Книги пр. А.: «Господь возгремит с Сиона...» (Ам. 1:2) встречается и у пр. Иоиля (ср. Иоил. 3:16). кроме того, обнаруживается созвучность и с Книгой пр. Иова (Ам. 5:8Иов. 38 и др.). Время начала проповеди пророка указано в заглавии книги А.: «...во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года пред землетрясением». Более точная датировка проповеди А. невозможна, т.к. неизвестно, в каком году произошло упомянутое А. землетрясение (см. также Зах. 14:5). Но прибл. время деятельности А. можно определить, исходя из времени правления обоих назв. царей. В соотв. с этим, пророк выступил со своей проповедью ок. 760 г. до Р.Х. Иуд историк Иосиф Флавий стремился установить точное время землетрясения (Ant IX,10). Возможно, в картине суда (Ам. 8:9) отражается воспоминание о солнечном затмении, которое, согл. астрономич. расчетам, состоялось 15 июня 763 г. до Р.Х. (⇒ Летосчисление).

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Книга пр. А., как никакая другая пророч. книга, может служить «учебником» классич. прорицания. Основные черты истинного пророчества выступают в ней с непревзойденной яркостью. Господь лично призывает А. и является ему в видениях. Пророк, наделенный способностью по-новому видеть людей, возвещает откровение, данное ему Богом. С беспощадной суровостью указывает А. на социальное неблагополучие (Ам. 5:4–17; Ам. 6:7.12) и бичует безответственность богатых. Он предсказывает разрушение Израильского царства и пленение народа (Ам 9 и след.). Творимый Богом суд подтверждает Его власть над всем, что не только внешне, но и своей сущностью восстает против Него. Нередко люди, уверовав в собств. избранность, успокаивают этим свою обвиняющую совесть. А. разрушает это обманчивое чувство безопасности. Избранность не дает абсолютной гарантии спасения, но налагает повыш. ответственность, которая своим следствием может иметь и суд (Ам. 3:2; ср. Ам. 9:7). (⇒ Остаток). Но слова А. позволяют увидеть за Божьим судом Божью любовь. Возвещая наказание народам и призывая к покаянию, А. от имени Господа обещает спасение (Ам 5 и след.). Согл. Божьему обетованию, после суда настанет время, когда Бог Сам восстановит Свой народ и приведет его к окончат. спасению (Ам 9 и след.). В словах о суде над другими народами (Ам. 1) обращает внимание, что и враждебное отношение прочих народов друг к другу, а не только к Израилю и Иудее, рассматривается как основание для суда.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle