Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Аморреи

Аморреи (значение связано с аккад. амурру, «запад»). А., согл. Быт. 10:15.16, происходят от Ханаана, сына Хама. Этот народ сыграл значит. роль в истории, далеко выходящую за пределы той области Сирии и Палестины, которую вавилоняне в III тысячел. обозначали как «землю А.». В Библии говорится, что во времена Авраама А. жили зап. Мертвого моря – в ⇒ Хевроне (Быт. 14:13; ср. Быт. 13:18) и ⇒ Хацацон-Фамаре (Енгедди) (Быт. 14:7 и 2Пар. 20:2). Они были одним из семи народов, земли которых Господь обещал Израилю (Быт. 15:21; Втор. 7:1) и которых Израиль должен был предать заклятию (Втор. 20:17), когда наполнится «мера беззаконий Аморреев» (Быт. 15:16). А., как название самого сильного из хананейских народов, может обозначать и все доизраил. население Ханаана, особенно, когда речь идет о языч. идолопоклонстве (Быт. 15:16; Нав. 24:15; Суд. 6:10; 3Цар. 21:26). А. основали первую цар. династию Вавилона, самым знаменитым представителем которой был Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.), считающийся создателем известнейшего собрания др.-вост. правовых норм (законов Хаммурапи).

В ту же эпоху существовало другое аморрейское царство – Мари на среднем Евфрате, где в результате раскопок был обнаружен цар. архив (прим. 20 тыс. глиняных табличек). Эти послания из архива ⇒ Мари в определ. степени способствовали лучшему пониманию библ. данных, относящихся к временам патриархов. Царство Амурру в Палестине-Финикии упоминается в егип. док-ах из архива ⇒ Телль-Амарны. Когда израильтяне пришли на вост. берег Иордана, они столкнулись там с двумя царствами А.: с гос-вом есевонского царя ⇒ Сигона, располагавшимся на отнятых у моавитян и аммонитян землях между Арноном и Иавоком, Иорданом и пустыней, и с гос-вом васанского царя Ога, занимавшим тер. от Иавока до Ермона. Оба царя потерпели поражение, их земли были завоеваны евреями (Числ. 21:21–35; Втор. 2:24Втор. 3:11). После переправы через Иордан и захвата Гая Иисус Навин победил пять аморрейских царей: иерусалимского, хевронского, иармуфского, лахисского и еглонского (Нав. 10). А. были также в числе врагов израильтян, разбитых Иисусом Навином при водах меромских (Нав. 11:1–14). В покаянной проповеди Амоса Бог ставит в упрек израильтянам, что ради них Он истребил «Аморрея, которого высота была, как высота кедра ... Я истребил плод его вверху и корни его внизу» (Ам. 2:9). Но, несмотря на эти победы, остаток А. продолжал жить среди израильтян (Суд. 1:35; Суд. 3:5; 2Цар. 21:2). Во времена Самуила в отношениях с А. царит мир (1Цар. 7:14).

Впоследствии Соломон превратил уцелевших А. вместе с остатками прочих хананейских народов в оброчных работников (3Цар 9 и след.; 2Пар 8 и след.). Даже во времена Ездры еще упоминаются женитьбы евреев на аморрейских женщинах (1Езд. 9:1). У Иезекииля так сказано о Иерусалиме: «...отец твой – Аморрей, и мать твоя – Хеттеянка» (Иез. 16:3).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle