Иоаш (Иоас)
Иоаш (Иоас) Два евр. имени, которые одинаково передаются средствами рус. языка, но их значения в евр. языке различны:
I. «Яхве даровал»:
1) еврей из колена Иуды, потомок Силома (1Пар. 4:22);
2) потомок Авиезера из колена Манассии, отец Гедеона. Когда Гедеон разрушил жертвенник Ваала и находившееся рядом с ним изображение Ашеры (в Синод. пер. – «священное дерево»), установленные его отцом, И. заступился за сына перед жителями Офры, требовавшими смерти Гедеона: «Если он [Ваал] Бог, то пусть сам вступится за себя» (Суд. 6:11–32);
3) вениамитянин из Гивы, сын Шемаи, пришедший к ⇒ Давиду в Секелаг (1Пар. 12:3);
4) сын израил. царя Ахава (3Цар. 22:26; 2Пар. 18:25);
5) сын иуд. царя Охозии, царствовал в 840–801 гг. до Р.Х. Своему спасению от Гофолии и восхождению на трон был обязан своей тете Иосавеф и ее мужу, первосвященнику Иодаю, которые укрывали его в храме в течение шести лет (4Цар. 11:1; 2Пар. 22:10 – 2Пар. 23:21). И. стал царем в семилетнем возрасте. Наставляемый Иодаем, И. совершал богоугодные поступки. Только жертвоприношения на высотах не были им упразднены (4Цар. 12:3; 2Пар. 24:1–3). Еще при жизни Иодая И. повелел священникам и левитам (4Цар. 12:5.6; 2Пар. 24:4.5) позаботиться о восстановлении храма, пришедшего в упадок, в первую очередь, по вине Гофолии и ее сыновей. Но в 23-й год своего правления И. убедился, что священники и левиты не выполнили порученного им дела (4Цар. 12:6). Царь призвал к себе Иодая, освободил священников от ответственности за обновление храма и повелел установить специальный ящик для сбора серебра, которое предназначалось для оплаты труда ремесленников и для закупки строит. материалов (2Пар. 24:8–14).
После смерти Иодая царь подпал под влияние иуд. князей, совративших его к идолопоклонству. Слова пророков не были услышаны. Захария, сын Иодая, по приказу царя был побит камнями во дворе храма, за то что обличал народ в нечестивых делах (Мф. 23:35; Лк. 11:51). Перед смертью Захария сказал: «Да видит Господь и да взыщет!» Наказание пришло в лице арамейского (сир.) царя Азаила, который двинул войска на Иерусалим и отступил только после того, как получил золото из сокровищниц храма и цар. дома. Еще раньше арамеи, несмотря на свою малочисленность, разбили большое иуд. войско и взяли богатую добычу (4Цар. 12:18.19; 2Пар. 24:23.24). Спустя время И. был убит в ⇒ Милло заговорщиками: сыном Шимеафы – Завадом и сыном Шимрифы – Иегозавадом. Причиной заговора явилось убийство Захарии (4Цар. 12:20.21). Согл. 4Цар. 12:21, И. был погребен в городе Давида, но, как подчеркнуто в 2Пар. 24:25, не в цар. гробницах. Преемником И. стал его сын Амасия;
6) сын и преемник израил. царя Иоахаза, царствовавший в 802–787 гг. до Р.Х. (4Цар. 13:10–25; 4Цар. 14:8–17; 2Пар. 25:17–25). И. совершал богопротивные поступки и не отрекался от грехов Иеровоама. В самом начале его правления, когда страна находилась под гнетом арамеев, пр. ⇒ Елисей на смертном одре предсказал ему три победы над арамеями; их могло быть и больше, если бы царь проявил больше рвения, когда Елисей повелел ему бить стрелами по земле. И только сын И. – Иеровоам II, стал истинным избавителем, которого Господь дал Израилю (4Цар. 13:5). Но И. и сам одержал три победы над сирийцами и отвоевал у Венадада, сына Азаила, города, потерянные Иоахазом. кроме того, он нанес сокрушит. поражение иуд. царю ⇒ Амасии. И. был похоронен в Самарии, в гробнице израил. царей, а его преемником стал его сын Иеровоам II.
II. «Яхве приходит на помощь»:
1) сын вениамитянина Бехера (1Пар. 7:8);
2) распорядитель запасами «деревянного масла» у царя ⇒ Давида (1Пар. 27:28).