Зло, злоба, злобный
Эти понятия не обозначают определ. человеч. свойство или качество, они, скорее, выражают внутр., враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни. Добро и З. – два полюса, между которыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и З. (Быт. 3:1), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собств. силами (⇒ Грех):
1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в котором все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Бог не желал миру З. и не создавал его (об этом говорится в Быт. 3 – ср., однако, Ис. 45:6). Этому утверждению соответствуют библ. высказывания о бренности всего злого (см. Пс. 5:5; Пс. 33:17; Пс. 36:9; Пс. 139:12; Притч. 24:20; Иез. 36:29–33), об уничтожении З. (дьявола) и об окончат. отделении З. от добра (Мф. 13:49; Откр. 20:10.14);
2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств. необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Быт. 2:17), т.к. создан по образу Божьему (Быт. 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить который его никто не понуждал. В Быт. 3–11 (в гл. 3–11 речь идет о грехе, само же слово «грех» впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании З., но не сообщается о его происхождении. Оно просто существует как данность, и из Быт. 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было «хорошо весьма». Далее З. связывается с личностью, которая получает имя «лукавый» (Мф. 13:19; Еф. 6:16; 1Ин. 2:13; 1Ин. 5:18). Но и здесь сведения о происхождении «лукавого» отсутствуют;
3) лукавый – это ⇒ дьявол [от греч. диаболос], сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность З. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть З., а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Т.о., З. – это любое существо или явление, от которых исходит противление Богу (Втор. 1:34; Иер. 13:10; Флп. 3:2; 2Фес. 2:3). Но злоба – это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, З. – не просто пассивный «противник»: злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом З., «духи злобы» (Еф. 6:12), стремятся к воплощению (Лк. 8:32; Лк. 11:24–26 ⇒ Одержимость). По примеру воплощения Духа Божьего в христ. Церкви, З. тоже стремится обрести телесную форму (Пс. 63:3). В евр. тексте этого стиха употреблено то же слово – сод, которое обычно служит для обозначения «совета» народа Божьего (Иез. 13:9), «сонма» святых (Пс. 88:8) и даже «совета» Господа (Иер. 23:18.22); в Пс. 110«совет» праведных отождествляется с общиной;
4) З. стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств. порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч. теле (Мк. 9:20–22; Лк. 13:16), в браке (1Кор. 7:5), в вопросах собственности (Мих. 2:1) и в человеч. отношениях (Притч. 15:28; Притч. 17:4; Втор. 15:9; Ис. 9:16). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов. 1– Иов. 2:1; Мф. 5:10; 1Фес. 2:14–16). С тех пор как через человека З. проникло в мир (Рим. 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о «лукавом веке» (Гал. 1:4; ср. 1Ин. 5:19), об оскверненной лукавством земле (Иер. 3:2; ср. Числ. 13:20), о злых зверях (Быт. 37:20, в Синод. пер. – «хищный»; Лев. 26:6, – Синод. пер. – «лютый»), злом и лукавом времени (Пс. 36:19, – Синод. пер. – «лютое»; Еф. 5:16). Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (Рим. 7:24);
5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят. разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, т.е. к противлению Богу (см. Рим. 5:14; Мф. 4:1–11 и парал. места). Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя;
6) З. страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Пс. 28:3; 2Кор. 11:13–15) и действует «в глубине» и «в темноте» (Ис. 29:15; Иез. 8:12; Ин. 3:19). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2Фес. 2:8);
7) для совращения человека к З. недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Быт. 3:1). Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, которое толкает его на непослушание Богу (Рим. 7:7; Иак. 1:14);
8) осознание З. приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, который дает о себе знать после совершения греховного поступка (1Цар. 15:24; 2Цар. 12:13; Мф. 27:3). «Отягощенная» совесть служит человеку предостережением;
9) З. кроется в самом человеке (Быт. 6:5; Втор. 15:9; Мф. 24:48; Иак. 1:14; Иак. 3:14; Иак. 4:1). Страх говорит об осознании человеком своих грехов (Быт. 3:10; Рим. 2:9). Человеч. сердце слишком привязано к З. (Мк. 7:21). Лишь в результате искреннего отречения от З. (Пс. 118:101; Пс. 138:24; Иер. 25:5; Деян. 8:22) и полного очищения (Иер. 4:14) Кровью Христовой (Евр. 9:14), а также замены «сердца каменного» (Иез. 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Пс. 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З., и отвратить его от греха (Притч. 24:1). В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Иер. 1:16), либо «при кончине века» (Мф. 13:49). Придет время, когда отречься от З. будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: «Неправедный пусть еще делает неправду» (Откр. 22:11);
10) Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З., не только искупил человеч. грехи (Кол. 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1Петр. 2:1; Иак. 1:21) и побеждать З. добром (Рим. 12:21). Людям, преуспевающим во З. (2Тим. 3:13), христиане должны противопоставить добрые дела (Евр. 5:14) и свою истинную веру;
11) до полного искоренения З. (Откр. 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З. (Еф. 6:16). Понимая, что его враги – нечеловеч., нечестивые силы, «духи злобы» и «мироправители тьмы» (Еф. 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: «Избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13), и тогда верою в «Его Царство» он в этой битве познает силу и славу Бога (Ин. 16:33). Христианин знает, что умер для греха (Рим. 6:6–8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь.