Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Ефрем (Ефраим)

Ефрем (Ефраим) [евр. Эфрайим, вероятно, «плодородная земля» ]:

1) второй сын Иосифа, которого родила в Египте Асенефа, дочь Потифера, незадолго до наступления семи засушливых лет (Быт. 41:50.52). Иаков, приняв обоих сыновей Иосифа, уравнял их со своими собств. сыновьями и благословил Е. как первородного вместо Манассии (Быт. 48:5.8–20). Поэтому потомки Иосифа причисляются к двум коленам. С Рувима первенство было перенесено на Иосифа (1Пар 5 и след.). В благословениях Иакова (Быт. 49:22–26) и Моисея (Втор. 33:13–17) Е. и Манассия объединены вместе как потомки Иосифа. Многие из сыновей Е. погибли во время грабительского набега на Геф, предпринятого с тер. Египта (1Пар. 7:20–23);

2) потомки Е., сына Иосифа, и их удел. Это колено было одним из самых малочисленных. За время странствования по пустыне его численность сократилась с 40 500 (Числ. 1:33) до 32 500 пригодных к воен. службе мужчин, хотя колена Е. и Манассии вместе еще превышали по численности колено Иуды (Числ. 26:22.34.37). При передвижении израил. стана Е. вел те колена, которые располагались к западу от скинии; здесь были также колена Манассии и Вениамина. Они снимались с места вслед за левитами, несшими скинию (Числ. 2:18–24; Пс. 79:3). При разделе Ханаана ефремляне получили удел в центральной части этой земли – от Иордана до Средиземного моря; на юге они граничили с коленами Дана и Вениамина, а на севере – Манассии (Нав. 16:9; Ис Нав 17 и след.). В уделе Е. левитам был предоставлен Сихем и три других города, из которых Гезер (Газер) оставался во власти хананеев (Нав. 16:10; Нав. 21:20–22). Зато город Вефиль ефремлянам удалось завоевать, возможно, не без помощи колена Манассии (Суд. 1:22.25). Когда оба колена пожаловались Иисусу Навину на то, что их уделы малы, он призвал их вырубить лес у горы Ефремовой (Нав. 17:14–18) – на части тер. горной страны, попавшей в удел Ефрема (Суд. 2:9; Суд. 4:5; 3Цар. 4:8).

Поскольку Иисус Навин был ефремлянином (Числ. 13:9.17; Ис Нав 19 и след.), а скиния была установлена в Силоме, принадлежавшем уделу Е. (Нав. 18:1), это колено, несмотря на малочисленность, приобрело довольно высокое положение и ревностно старалось его сохранить. Варак разгромил Сисару не без помощи ефремлян (Суд. 5:14). Когда же Гедеон не позвал их на битву с мадианитянами, пригласив лишь преследовать разбитых врагов, ему пришлось столкнуться с гневом ефремлян, который он смог погасить разумными доводами (Суд. 7Суд. 8:3). После победы Иеффая над аммонитянами новое возмущение ефремлян привело к трагедии, поскольку галаадитяне взялись за оружие и нанесли ефремлянам сокрушит. поражение (Суд. 12:1–6). Данный текст также сообщает об особенности произношения ефремлян, связанной с диалектом, на котором они говорили, – ефремляне не выговаривали звук «ш», и по этому признаку галаадитяне выявляли уцелевших после битвы врагов, предлагая им в качестве проверки произнести слово «шибболет», которое у ефремлян звучало как «сибболет» (Суд. 12:6). В периоды царствования Саула и ⇒ Давида Е. стоит на стороне прочих сев. колен, впрочем не особенно проявляя себя (2Цар 2 и след.; 1Пар. 12:30). Только после отпадения 10 колен от сына Соломона Ровоама, о чем было провозглашено в Сихеме, ставшем цар. городом (3Цар. 12:1.16.25), Е. вновь приобретает влияние. Первый царь Северного царства Иеровоам и пророк Ахия были ефремлянами (3Цар. 11:26.29). К полит. разногласиям добавились религ. Одно из золотых скульптурных изображений тельца Иеровоам установил в Вефиле (3Цар 12 и след.). Господствующее положение колена Е. на севере позволяло пророкам использовать имя «Е.» для обозначения Израильского царства в целом (Ис. 7:5.9; Ис. 17:3; Ос. 4:17; Ос. 9:3.11.16; Зах. 9:10).

Завоевав в 722 г. до Р.Х. Самарию, ассирийцы увели ефремлян в плен, из которого не все они вернулись. Люди из колена Е., еще остававшиеся на тер. бывшего Израильского царства, смеялись и издевались над гонцами Езекии, которые приглашали их в Иерусалим на праздник Пасхи (2Пар. 30:1.10). Езекия приказал уничтожить изображения ⇒ Астарты и языч. жертвенники «в земле ... Ефремовой» (2Пар. 31:1). Также поступил позднее и Иосия. кроме того, этот царь принудил ефремлян сделать пожертвования на ремонт Иерусалимского храма (2Пар. 34:6.9). Некоторые ефремляне жили после возвращения из вавил. плена в Иудее (1Пар. 9:3). Пророки возвестили окончат. воссоединение колен Е. и Иуды (Ис. 11:13; Иез. 37:16–19), и Иезекииль в своем предсказании выделил колену Е. удел в земле обетованной между коленами Манассии и Рувима (Иез. 48:5). Однако в Откровении имя Е. не упоминается. Там наряду с Манассией (Откр. 7:6) назван Иосиф;

3) город вблизи Ваал-Гацора (2Цар. 13:23), тождеств. Ефрону (2Пар. 13:19) и Офре Вениаминовой (Нав. 18:23; 1Цар. 13:17). Сегодня это место, располож. в 7 км сев.-вост. Вефиля, называется Эт-Тайджибе; но существуют и другие предположения относит. местонахождения Е. Ефраим «близ пустыни» (Ин. 11:54) – это, по-видимому, тот же Эт-Тайджибе. Под пустыней в данном случае следует понимать долину Иордана. Е. был расположен к вост. от главной дороги, ведшей из Иерусалима на север. ⇒ Офра.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle