Евангелие от Марка
I.
См. вступит. часть статьи «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ»
II. ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА
1) в отличие от других Евангелий, Е. от М., без вступления (которое могло бы повествовать о рождении и годах отрочества Иисуса или же содержать пролог), начинается непосредственно с Его деяний. Точно так же строит свою проповедь и Петр (см. ниже, II,3), говоря об Иисусе, Который был засвидетельствован от Бога «силами и чудесами и знамениями» (Деян. 2:22). И читатель Е. от М. может воскликнуть вместе с теми, кто присутствовал при чуде Пятидесятницы: «Слышим... о великих делах Божиих» (Деян. 2:11);
2) АВТОР. Как название Е. от М., так и предание приписывают авторство книги ⇒ Марку, о котором из Деяний апостолов известно, что он был «сотрудником» апостолов;
3) МЕСТО И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ. Живший в Иерусалиме Марк, очевидно, лично принимал участие в некоторых событиях жизни Иисуса Христа, хотя и не входил в число учеников, постоянно Его сопровождавших, и поэтому не мог знать обо всем том, что происходило в Его окружении. Поэтому исследователей всегда интересовал вопрос об источниках, из которых Марк черпал свои сведения. свидетельства II в. по Р.Х. (Папий, Ириней, Климент Александрийский), как и более поздние, единогласно сходятся на том, что Марк записывал свое Евангелие со слов Петра. Согл. Клименту, а вслед за ним и Евсевию, Петр удостоверил правильность записанного и огласил Евангелие в церкви. Сам Марк упоминает многие подробности тех событий, которые могли быть известны только очевидцу (см. Мк. 1:40; Мк. 2:1–4; Мк. 3:5; Мк. 5:4–6; Мк. 6:39.40; Мк. 7:34; Мк. 8:33; Мк. 10:21; Мк. 11:21; Мк. 14:66–72). Сравнение Е. от М. с другими Е. также подтверждает участие Петра в его создании: в Е. от М. отсутствует все то, что в других Е. сказано в похвалу Петру, но в то же время его ошибки здесь не замалчиваются. Местом написания второго Е. отцы Церкви называют Рим Там Марк по просьбе членов церкви записал то, что проповедовал Петр. Марк, согл. 1Петр. 5:13, действит. был с Петром в Риме, поэтому нет оснований сомневаться в этом рассказе. Отсюда следует, что написание Е. от М. относится ко времени пребывания Петра в Риме незадолго до его кончины, т.е к середине 60-х годов I в. по Р.Х.;
4) АДРЕСАТ. Е. от М. было, т.о., предназначено для Римской церкви. Неизвестно, имело ли оно первоначально распространение за пределами этого круга. Содержание книги показывает, что она предназначалась для христиан из язычников, т.к. в ней присутствуют сведения, которые были наиб. актуальны именно для этой аудитории. Так, в Е. от М. нет родословия Иисуса, фарисеи упоминаются редко, отсутствуют обличения в их адрес и т.д. С др. стороны, здесь разъясняются некоторые иуд. обычаи (Мк. 7:3.4; Мк. 14:12; Мк. 15:42) и арам. слова (Мк. 3:17; Мк. 5:41; Мк. 15:22). В греч. языке Е. от М. часто ощущается лат. влияние;
5) ПОДЛИННОСТЬ Е. от М. в целом никогда не подвергалась сомнению со стороны серьезных исследователей. Вопросы вызывала лишь концовка (Мк. 16:9–20), поскольку в самых ранних и важнейших рукописях она отсутствовала. В то же время, наличие этого отрывка подтверждается многими свидетельствами, некоторые из которых восходят ко II в. по Р.Х. Концовка могла быть прибавлена к тексту позднее, или же, наоборот, в отдельных рукописях могла оказаться утраченной. Некоторые манускрипты содержат сокращ. вариант концовки. Не представляется также правдоподобным, чтобы Марк без серьезных причин (напр., из-за преследований) закончил свое Е. указанием на еще не осуществленное (по сюжету повествования) поручение Иисуса женам-мироносицам, и уж тем более – словами: «И никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк. 16:8). Множество различных теорий и до сего дня оставляет этот вопрос открытым.
III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
1) КОМПОЗИЦИЯ
Иоанн Креститель – «приготовляющий путь» (Мк. 1:1–8).
Приготовление Иисуса к служению (Мк. 1:9–13).
«Приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1:14.15).
I. Собирание круга учеников (Мк. 1– Мк. 8:30).
А. Призвание учеников (Мк. 1– Мк. 3:35):
1) призвание через слово и знамение (Мк. 1– Мк. 2:17);
2) служение учеников (Мк. 2– Мк. 3:35).
Б. Наставления ученикам (Мк. 4– Мк. 6:30):
1) проповеди Иисуса (Мк. 4:1–34);
2) деяния Иисуса (Мк. 4– Мк. 6:6);
3) деяния учеников (Мк. 6:7–30).
В. Утверждение учеников в вере (Мк. 6– Мк. 8:30):
1) деяния Иисуса (Мк. 6:31–56);
2) проповеди Иисуса (Мк. 7:1–23);
3) готовность учеников к исповеданию (Мк. 7– Мк. 8:30).
II. Борьба и победа (Мк. 8– Мк. 16:20).
А. Духовный рост учеников (Мк. 8– Мк. 10:52):
1) следование за Иисусом и вера (Мк. 8– Мк. 9:29);
2) мера истинного величия (Мк. 9– Мк. 10:31);
3) путь служения (Мк. 10:32–52).
Б. Приготовление к борьбе (Мк. 11– Мк. 13:37):
1) вторжение во вражеский стан (Мк. 11:1–26);
2) разделение позиций (Мк. 11– Мк. 12:34);
3) наступление Иисуса (Мк. 12– Мк. 13:2);
4) указания к последней битве (Мк. 13:3–37).
В. Страдания (Мк. 14– Мк. 16:20):
1) путь послушания (Мк. 14:1–42);
2) торжество тьмы (Мк. 14– Мк. 15:47);
3) Победитель тьмы (Мк. 16:1–20).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Чтобы понять Е. от М., следует обратиться к личности Петра – вдохновителя этой книги и свидетеля описанных в ней событий. Он пишет: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2Петр. 1:16). Благовещение Петра – это свидетельство о проявившемся на глазах у всех могуществе Иисуса, Которому «покорились Ангелы и власти и силы» (1Петр. 3:22) и посредством силы Которого «даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Петр. 1:3). ⇒ Царство Божие, о котором в первую очередь повествует Е. от М. (Мк. 1:14.15), – это Царство, являющееся не в слове, а в силе (1Кор. 4:20). Речь идет не о распространении некоего нового мировоззрения и новой этики, но о том, чтобы показать, как сила Божья проявляется в человеке и как можно достичь такой взаимосвязи с Богом, которая позволит Его силе действенно проявляться по отношению к людям. Царство Божие присутствует там, где внешняя и внутр. неполнота человеч. бытия восполняется силой Божьей. Здесь ничто не может быть исключением. Разнообразные болезни, потребность в пище, страдания вследствие природных катаклизмов, бедствия, вызванные грехом (Мк. 2:5) и смертью (Мк. 5:42), – все преодолевается Христом. Злые духи обращаются в бегство перед Ним, имеющим власть, – Святым Божьим (Мк. 1:24), Сыном Божьим (Мк. 5:7). Люди прибегают к Его помощи, и Его силы достаточно, чтобы избавить людей от любых бедствий, сколь бы ни возрастало число нуждающихся (Мк. 3:10). Однако в Е. от М. показана и другая сторона явления – неверие, препятствующее действию силы Божьей (Мк. 6:5.6), и отвержение веры некоторыми в Иудее. Но об этом упоминается вскользь, т.к. вопрос об Израиле играет в Е. от М. подчиненную роль. Основополагающие слова Крестителя, относящиеся к этой теме (Мф. 3:7–12; Лк. 3:7–9), отсутствуют в Е. от М., как и диспуты Иисуса с фарисеями (Мф. 23). Подчеркивается только мысль о непобедимости и славе Царства Божьего, к познанию которого должны быть приведены также и ученики Иисуса. Одна из особенностей Е. от М. – частое употребление слова «тотчас». Время Иисуса не безгранично: час Его смерти уже предопределен Богом. Поэтому Он спешит совершить все, что Ему предназначено. Деяниям Его учеников также поставлены временн е границы; всё стремится к своему завершению. В Е. от М. – «книге деяний Иисуса» – теме последних событий человеч. истории уделено необычайно много внимания (Мф. 13). В этом также можно увидеть указание на участие Петра в создании книги (см. 1Петр. 4:7–19; 2Петр. 3:1–14). Важнейший эпизод Е. от М. – исповедание Петра в Кесарии Филипповой, где Петр восклицает: «Ты – Христос» (Мк. 8:27–30). Это исповедание – кульминация Е. от М., его теологич. вершина. В первой части второго Е. центром являются чудеса, которые творит Иисус, во второй же основной акцент переносится на воспитание учеников. Тайна личности Иисуса беспрерывно обсуждается на страницах этой книги, а в конце ее внимание сосредоточивается на тайне Его страданий. Кесария Филиппова выступает в Е. от М. и как поворотный пункт в географич. смысле. Достигнув сев. предела Своего земного пути, Иисус с этого момента направляется на юг, к Иерусалиму – к Своим страданиям и смерти.