Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Глаз

I. ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА

Г. – орган зрения, наиб. полно воспринимающий внешний мир и передающий информацию душе человека. Г. человеч. ненасытимы (Притч 27:20; Еккл 1:8), и сердце следует за Г. (Иов 31:7). Поэтому Г. несут свет телу: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф 6 и след.). Искушение начинается с Г. (Быт 3:6; ср. 1Ин 2:16), а вожделеющий взгляд уже есть грех в сердце (Мф 5:28). О праведнике сказано, что он закрывает Г. свои, чтобы не видеть зла (Ис 33:15). Иов заключил завет со своими Г., дабы не смотреть на девиц с вожделением (Иов 31:1). Но человек видит только то, что находится перед его Г. (1Цар 16:7); чтобы человек обрел проницательность. Бог, дарующий ему видящие Г. (Притч 20:12), просвещает его очи (Пс 12:4) и очи его сердца для познания (Еф 1:18), иначе человек, видя, не будет видеть (Мф 13:13), ибо Г. его останутся «сомкнуты». Но там, где Г. «удержаны» (Лк 24:16), Господь откроет их, чтобы люди узнали Его, как это было с Агарью (Быт 21:19) и Валаамом (Чис 22:31). Подкуп же, напротив, ослепляет Г. (1Цар 12:3).

Г. сообщают внутреннему миру о внешнем и одновременно открывают то, что таится в сердце. Они могут быть добрыми (Притч 22 – МТ: «человек с добрыми глазами будет благословляем»), гордыми, надменными, тщеславными (Пс 17:28; Пс. 130:1; Притч 6:17; Притч. 21:4; Ис 10:12). Г. могут быть колючими от ненависти (Иов 16:9), они могут насмехаться (Пс 34:19) и не замечать просящих подаяние (Притч 28:27). Г. глупца устремлены на концы земли (Притч 17:24). Подмигивание Г. служит тайному взаимопониманию (Притч 6:13; Притч. 10:10; Притч. 16:30), Г. псалмопевца обращены на деяния Бога,а Г. рабов – на руки их господ (Пс 122:2).

Воз-вед. вверх Г. означают надежду и молитву, обращенную к Господу (Пс 122:1), взывание к идолам (Иез 33:25) или заносчивость (4Цар 19:22). От стыда и смирения люди не смеют поднять Г. и опускают их вниз (Езд 9:6: Иов 22– МТ: «Он спасет опустившего глаза»; Лк 18:13). Выражение «пред очами кого-либо» или «в очах кого-либо» означает «в присутствии кого-либо» (Быт 23:11; Ис 13:16; ср. Исх 10 и след.). кроме того, оно означает чье-л. собств. воззрение или мнение (Руф. 2:10; 1Цар 1:18; Иов 25:5). Тот, кто видит верный путь и ведет по нему (Иов 29:15), становится Г. слепого, а тот, кто указывает путь народу в пустыне, является Г. народа (Чис 10:31). Г. легко раним, и на этом построена притча о соринке и бревне в Г. (Лк 6:41). Во многих изречениях использован образ зеницы ока,которую надо особенно беречь (Втор 32:10; Пс 16:8; Притч 7:2; Зах 2:8). В Иез 24супруга пророка названа «утехой очей» его. Выражение «покрывало для очей» (Быт 20:16) может означать также искупление несправедливости, делающей ее как бы невидимой для Г.

II. ОЧИ БОЖЬИ

В то время как Г. идолов «смотрят»,но не видят (Пс 113:13; Пс. 134:16),от очей Господа, видящего в сердцах (1Цар 16:7), ничего нельзя утаить. Все открыто и обнажено перед Тем, Кому мы должны давать отчет (Евр 4:13), – все прошлое и грядущее (Пс 138:16). Очи Его видят все пути сынов человеч. (Иов 24:23; Иер 32:19). Они смотрят на всю землю, чтобы помогать праведным (2Пар 16:9) и руководить ими (Пс 31:8; ср. Пс 122:2). Но очи Господа обращены и на грешников, которые предстанут перед Судом (Ам 9:4,8) и не будут помилованы Его оком (Иез 5:11), как это случилось с израильтянами в пустыне (Иез 20:17). В Зах 3:9; Зах. 4 говорится о семи очах Господа, семь очей имеет и Агнец в Откр 5:6. Ср. ⇒ ВидетьВидЛицоСлепотаБолезнь.

III. ПРОЧЕЕ

Как метафора, евр. слово айин, означающее Г., нередко используется в тексте оригинала для обозначения искрящегося вина (Притч 23:31), поверхности земли (в Синод, пер. – «лице земли́» – Исх 10:5,15; Чис 22:5,11), источника (см. названия, в которые входит слово айин).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle