Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Лицо

I. ЗНАЧЕНИЕ

Основное значение евр. слова паним – «поворачивать», «обращать». Это повернутая вовне, обращенная к к.-л. объекту сторона предмета или человека. Греч. слово просопон подразумевает также поверхность, внешний образ, вид, облик, выражение, черты Л. и т.д. Евреи говорят о Л. земли (Быт. 2:6), воды (в Синод. пер. – «поверхность бездны» – Иов. 38:30). Еврейское слово паним используется и как предлог и в этом случае имеет значение «перед» (Моисей положил жезлы «пред лицем Господа» – Числ. 17:7). Встречаются различные сочетания слова паним с префиксами и суффиксами, которые, однако, всегда относятся к узнаваемой или познаваемой стороне того, о Л. чего идет речь.

II. В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ

В Библии слово «лицо» обозначает человека как отдельно взятую личность, характеризуемую ее внешними признаками; «смотреть на лица» или проявлять «лицеприятие» значит по-разному относиться к людям, в зависимости от их расы, народности, сословия, общественного положения и т.д. (Втор. 10:17; 2Пар. 19:7; Деян. 10:34; Рим. 2:11; Иак. 2 и др.). В Библии во многих местах и в различной связи говорится о Л. человека: о прекрасных Л. Ревекки (в Синод. пер. – «прекрасна видом» – Быт. 24:16), Иосифа (Быт. 39:6), Авигеи (1Цар. 25:3). От страха Л. темнеют (Наум. 2:10); от тайных речей Л. становятся недовольными (Притч. 25:23); Иеремия жалуется на свой народ, говоря, что «лица свои сделали они крепче камня» (Иер. 5:3). При недостаточном питании Л. становится худощавым (Дан. 1:10). На Л. отражается стыд (Пс. 43:16). Отвага придает Л. львиное выражение (1Пар. 12:8), мудрость просветляет Л. (Екк. 8:1), приветливость дарит Л. свет (Иов. 29:24). Обратить Л. на кого-либо означает оказать противодействие (Лев. 20:5); пасть на Л. свое – преклоняться перед величием к.-л. и выражать, на вост. лад, свою покорность (Лев. 9:24). Плевок в Л. являлся выражением полнейшего презрения (Числ. 12:14; Мф. 26:67), ударить по Л. означало покрыть позором (Мф. 26:67; 2Кор. 11:20). В стыде, страхе, смирении и страдании Л. закрывали покрывалом (Быт. 24:65; Исх. 3:6; 2Цар. 19:4). Л. наиболее полно выражает индивидуальность человека, иногда это слово означает самого человека (2Цар. 17:11, в Синод. пер. – «ты сам пойдешь», букв. «лицо твое пойдет»).

III. ЛИЦО БОЖИЕ

В ВЗ словосочетание «лицо Божие» служит выражением Божьего присутствия. Если Бог скрывает Свое Л., это знаменует близость сурового суда (Ис. 54:8; Ис. 59:2; Ис. 64:7), как и в случае, когда Бог обращает Свое укоряющее и гневное Л. против человека или народа (Иер. 44:11; 1Петр. 3:12; Откр. 6:16). Отчасти Л. Божие представляет Самого Бога (Исх. 33:14, в Синод. пер. – «Сам Я», букв. «лицо Мое»; в Синод. пер. – «Тебя», букв. «лицо Твое»; Пс. 30:21). Ангелы всегда видят Л. Божие (Мф. 18:10). Бог являет Себя человеку в откровении Своего Л. [евр. паним], сообщая людям всю полноту того, что они в состоянии познать о Боге. Когда Моисей вымаливает, чтобы Господь Сам вел Свой народ, Бог обещает, что предводительствовать народ будет Его Л. (Исх. 33:14). Обращая Свое Л. на Свой народ, Бог дарует израильтянам благословение, которое Аарон, по Божьему повелению, должен призывать на них (Числ. 6:25). Лицо Божие выводит израильтян из Египта (Втор. 4:37, МТ: «вывел тебя в лице Своем», в Синод. пер. – «вывел тебя Сам»). Бог так приблизился к Моисею, что говорил с ним Л. к Л., как с другом, и так же близко увидел Его Иаков (Быт. 32:30; Исх. 33:11).

IV. ЛИЦО ИИСУСА

В Л. Иисуса на земле присутствует слава Божья. Господь был так презираем, что от Него отвращали Л. Но Иисус не закрывал Своего Л. от поругания и оплевывания (Ис. 50:6; Ис. 53:3; Мф. 26:67; Мк. 14:65; Лк. 22:64). На горе Преображения, Л. Его просияло, как солнце (Мф. 17:2). Но в Л. воскресшего Христа слава Божья сияет уже неприкрыто (2Кор. 4:6), таким же явился Господь и Иоанну в его видении (Откр. 1:16). Если Моисей вынужден был закрывать от народа покрывалом свое Л., сиявшее отраженной Божьей славой (Исх. 34:29–35; 2Кор. 3:13), то ныне слава Господня отражается в открытых Л. верующих, которые преображаются, от славы в славу, в Его образ (2Кор. 3:18) – пока не удостоятся увидеть Бога Л. к Л. (1Кор. 13:12; Откр. 22:4).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle