Видеть, зреть
I. Слова «видеть» и «зреть» («глядеть») обозначают, в собственном смысле, восприятие окружающего мира телесными глазами (Мк. 8:24), а кроме того, духовное познание (Пс. 33:9). Самарянка видит, что Иисус – это Пророк (Ин. 4:19), в то время как другие смотрят на Него и этого не видят (Мк. 4:12; ср. 2Кор. 4:4). Можно увидеть или не увидеть конкретное событие, как пережитое, так и известное из чужого опыта: смерть (Пс. 88:49; Ин. 8:51), тление (Деян. 13:36), голод и меч (Иер. 5:12), Царство Божие и жизнь (Ин. 3:3.36). Бог тоже видит, поскольку «образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93:9). Но в то время как человек видит только то, что воспринимается глазом, Бог прозревает сердца (1Цар. 16:7) и видит тайное (Мф. 6:4). Иисус также видит сердечные помышления (Мф. 9:4; Лк. 9:47). Но самые глубокие тайны любви Божьей не видел ни один глаз (1Кор. 2:9).
II. Слова «видеть» и «зреть» употребляются также в значении пророческого ⇒ видения (Числ. 24:17; 3Цар. 22:19; Ис. 6:1; Откр. 21:1); пророк именуется прозорливцем или провидцем (1Цар. 9:9; Ис. 30:10).
III. «Видеть свет» означает жить на земле (Иов. 3:16; Пс. 48:20; Ин. 11:9); но это словосочетание может употребляться и в значении: «получать помощь от Бога» (Иов. 33:28; ср. Пс. 35:10).
IV: 1) узреть Бога (Мф. 5:8) – стремление и надежда всех верующих (Иов. 19:26; Пс. 10:7; Пс. 16:15). Но то, что дано ангелам (Мф. 18:10), остается недоступным для человека в этой жизни: никто не может узреть Бога, никто, кроме Его Сына, никогда не видел Его (Ин. 1:18; Ин. 5:37; Ин. 6:46; 1Тим. 6:16; 1Ин. 4:12), – но видевший Иисуса, видел Отца (Ин. 12:45; Ин. 14:9). Созерцание Бога превышает силы смертного человека, поэтому увидевший Бога должен умереть (Исх. 19:21; Исх. 33:20; Суд. 13:22); в ВЗ это правило частично распространяется и на внутреннее помещение Святилища (Святое Святых), в котором обитает Бог и на которое без покрова могут смотреть только священники, а также на ковчег завета (Числ. 4:19.20; 1Цар. 6:19). «Мы ходим верою, а не видением» (2Кор. 5:7), мы должны любить Бога, Которого не видим (1Ин. 4:20), и полностью доверять Ему, как если бы мы Его видели (Евр. 11:27). Только рабы Божьи «узрят лице Его» (Откр. 22:4); чистые сердцем увидят Его (Мф. 5:8), как Он есть (1Ин. 3:2), «лицем к лицу» (1Кор. 13:12); а без святости никто не увидит Господа (Евр. 12:14);
2) но если Бог и обитает в неприступном свете (1Тим. 6:16), то все же время от времени Он одаряет отдельных людей Своими явлениями. Тогда люди говорят, что они видели Бога. Моисей, Аарон и старейшины Израилевы видели Бога на горе Синай (Исх. 24:10), а Моисей, о котором сказано, что он видел образ Господа (Числ. 12:8; ср. Числ. 14:14), получил позволение, по крайней мере, посмотреть вслед Ему, когда попросил, чтобы Бог показал Ему Свою славу (Исх. 33:18–23). Во сне Иаков увидел Господа (Быт. 28:12–15), а после своей ночной схватки с Ним он свидетельствовал: «я видел Бога лицем к лицу» (Быт. 32:30). Это, скорее, следует понимать как ощущение помощи Божьей, чем реальное зрительное восприятие (ср. Иов. 42:5). Вопрос в Пс. 41:3: «Когда прийду и явлюсь пред лице Божие?» – выражает жажду псалмопевца узреть святилище Господне, принять участие в богослужении (ср. Пс. 41:5; Пс. 42:3; а также Иов. 33:26). Исаия в своем видении созерцал Господа с Его ангельским воинством в храме (Ис. 6), а Иезекииль зрел славу Господню (Иез. 1– Иез. 3:1; Иез. 8– Иез. 11:1; Иез. 43:1). Подобное видение было и у Иоанна на о. Патмос (Откр. 4). Однако все пророки созерцали не сущность невидимого Бога (1Тим. 6:16), а то, что названо «видением подобия славы Господней» (Иез. 2:1).