Источник

Гимн 51. О том, что славные земли и гордые богатством прельщаются тенью видимого; презревшие же настоящее не обманчиво делаются причастниками Божественного Духа 352.

Видя меня, Владыко, злословимого верными,

Как обольстителя и прежде обольщенного,

Так как я говорю, что по человеколюбию Твоему

И по молитвам отца моего я получил Духа Святого,

Помилуй и даруй (мне) слово, знание и мудрость,

Чтобы все противящиеся мне познали, Что внутри меня говорит Дух Твой Божественный.

Дай мне сказать, как изрек Ты, дай и мне, как обещал Ты (о тех),

Которым никто из них, Спасителю, не возможет противоречить или противостать (Лук. 21, 5);

Ибо Ты – Податель всех благ.

Хотя и говорят, Христе, что я, раб Твой, прельщаюсь,

Но я никогда не поверю, видя Тебя, Бога моего,

И созерцая пречистое и Божественное лицо Твое,

И воспринимая от него Твои Божественные озарения,

И будучи просвещаем Духом в умных очах своих.

Но не попусти, о Боже, прельститься всем

Ныне верующим в Тебя пагубною прелестью

Неверия в то, что Ты и ныне просвещаешь всех,

Озаряя лучами Божественного Божества Твоего.

Ибо Ты велик в милосердии, мы же – во грехах;

Ты обитаешь во свете неприступном, мы же все – во тьме;

Ты вне твари, а мы в твари;

Большинство же из нас чувством находятся

Вне (даже) и твари, будучи бесчувственны ко всему,

И противоестественно суть вне всего;

Смотря, они не смотрят, и видя, не видят,

И не могут умным чувством постигнуть

Чудес Божиих, но суть вне мира,

Лучше же в мире они находятся, как мертвые еще прежде смерти

И прежде смерти содержимые во аде преисподнейшем.

Итак, это суть те, конечно, о которых говорит Твое Писание:

Славные, богатые, гордые всем

И вообще мнящиеся быть чем-либо из таковых,

И не могущие понять стыда своего.

Ибо они приобрели себе мудрость мира сего

И славу, как одежду, и пустое самомнение,

Как жилище, создав прельщенным умом;

И в ту облекшись, в этом же обитая,

Они, как на дне, сидят во аде преисподнейшем

И не знают ни Бога, ни мира, Ни всех находящихся в мире творений Создателя.

Ибо кто познает Творца, прежде чем не увидит Его,

В разуме, как разумный, в уме же умно

И в умном чувстве мысленно усматривая (Его)?

Кто видящий духовно чрез Божественного Духа,

Будучи таинственно озаряем и вместе наставляем,

Пришел к некоему неясному познанию Творца?

Ибо так очищающийся сподобится получить

Яснейшее познание, как говорит все Писание.

Те же, (живущие) в страстях, как сказал я, нося безумие, как одежду,

И облекшись в самомнение, как в славу,

Утешаются и смеются над прочими,

И играют с тенями по подобию щенков.

Если [последним] ты бросишь орех, и он, покатившись, загремит,

То они подскакивают, хватаются, осклабиваются на него

И с ним валяются и вместе играют;

И если кто протянет пред ногами (их) веревку,

То они свертываются [в клубок] и, падая и протягивая

Вверх лапы, бывают причиною смеха для всех

Видящих (их) людей, во время их падения.

Так и те бесчувственно утешают бесов

Такими же деяниями своими и нравами.

Итак, скажи мне на вопрос, как полагаешь ты,

Могут ли таковые поведать иным о таинствах Божиих?

Как будут они просвещены светом ведения хотя отчасти

И другим сообщат, либо праведно произведут

Правый суд с истинным рассуждением,

Будучи облечены во тьму, как в одежду,

С чувством (являясь) бесчувственными и мертвыми среди жизни?

Но о вы, боголюбцы. послушайте речений

Истинных и дивных, которые уста Господни

И прежде изрекли и ныне всем изрекают:

Если вы не отложите славы, если не отвергните богатства, Если совершенно не совлечетесь пустого самомнения,

Если не сделаетесь последними из всех в делах

И в самых помыслах, лучше же в представлениях,

Считая себя самих последними из всех;

То не стяжете ни источников слез, ни очищения плоти,

Или не увидите, как это совершается.

Итак, плачьте о себе самих, кайтесь

И повседневно проливайте горячие слезы,

Дабы омыть умные очи сердца

И увидеть тот Свет, воссиявший в мире,

Который, сияя, вопиет и взывает: «Аз – свет миру» (Иоан. 8, 12; 9, 5)

Был, есмь и буду, и хочу быть видимым.

Ибо для того Я и в мир пришел телесно,

Единый соделавшись двояким и единым также оставшись,

Чтобы верно поклоняющиеся Мне, виденному, (как) Богу,

И хранящие заповеди Мои невидимо

Просвещались и умно тайнонаучались славе

Страшного Божества Моего и воспринятой (Мною) плоти,

И точно уразумевая двойственность естеств,

Несомненно воспевали Меня тогда, как единого Бога.

Ибо иначе невозможно хорошо познать домостроительство Мое

И снисхождение Мое, и прийти в страх,

И поклониться Мне, как Богу, бывшему во образе человека

И несказанно пребывшему Богом, –

Двум нераздельным, (как) единому ипостасью, а не естеством.

Итак, Я есмь един, Бог совершенный и человек

Всесовершенный, всецелый: плоть, душа, ум и Слово,

Весь человек и Бог в двух сущностях,

Двух также естествах, двух действованиях

И двух волях, и в единой ипостаси,

Бог вместе и человек, един есмь от Троицы.

Уверовавшие 353, что Я так существую и познаю, И чрез очищение прилежанием и покаянием

Возмогшие увидеть (Меня) в чистом сердце

И быть тайно наученными умно Моему домостроительству

Сами возлюбят Меня от всего сердца,

Сами же будут хранить и все заповеди Мои,

Изумленные Моим безмерным благоутробием;

Сами они и сопребывать будут со Мною и общниками славы

Отца Моего будут во веки веков.

* * *

352

В П. р. 32 слово; в л. п. нет этого гимна.

353

В П. р. поставлено причастие настоящего времени – верующие.


Источник: Творения : [в 3 т.] / преп. Симеон Новый Богослов. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - (Сокровищница святоотеческой письменности). / Т. 3: Божественные гимны. - 1993. – 393 с.

Комментарии для сайта Cackle