Рассуждение четвёртое. О ночи

Приидет ночь, егда никтоже может делати (Ин.9:4).

§ I

Грех подобен ночи. 1) Ночью люди не видят – и грешник лишается умных очей по словам Господним: нощь будет вам от видения, и тма будет вам от волхвования (Мих.3:6). И будет в день тот, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет (Ам.8:9). 2) Ночью люди лежат в постелях – и грешник почивает на одре безопасности. Егда прии́дет нечестивый во глубину зол, неради́т (Притч.18:3). Сему Павел повелевает восстать: воста́ни, спя́й, и воскресни от мертвых (Еф.5:14). Яко чада света ходите, и Христос: воста́ни, возми одр твой, и ходи (Ин.5:8). 3) Ночью люди не делают – и грешник не делает ничего доброго, но дела тёмные. Всяк делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть (Ин.3:20). Не приобщайтеся к дело́м неплодным тмы (Еф.5:11). 4) Ночью летают нечистые птицы, и приобретают добычу: а около бедного грешника летают злые духи, и семя слова Божия из сердец крадут. Приходит диавол и вземлет слово от сердца их, да не веровавше спасутся (Лк.8:12). Они радуются о добыче человеков запутанных в их сети. И возникнут от диаволския сети, жи́ви уловле́ни от него в свою его волю (2Тим.2:26). Яко лев рыкая, ходит, иски́й кого поглоти́ти (1Пет.5:8). 5) Ночью исходят звери и разбойники: им подобны грешники, кои один другого терзают как звери. И за умножение беззакония, иссякнет любы́ многих (Мф.24:12). 6) Наконец больные ночью не спят, болезнуют, воздыхают, и не дают покоя обитающим с ними: так верные, угнетаемы будучи от нечестивых, воздыхдют и взывают ко Христу Ей гряди Господи Иисусе (Откр.22:20), изыми нас из сей ночи, и пересели в Твой свет, да будем с Тобою. Господи! когда прииду́ и явлюся лицу твоему? (Пс.41:3). Изведи́ из темницы душу мою, исповедатися имени твоему (Пс.141:8). Покажи ми (Господи) славу твою (Исх.33:18). Насы́щуся, внегда́ яви́тимися славе твоей (Пс.16:15).

§ II

Мир подобен ночи: 1). В рассуждении личного отсутствия солнца правды Христа, без коего всё нам неприятно; однако мы верим и надеемся, что сие Солнце покажет нам Себя во общее всех воскресение, и даст Собою вечно наслаждаться: его́же подобает небеси́ у́бо прия́ти даже до лет устроения всех (Деян.3:21). 2) В рассуждении слепоты людской коей чрез грех самовольно себя подвергают: и не уве́деша, до́ндеже прииде вода и взят вся (Мф.24:39). 3) В рассуждении напастей: мир, как ночь, соединён с боязнью. В мире нет ничего, чего бы бояться не надлежало; все стихии угрожают погибелью: огнь сжигает, а вода потопляет, земля пожирает, воздух причиняет смертельные припадки; а о том уже и умалчиваю, что от человеческих ухищрений – нигде укрыться не можно. О! ежели бы мы столько были совершенны, чтобы и к нам сказано было: не убои́шися от страха нощна́го (Пс.90:5). 4) В рассуждении нечистоты похотей. Иоанн говорит: не любите мира, ни, яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве́ Отчи в нем (1Ин.2:15). Вот до чего мир нас доводит! Лишает любви и наследия Божия, и уподобляет нечистым: и посла́ его на се́ла своя́ пасти свиния́ (Лк.15:15).

5) В рассуждении беспечности. В мире люди почивают, пьют, веселятся, говоря с глупым оным богачом: почивай, яждь, пий, веселися (Лк.12:19). Ночью дщери Лотовы упаивают его вином: упои́ша же отца своего вином в нощи́ о́ней (Быт.19:33) и проч. Так сладостями своими упаивает нас мир, и во всякие пороки устремляет. Так ночью пирует Валтасар, и видит: Мани́, Теке́л, Фа́рес (Дан.5:25). Валтасар царь сотвори велию вечерю (Дан.5:1). Тогда царю зрак измени́ся, и размышления его смущаху его, и соу́зы чресл его разслабляхуся, и колена его сража́стася (Дан.5:6). Олоферн творит пир, и от рук женских убивается: и бысть в день четвертый, сотвори Олоферн пир (Иудиф.12:10). И прибли́жившися ко одру́, взя в горсть власы главы его и удари в выю его дважды силою своею, и отъя́ главу его от него (Иудиф.13:7–8). Вот как воздаёт нам мир за то, что мы ему служим! Но не так поступают праведники: они днём и ночью не перестают хвалить Бога, и вопиют Ему с сокрушением сердечным подобно Давиду: в день запове́сть Господь милость свою: и но́щию песнь его у мене́, молитва Богу живота моего (Пс.41:9). Отры́гну сердце мое слово благо (Пс.44:2). Блаженны плачущие в ночи, и дела Господни помышляющие! Плача плакася в нощи, и слезы его на ланитех его (Плч.1:2.). Блаженны всегда хвалящиеся с Аввакумом: на стражи моей стану (Авв.2:1).

§ III

Ветхий Завет подобен ночи: поскольку тогда ещё не восходило Солнце Правды Христос, но точию ещё ожидаемо было, как говорит Малахия: и возсия́ет вам боя́щымся и́мене моего́ солнце правды (Мал.4:2). В Ветхом Завете пророки, яко пе́телы, предвозвещали восхождение Солнца сего, и возбуждали спящих от сна неверия: о сем вси пророцы свидетелствуют (Деян.10:43). Сей ночи, то есть Ветхого Завета покрывало, были обряды и проображения, свидетельствовавшие о будущем Мессии. Оный пасхальный агнец что́ прообразовал, ежели не Господа нашего, заклатися имевшего? Се, агнец Божий, взе́мляй грехи мира (Ин.1:29). Оная змия вознесённая в пустыне что́ означала, как не Христа на крестном древе вознестись имевшего? Якоже Моисей вознесе́ змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому (Ин.3:14). Что́ знаменовал оный камень, из коего Моисей извёл воду? Не живоносное ли ребро Христово, источившее нам кровь и воду? И а́бие изы́де кровь и вода (Ин.19:34). И что я силюсь исчислить все прообразования, ежели весь Ветхий Завет оными преисполнен? Ныне ночь прейде, день же приближися; возсия от Девы Солнце Правды Сын Божий: ходите, до́ндеже свет имате, да тьма вас не имет (Ин.12:35).

§ IV

Последние времена подобны ночи. Ночью люди почивают, то есть безопасны суть: так и в последние времена люди преданы будут нерадению, и всяким беззакониям, как будто бы они не ожидали дня Господня великого и просвещённого, иже грядет яко тать. В последние времена свирепый зверь диавол свирепствовать будет, ведая, что мало уже сему времени осталось, и озлоблять жену, то есть Церковь Христову: и испусти́ змий за женою из уст своих воду яко реку, да ю в реце́ потопи́т (Откр.12:15). Вода – здесь означает помыслы худые, еже отпасти от веры, кои, по подобию Фараонову, беспокоить будут, и не допустят в обетованную землю; означает также несчастия, гонения и мучения, коим имеют подлежать избранные. Давид гонения уподобляет воде: внидоша воды до души моея́ (Пс.68:2). И Исаия: сего ради се, возводит Господь на вы воду реки сильну и многу, царя Ассирийска и славу его (Ис.8:7). Также и злые люди все свои силы напрягать станут на истребление рабов Божиих. И будут знамения в солнце и луне и звезда́х: и на земли туга́ язы́ком от нечаяния, шума морскаго и возмущения, издыхающым человеком от страха и чаяния грядущих на вселенную (Лк.21:25–26). Восстанет язык на язык, и царство на царство (Мк.13:18). В последняя времена отступят нецыи от веры (1Тим.4:1). Подобает в вас и ересе́м быти (1Кор.11:19). Здесь вера и терпение! Блажен и свят, иже имать часть в воскресении первем: на нихже смерть вторая не имать области (Откр.20:6). Но на ком смерть вторая не имать области? Кто во время ночи напастей и гонений явится светел, аки звезда небесная, он-то причтён будет к числу избранных, и получит в наследие Иерусалим, о коем тайновидец Иоанн: и показа́ ми град великий, святы́й Иерусалим (Откр.21:10). Там не будет плача, ни тьмы, – но радость и свет. И нощи не будет тамо, и не потребуют света от светилника, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я (Откр.22:5). Блажени творящии заповеди (Божии), да будет область им на древо животное, и враты́ внидут во град (Откр.22:14).

Комментарии для сайта Cackle