Рассуждение третье. О мире

В мире бе, и мир тем бысть, и мир его не позна́ (Ин.1:10).

§ I

1) Мир взимается за систему неба и земли. В сем смысле взимаемый есть книга Божия, Богом написанная, свидетельствующая о Его совершенствах. Когда Антония Великого вопросил некоторый Философ: как может он жить в пустыне без книги? Ответствовал: моя книга, Философ! есть натура, вещи, от Бога сотворённые9. И подлинно – из вещей познаём мы Божию премудрость, коею Он создал всё полезное и прекрасное, расположил всё пристойным образом. Ангелы, человеки, и все тела – поведают бездну премудрости Божией. Что везде видна целость, исполнение, что всякая вещь имеет симпатию и антипатию, что по видимому вредная вещь служит к доброму концу, что все вещи служат человеку или для нужды житейской, или для увеселения, или для врачевства – сие не есть ли доказательством премудрости Божией? Усматриваем в мире Божие всемогущество, коим Он всё видимое и невидимое сотворил из ничего; видим благость Его, коею Он уделил всякой вещи столько, сколько она вместить может. Из сей то книги научается человек познанию Бога.

2) Мир взимается за врагов, противящихся духовному Царству Христову, кои Духа Святаго прияти не могут, как говорит Христос: Дух истины, егоже мир не может прия́ти, яко не видеть его, ниже́ знает его (Ин.14:17). Или: аще от мира бы́сте были, мир убо свое любил бы (Ин.15:19).

3) Взимается за состояние человека в мире сем, о коем говорит Павел: ожени́выйся печется о мирских (1Кор.7:33); а наипаче относится к благочестивым, коим мир сей есть пустыня. (α) В рассуждении камней претыкания, на кои сии часто падают, но не разбиваются, ибо Господь сохраняет их: на руках во́змут тя, да не когда преткне́ши о камень ногу твою (Пс.90:12). (β) В рассуждении львов и змеев, то есть злоковарных и сильных людей, кои восстают на погубление праведников; но Бог обещает им свою помощь чрез Давида: на аспида и василиска насту́пиши, и попере́ши льва и змия (Пс.90:13). (γ) В рассуждении жестокого пути, по которому они идут в Царствие Небесное. (δ) В рассуждении недостатка вещей к пропитанию нужных, который они претерпевают.

4) Взимается за весь род человеческий, т. е. за праведников и грешников, верных и неверных, как говорит Иоанн тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть (Ин.3:16). Здесь под именем мира заключаются не одни только избранные (как утверждают Калвины), но все без изъятия люди, все племена и язы́цы. Для всех спасения Отец небесный послал единородного Сына в мир: ибо все и избранные лежали под игом греха.

§ ІI

1) Мир весь во зле лежит (1Ин.5:19). Ибо есть зол в рассуждении злого начальника, кой есть диавол, в рассуждении злых дел, творимых в нём, в рассуждении злых соблазнов, в рассуждении злого исхода мира сего.

2) Мир есть переменен в счастье. Ибо в мале нас приемлет и изгоняет, привлекает и отвергает, увеселяет и опечаливает, возводит и низводит, услаждает и наказывает.

3) Мир есть бедствен в рассуждении состояний человеческих: ибо преисполнен бедами, досадами, возмущениями. Печален во вступлении, печален в продолжении, плачевен в окончании. С плачем рождаемся, в плаче живём, с досадой умираем.

4) Мир есть суетен. Начинает великим – оканчивает малым. Высокое начали-было строители столпа Вавилонского, но – окончание было смешное. Навуходоносор начинает от древа, – а кончил на корне. Христос с начала поздравляется Царём, – а после распинается.

§ III

Троякая похоть мирская: похоть очей, похоть плотская, и гордость житейская. Тройственное число есть совершенное; посему и совершенная человеку погибель от мирской похоти происходит. Нет ничего, чтобы с толикою упрямостью противилось слову Божию, как похоть и услаждение мира сего. Похоть и духовное учение, плоть и дух – имеют непримиримую между собою вражду, как говорит Павел: плоть похотству́ет на духа, дух же на плоть (Гал.5:17). Похоть, учения духовного, вечно не приемлет; но или сердце делает твёрдым, дабы слово Божие проницать оного не могло, или, ежели познает некоторые частицы огня любви, зародившегося в сердце – истребляет оные на подобие воды. Сия похоть действовала в Израильтянах, о коих говорит Бог чрез Осию: блуд и вино и пиянство прият сердце людий моих (Ос.4:11). Напротив того плоть – воспламеняет, и человека всего делает похотливым так, что он лишается желания духовных благ, и, по словам Апостола, почитает богом чрево (Флп.3:19), Небесное презирает, и всё своё благополучие поставляет в удовольствиях плотских. Но скажи, пожалуй:

1) Что может быть гнуснее плоских услаждений? Они преисполнены единым тернием. Испытай оные, везде они тебя беспокоить будут, и удовольствовать не могут. Избери сам что хочешь: будь скуп или будь роскошен, сверх сего будь ещё горделив и честолюбив. Но в честолюбии – не терние ли? В сребролюбии – не терние ли? А порочная любовь сколько имеет досад и невыгод? Богатство – сколько забот? Чести – сколько опасностей?

2) Что может быть обманчивее мирских услаждений? Они обещают одни только прелести, услаждают, пленяют и привлекают чувства, по подобию терния, имеющего на себе приятнейшие шипки; но ничего не приносят кроме горестей, болезней, и раскаяния. Ибо как купцы покупающему сукно не показывают средины, ни конца, но одно точию начало: так и похоти тем, кои им раболепствуют, не показывают средины, то есть грызения совести, ни конца, то есть вечных мук, но одно только начало, минутное, то есть услаждение и приятность. Посему Адриан Император, уподоблял оные позлащённым и сахаром усыпанным пилюлям: a Диоген – сладкому яду. Да и подлинно, они – суть горькая сладость, и сладкая горесть, ибо чрез скорогиблющую сладость доставляют вечную горесть. Одна капля приятности влечёт за собою океан горестных мучений. Соломон говорит: последняя же радости в плачь приходят (Притч.14:13).

3) Что может быть гнуснее похотей мирских? Златоуст говорит: „утехи мира сего преобращают человеков в свиней, да ещё и худшими делают, и заставляют по подобию свиней – в тине пороков валяться»10. Ибо как свиньи оставляют благовонные розы, валяются в смрадной грязи: так и пристрастившиеся к похотям мирским, не прельщаются благовонием и приятностью благочестия, но гнусным предаются порокам, испускающим великое оное зловоние, о коем пишется: возсмердеша и согниша раны моя́ (Пс.37:6). Свиньи презирают бисеры, попирают оные ногами, а гоняются за рожка́ми: и роскошные насыщаются с блудным сыном от рожец, яже едят свиньи. Какое есть мира сего удовольствие, которого бы не можно было уподобить рожца́м и грязи, в коей валяются свиньи?

4) Что́ суетнее удовольствий мирских? Соломон, испытавши все роды весёлостей на конец сказал: суета су́етствий, и всяческая суета (Еккл.1:2). „Ежели бы можно было нам утопать во всех родах удовольствий сто лет, придадим ещё сто лет; но что сие будет против вечности? – говорит Златоуст. Ибо что есть сон одного дня – в сравнении всей жизни, то есть временное мирское удовольствие – в сравнении c состоянием вечных благ»11. Можно ли тому статься, чтобы согласился кто чрез всю жизнь мучиться для того единственно, чтобы однажды узреть приятное сновидение? И кто есть столько безумен – кто бы согласился на таковое награждение? Услаждения мирские приятному подобны сновидению, которое, по возбуждению от сна или забывается, или проходит. Но бедное состояние! Человек лучше хочет чрез всю вечность мучиться, нежели лишиться минутного удовольствия, которое гораздо скорее уходит, нежели является; скорее исчезает, нежели услаждает. [Снеси: (Прем.5:8–11)].

5) Что вреднее, как мирская похоть? Она есть приманка всех пороков. Она есть уда, коею диавол человека влечёт в погибель. Есть яма, ископанная диаволом для нашего падения. Есть силок для нашего уловления. Есть уда для нашего обмана. Есть яд для нашего умерщвления. Есть, наконец, меч для нашего убийства. Есть яма: ибо всяк кто любит мир сей и гордость его, тот падает в ров погибели, и даже до дна адова досягает: в сию яму пали: Корей, Даван, и Авирон. Есть силок: ибо мир и диавол разные употребляют хитрости и вымыслы для уловления человеческого; гордого – уловляют сетью чести, скупого – силком богатства, роскошного – загоняют в сети разных напитков и сластных кушаний, похотливого – взглядом и обращением женским, а ленивого – праздностью уловляют. Есть уда: ибо, как ловец, чтобы поймать рыбу, накладает на уду какую-нибудь приманку, за коею бросившись, рыба глотает уду, и вместе теряет и жизнь свою: так и мир, чтобы уловить нас, показывает временное удовольствие, коим мы прельщаемся, и чрез сие спасение душевное погубляем. Есть яд: ибо ничто столько не убивает тела и души, как мирская похоть: тело чрез роскошь изнуряется, ослабевает, делается неспособным к несению трудов, и к отправлению должностей, да ещё и прежде времени разлучается с душою; а душа в силах теряется, рассуждение и понятие тупеет, к созерцанию вещей Небесных становится неспособною, и, наконец, пришедши в некоторый род уныния, отчаивается о своём спасении, и так вечно погибает. Есть меч: ибо мирская похоть убивает душу: на сей меч пал Саул. Сей меч окончил жизнь и Валтасарову. Сей меч отнял главу Олоферну, и не главу точию, но и душу погубил.

§ IV

Узнав сие, кому уподобим мир сей? Подобен павлину, кой разностью своих перьев гордится; но вдруг перестаёт, как только увидит гнусные свои ноги. Подобен праху, егоже возметает ветр от лица земли (Пс.1:4); ибо слава его, утехи его – суть прах. Где слава Соломонова? Где громкие Александра Великого победы? Где богатство Крезово? Где красота Авессаломова? Где гордость Навуходоносорова? Где сила Самсонова? Где пиршество евангельского богача? Яко прах, егоже возметаст ветр от лица земли: так всё сие мирское прошло и исчезло.

§ V

Бежим убо, Христиане, от многомятежного и лживого мира сего. Не будем в нём безопасны, разве стояще на Божественной страже, ограждены чистотой, смирением и любовью, и держа в руках своих щит с таковым надписанием: победа над миром и плотию. Взираем умными, взираем Авраамовыми очами на Содом мира сего, в коем более ничего не увидим кроме дыма, аки из печи исходящего (Быт.19:27–28). Помним, что наше житье на небесех есть, по сему и да мудрствуем горняя, а не земная. Вышних поищем, иде́же есть Христос о десну́ю Бога седя́ (Кол.3:1).

§ VI

Не сообразуйтеся, – учит Павел, – веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, в е́же искуша́ти вам, что есть воля Божия благая и угодная, и совершенная (Рим.12:2). Отвергше убо нечестие, потщимся пожить праведно и благочестиво в нынешнем веце (Тит.2:11–12). Сие мы учиним, ежели не будем примешиваться к делам мира сего, ежели будем бегать похоти очей, похоти плотской, и гордости житейской.

§ VII

Израильтяне не могли бы войти в землю обетованную, ежели бы не вышли из Египта: так и мы в горний Иерусалим не внидем, ежели не первее изыдем из Египта мира сего: изыди́те из нея́, людие мои, да не причастите́ся грехом ея и от язв ея да не вредитеся (Откр.18:4). Чуждый огнь – принесённый во святилище – попалил принёсших: любовь мира сего есть огнь чуждый, не возожжённый от олтаря кадильного, но от земли, и земных вещей. Сей огнь пожигает своих почитателей (Лев.10:1–2).

§ VIII

Да и откуда в нас таковое неумеренное пристрастие к мирским вещам, ежели они – суть и тленны, и ежели препятствуют к достижению Небесного Отечества? Не умеренное говорю; ибо умеренное употребление вещей мирских Бог не запретил, но как всё сотворил на пользу нашу, так и повелел ими пользоваться, но не для того, дабы мы, пристрастившись к оным, и свой позабыли конец, для которого мы от него сотворены. Употребление вещей умеренное и благоразумное есть похвально: злоупотребление же есть вредно и бесславно. Не мы ли в мире сем должны странствовать, а не жить так, якоже Моав (Иер.48:11); ибо живут здесь одни только Хананеи, о коих пишется: Ханане́е же тогда живяху на земли (Быт.12:6), некие, то есть люди, кои не помышляют о Небесном Отечестве, а предавшись люблению одних земных добр, живут по долинам плотских услаждений и помыслов.

§ IX

Приуготовим себя к видениям.

1) Преславные дела совершаются на горах. На горе́ даёт Бог закон; на горе́ Моисей, воздевая руки, побеждает Амалика; с горы усматривает Моисей землю обетованную; на горе́ Христос преобразуется, да научит нас презирать юдоль мира сего, и говорить с Давидом: возведох очи мои в горы (Пс.120:1).

2) Невеста к жениху своему говорит: совлеко́хся ризы моея́, како облекуся в ню? умых нозе мои, како оскверню их? (Песн.5:3) Мы совлечёмся ризы плотской воли, чрез умерщвление плоти и отвержение нас самих, и дабы ноги наши, омытые водою и духом в Крещении не были осквернены, то мы не должны стоять на пути грешных (Пс.1:1).

3) Моисей, вошедши в мрак, беседовал с Богом (Исх.19). Ежели желаем наслаждаться лицезрения и беседы Божия, должны входить в мрак, и не пребывать в скорогиблющей светлости мира сего, но оставить оную; ибо тот идёт во мрак, кто блеск мира сего за ничто ставит.

4) Не явил себя Бог Моисею, когда он жил в Египте, но по исшествии из него: и к нам не явится благодать Божия спасительная, ежели не отвержемся мира сего со страстьми и похотьми.

5) Се, изводя нас Господь из мира сего, призывает к вечери; но на оную приходят одни только нищие духом. Не приходят на оную уловленные прелестями мира сего. Не насыщаются ею горделивцы, кои означаются под именем купивших село. Недостойны её богатолюбцы, кои разумеются под именем купивших супруг волов. He удостаиваются её и плотоугодники, жену появшии (Лк.14:18–20). Все сии не снедают обеда в Царствии Божием; ибо нет причастия миру с Богом. Какое причастие свету с тьмою? Гиене со псом, или Дагону с ковчегом завета? (1Цар.5:3–4) Мир сей есть храм Дагонов, ибо в нём жертва приносится от людей плотских – богу плодов, то есть Дагону. Кто имеет в сердце своём сего бога: тот не имеет Духа Святаго.

6) Бог, восхотев, чтобы Израильтяне жертвы ему принесли в пустыне (Исх.5:1), подавал в пустыне росу и манну. Души наши должны быть пустынею, в коей приносимы быть должны Богу жертвы доброделания, да причастимся манны и росы Небесной.

§ X

О! ежели бы мы столько были счастливы, чтобы с Павлом сказать могли: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся, и аз миру (Гал.6:14). И справедливо сим похвалиться можем, ежели будем презирать мирская добра; ежели будем умерщвлять уды наши, то есть пороки и грехи в нас живущие; ежели и повод ко грехам пресекать станем; ибо сие значит – распятие миру. „Взаимно между собою распялись, – говорит Амвросий, – Апостол миру, и мир Апостолу; ибо Апостол ничего не желает мирского, а мир своего ничего сыскать не может в Апостоле»12.

Блажени распеншиися миру, яко воскреснут со Христом, и снедят Пасху в Царствии Божии!

* * *

9

Сократ, книга 4, гл. 18.

10

Бесед. 71, том 4, стр. 66.

11

Злат. в увещании к Феод. падшему, том 2, стр. 412.

12

На 6 гл. к Галат.

Комментарии для сайта Cackle