Глава 12. Видимый мир – отображение свойств Божиих
Видимый мир есть отчасти образ Божий, хотя в ином существенно отличном значении, чем человек. Достойно обличает св. апостол Павел язычников за то, что они славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся и служили твари вместо творца, но тот же апостол в том же месте перед тем обличением написал: то, «что можно знать о Боге, явно для них (язычников), потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:19,20). Подлинно, видимый мир говорит нам не только о бытии Божием, но и о свойствах Божиих, которые отчасти отразились в нем, как в зеркале. Громадное пространство мира, наши измерения превосходящее, говорит о всемогуществе Создателя его, разумное устройство предметов мира и в целом и во всех частях свидетельствует о премудрости Божией, всюду разлитая жизнь возвещает о благости Божией, общие законы, держащие всю вселенную в гармонии и порядке, говорят об единстве Творца и Промыслителя. Нечестиво самый мир или отдельные предметы в мире признавать за Бога, но и грешно в видимом мире не видеть Бога Создателя его. Не видят Бога в мире неразумные животные, но человек, созданный по образу Божию, видит Его в мире и должен видеть, ибо подобный понимает подобного.
Особенно же ясно Господь Бог являет Свое присутствие в мире и Свои Божеские свойства, когда совершает в нем чудеса, то есть, дела, превышающие законы природы, данные ей при создании, и по которым она постоянно действует.
Святые места и святые предметы
Как между людьми есть святые, в которых по преимуществу отображается Бог и проявляет Свою силу в великих знамениях и чудесах; так и между местами и предметами мира есть такие, в которых и через которых по преимуществу открывался и открывается Бог, которые самим Богом названы святыми и особенно чтились и чтутся людьми.
Когда Господь Бог явился патриарху Иакову в Вефиле, сей сказал: «истинно Господь присутствует на месте сем... Страшно место сие. Это не иное что, как дом Божий. Это врата небесные. И возлил он елей» на камень, на котором спал (Быт.28:16–18). Когда Господь явился Моисею в купине или терновом кусте, который горел и не сгорал, то сказал ему: «сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Чтят и ныне христиане места погребения и воскресения Христова в Иерусалиме, гору Фавор, на которой Господь преобразился, и Елеон, откуда вознесся на небеса, и другие св. места, как об этом предсказано пророками: «и будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа» (Зах.8:21,22; Ис.2:3. гл. 60).
Также и предметы, созданные руками человеческими по Божию повелению, для проявления через них славы Божией, особенно чтились и чтятся. Святой Стефан, епископ Бострский, пишет иконоборцу: «ты говоришь, что сам Бог запретил поклоняться рукотворенному. Скажи же, иудей, что есть на земле нерукотворенного? Не кивот ли Божий, сделанный из дерева сефим? Разве он не руками сделан? И жертвенник, и очистилище, и стамна, где находилась манна, и трапеза, и свещник, и скиния внутренняя и внешняя, – разве все это не дело рук человеческих, когда все это сделано Моисеем? И почему сотворенное руками называется: Святая Святых?»16 Вся ветхозаветная скиния, говорит апостол Павел, была образом небесного или небесных (Евр.8:5). По снесении между собою разных мест Св. Писания, можно полагать, что алтарь ее или Святое Святых соответствовал высшему небу, а ковчег с херувимами в алтаре соответствовал престолу величествия на небесах (3Цар.8:27; Евр.1:3, 4:14, 6:19, 7:26, 8:1, 9:24; 2Кор.12:2; Откр.8:3, 11:19, 14:15,17–18, 15:8). Скиния была рукотворенная; а Моисей и Аарон падали на лица свои у входа ее (Исх.26:6; Нав.7:6). Святой царь Давид говорит о ней: «войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Иудеи весьма чтили самое место храма Соломонова в Иерусалиме даже по разрушении храма пророк Даниил в плену Вавилонском троекратно в день отворял окно в своей горнице, обращенное к Иерусалиму, чтобы молиться, где был храм Соломонов, уже разрушенный Навуходоносором (Дан.6:10).
Святые храмы Божии в новозаветной церкви
Тем более должны быть чтимы храмы христианские и в них по преимуществу престол Божий. Ветхозаветная скиния и предметы ее освящены были через помазание миром и все прикасавшиеся к ним, освящались (Исх.30:23–29). Через помазание освященным через епископа миром престола, антиминса и стен христианского храма вселяется в него Дух Святой и с того времени присутствует в нем особенным, преимущественным образом17, присутствует в храме христианском и Господь Иисус Христос Божеским и человеческим естествами в пречистых Тайнах и в большей части храмов постоянно присутствует весь всецело обоими естествами в запасных дарах. А где Сын и Дух Святой, там и Бог Отец. И в храмах христианских явлено много знамений и чудес, свидетельствующих о действительном, преимущественном присутствии в них Божества.
Противны врагу Божию, злому духу и святые храмы Божии. Некогда он искушал самого Иисуса Христа словом Божиим; поставив Его на кровле ерусалимского храма, он сказал: «если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Но Господь отразил его так же словом Божиим, сказав: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:6,7; Втор.6:16; Пс.90:11,12). Так и ныне злобный дух искушает и успел соблазнить некоторых из христиан ложным толкованием слова Божия; между прочим он вложил в них и ту мысль, что храмы Божии для них не нужны и, хотя в ветхозаветное время и был храм в Иерусалиме, но будто Христос отменил храмы, сказав жене самарянке: «наступает время, когда и не на горе сей (на Гаризине, где был храм Самарянский) и не в Иерусалиме будете кланяться Отцу. Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны покланяться в Духе и истине» (Ин.4:21,24).
Враги св. храмов приводят еще в свою защиту слова архидиакона Стефана и св. апостола Павла, св. архидиакон Стефан перед мученическою кончиною своею сказал в речи иудеям: «Соломон построил Ему (Богу) дом, но Всевышний в нерукотворенных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего» (Деян.7:47–49)? И св. апостол Павел в речи своей афинянам сказал тоже самое: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем,... не в рукотворенных храмах живет и истребует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:24,25). Обратим сперва внимание на места, которые противниками храмов отрывочно берутся из речей св. архидиакона Стефана и св. апостола Павла. Почему тот и другой сказали вышеприведенные слова? Потому что иудеи и язычники имели неправильное понятие о своих храмах. Гордые иудеи думали, что на всей земле только храм Иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного Богопочитания,а язычники думали, что боги, как ограниченные существа, живут в храмах, как в домах, и приносили им даже пищу, которая съедалась жрецами. Но мы сказали, что врага, обольщающего слабых христиан ложным толкованием Св. Писания, надобно, по примеру Спасителя, отражать Писанием же. Господь сказал устами пророка Исаии иудеям: «небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне» (Ис.66:1,2)? Потом прибавил: «а вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим»; значит, не храм Он осуждает, а гордость молящихся в нем. Не тот ли же Господь, как говорит Писание, повелел Моисею создать скинию, а Соломону храм и приносить Себе жертвы и обличал через пророков тех, которые приносили Ему худое от стад своих или краденое (Мал.1:13)?
Соломон в молитве своей при освящении храма изрек тоже в смирении: «Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3Цар.8:27): потому слава Божия осенила сей храм.
Тот же архидиакон Стефан, который сказал: Всевышний не в рукотворенных храмах живет, молился вместе с апостолами и другими христианами в Иерусалимском храме, уже после крестной жертвы Спасителя, после того как завеса в храме разодралась и ветхозаветные жертвы потеряли свое значение. Христиане и после того смотрели на храм Иерусалимский, как на дом молитвы. Мы знаем из Евангелия от Луки, что св. апостолы, по вознесении Господа, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:53), и не только апостолы, но, по книге Деяний апостольских, и все уверовавшие из иудеев, уже и по сошествии Святого Духа, «каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян.2:46).
Святой Апостол Павел приходил из дальних своих путешествий в Иерусалимский храм для поклонения (Деян.24:11,12). Однажды, как он сам говорит, когда он молился в храме, Господь Иисус Христос явился ему и сказал ему, что он назначается для проповеди не иудеям, а язычникам (Деян.22:17–21). Итак, Господь внимал молитве христиан в Иерусалимском храме, и сам Христос явился в нем апостолу. Это значит, что у иудеев отнята была благодать Божия в храме, перешла она к христианам, а как самый храм не мог перейти в руки христиан, то он и разрушен. А что у христиан должны быть и будут храмы даже до времен антихриста, это предсказано Святым Духом через св. апостолов Павла и Иоанна Богослова. Из слов апостола Павла к Солунянам можно видеть, что дух злобы, не успевши уничтожить храмы Божии, однако, по допущению Божию, соделает то, что наперсник его антихрист воссядет перед концом мира во храме Божием. Об этом так предрекает Святой Дух устами апостола Павла: «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или Святынею, так что в храме Божием18 сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4). Ясно, что, по апостолу, у христиан должны быть и будут храмы даже до времен антихриста. Это же предсказано еще в Ветхом Завете святым пророком Даниилом (Дан.7:25, 8:11, 11:36). Святой евангелист Иоанн Богослов в откровении говорит: «и дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в них, а внешний двор храма исключи и не измеряй его; ибо он дан язычникам; они будут попирать город (Иерусалим) сорок два месяца» (Откр.11:1–2). Из связи этого места с предыдущим и последующим ясно также видно, что евангелисту было видение о храме и жертвеннике и судьбе внешнего двора храма в христианской церкви. Далее, как Моисею показан был образ скинии на горе, так и святому Иоанну показан был многократно храм на небесах, наполненный уже и христианскими святыми: и «я взглянул, и вот дверь, отверста на небе... и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий». Это Господь Бог Вседержитель (Откр.4:1,2). «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец» (Откр.5:6). «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи;... они поют как бы новую песнь перед престолом и перед четырьмя животными и старцами... Они девственники... Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» (Откр.14:1–4). И еще: «взглянул я и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть из всех племен, и колен, народов, и языков, стояло перед престолом и Агнцем в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих. Они служили Богу день и ночь в храме Его» (Откр.7:9,15). «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных» (Откр.7:11). В этом храме перед престолом Божиим стоял золотой жертвенник с четырьмя рогами и Ангел с золотою кадильницею возлагал на него множество фемиама с молитвами святых (Откр.8:3, 9:13). Из этого небесного храма исходили ангелы для совершения определений Божиих на земле (Откр.14:15–20, 15:5–8). Устрояются храмы христианские также с престолом и жертвенником, с кадильницами и со светильниками (Откр.1:12, 4:5), с изображениями Господа Вседержителя, и Сына Божия, как царя и первосвященника (Откр.1:13), и Ангелов и святых Божиих человеков.
В храме небесном св. Иоанн Богослов видел небожителей, которые имеют разные степени близости к Богу. Посреди внутри престола и вокруг престола он видел четырех херувимов в образах животных, день и ночь воздающих славу и честь Сидящему на престоле; далее вокруг престола он видел еще 24 престола, на которых сидели 24 старца из искупленных людей; они падали перед Сидящим на престоле и поклонялись Ему и полагали венцы свои перед престолом, затем предстояли и поклонялись Сидящему на престоле Ангелы и спасенные человеки (Откр. гл. 4 и 7).
Так и в Церкви христианской в алтаре предстоят престолу Божию архиереи и священнослужители, а далее в храме стоят прочие христиане. В ветхозаветной церкви в алтарь или Святое Святых входил один первосвященник и однажды в год, а в христианский алтарь могут входить ежедневно для совершения службы не только архиереи, но и прочие священнослужители; в ветхозаветной церкви в святилище или вторую часть скинии входили одни священники, а ныне входят все христиане; ибо Господь Иисус Христос приблизил верующих в Него к Отцу Своему Небесному. Таким образом святые иконы Господа Вседержителя и вообще Лиц Пресвятыя Троицы, а также изображения ангелов и святых человеков в храме христианском представляют внешним чувствам Церковь Небесную, а сами христиане составляют Церковь земную.
Еще в Ветхом Завете Дух Святой устами пророков предрек о славе храма христианского в Иерусалиме. Св. пророк Исаия изрек: «восстань, светись [Иерусалим]; ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою. И приидут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию. Все овцы Кедарские будут собраны к тебе19, взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною Я прославлю дом славы Моей. Слава Ливана приидет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис.60:1,3,7,13, 2:3, 18:7). Подобное предсказано пророками Захариею (Зах.14:16–20) и Михеем (Мих.4:2). Эти пророчества исполнились. Первый христианский император св. Константин равноапостольный создал великолепный храм Воскресения Христова в Иерусалиме на месте спасительных страданий и воскресения Христова; он освящен был целым собором епископов в 335 году по Р. X.20
Матерь императора, святая равноапостольная царица Елена путешествовала к святым местам в Иерусалиме и Палестине, и вот до сего времени стремятся туда христиане всех стран и племен, путешествуют туда цари и князи христианские. Что сильнее сих свидетельств за храмы христианские? Подлинно, опасно толковать Св. Писание по одному своему разумению; легко можно впасть в сети обольстителя – врага Божия. Сколько в христианской церкви в продолжении 18 столетий было ересей, одно краткое описание их составит большую книгу, и большая часть их исчезла совершенно с лица земли, а все еретики старались оправдывать себя Св. Писанием. Св. апостол Петр свидетельствует, что еще в его время «невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели», превращали послания св. апостола Павла и прочие Писания (2Петр.3:16).
Но мы продолжим речь о храмах. Господь Бог, устами пророка Малахии обличая иудеев за то, что они приносили в жертву Богу хромых, больных и украденных животных, сказал: «приношение от рук ваших не благоугодно Мне; ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему и чистую жертву» (Мал.1:10,11)21. Сим предсказано, что везде будет приноситься чистая христианская жертва и следовательно везде будут храмы. Кроме того пророк Исаия предсказал о жертвеннике и жертвах египтян истинному Богу в египетской земле (Ис.19:19,20), а пророк Захария о жертвах по всей земле иудейской (Зах.14:21).
Сам Господь Иисус Христос, совершив вечерю в горнице большой, устланной, повелел и апостолам совершать таинство Причащения в Его воспоминания (Лук. 22:12,19; 1Кор.11:24). Через святого апостола Павла открыто, что это таинство должно совершаться до самого второго пришествия Христова (1Кор.11:26). Эта бескровная жертва заменила не только пасхального агнца, однажды в год снедаемого в домах, но и все ветхозаветные кровавые жертвы, которые приносились в храме первосвященником и священниками (Исх.24:8).
Сам Господь Иисус Христос сей бескровной жертве, преданной апостолам на Тайной Вечери, приписал ту же силу, какую имеет жертва, принесенная Им на кресте и заменившая ветхозаветные жертвы: «пейте от нее все; сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемые во оставление грехов» (Мф.26:27,28; Лк.22:20; Ин.6:51,53).
Святой апостол Павел в послании к Коринфянам ясно противопоставляет ее жертвам иудейским и языческим, приносимым в храмах и жрецами, и тем показывает, что и она должна приноситься в храме христианском. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?... Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?... Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:16–21). Он же пишет евреям: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр.13:10). Если имеем жертвенник, то и храм. Ибо только в исключительных случаях жертвенники допускались без храмов.
В первые времена Церковь христианская уподоблялась младенцу: сокровенно возрастающему в утробе матери. Христиане в век апостольский, гонимые иудеями и язычниками, малочисленные, разделенные большими расстояниями, естественно не могли иметь особых храмов Божиих и потому избирали лучшие места в домах лучших христиан, по преимуществу горницы или верхние части домов для молитвенных собраний и для совершения таинства Причащения (Деян.20:7–9). Но и эти места или домовые церкви противопоставляются апостолом Павлом простым частным домам; в них христиане должны были вести себя особенно чинно и в порядке. "Слышу, – писал святой апостол Коринфянам, – что когда вы собираетесь в церковь между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию?... Жены ваши в церквах да молчат» (1Кор.11:18,22, 14:34,35,40). Когда и ветхозаветная церковь состояла из одних семейств патриархов Авраама, Исаака, Иакова и их домочадцев, которые жили в шатрах, тогда не могло быть храмов; однако были жертвенники, служившие храмами. Патриарх Иаков после явления ему Бога в Вефиле поставил камень, который был ему изголовьем во время сна, и сказал: «этот камень, который я поставил памятником, будет у меня домом Божиим» (Быт.28:22). По необходимости и кивот Господень сначала был в походной палатке, которая служила храмом, стоял и в частных домах, например в доме Аминадава в Кариафиариме 20 лет, и в доме Аведдара гефянина 3 месяца (1Цар.7:1,2; 2Цар.6:10,11). Однако впоследствии, когда евреи утвердились в земле им данной, Соломон создал, по воле Божией, великолепный храм.
Как глубоко чувствовали первые христиане потребность в храмах, особенно для принесения бескровной жертвы, это видно из того, что первые римские христиане, не имея возможности возводить особые здания для храмов или безопасно устроять церкви в частных домах по причине преследований со стороны язычников, строили храмы с престолами, горним местом и другими принадлежностями в подземных пещерах, назначаемых для погребения умерших (в катакомбах), куда по римским законам враги их не имели доступа до гонения императора Валериана в 257 году. Эти храмы открыты и исследованы учеными изыскателями христианских древностей. Подобные подземные кладбища были и в других местах Италии, и на востоке найдены на острове Кипре, в Антиохии и близ города Александрии22. Впрочем на основании послания святого апостола Иакова к христианам их иудеев, находящихся в рассеянии между язычниками, можно полагать, что по местам и во времена апостолов были уже отдельные молитвенные здания у христиан: «если в собрание ваше (с греческого подлинного: если в синагогу вашу) войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде; и вы, смотря на одетого и богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих; то не пересуживаете ли вы в себе» (Иак.2:2–4)? Так как место собрания христиан у апостола называется синагогою, и это слово почти всегда употребляется в значении места для молитвенных собраний, и у иудеев синагоги были отдельные молитвенные домы, то можно полагать, что иудеи, в значительном количестве в некоторых Местах обращавшиеся ко Христу, свои синагоги обращали в храмы.
Из всего вышесказанного ясно видно, что существование храмов и притом великолепных у христиан, предсказано еще в Ветхом Завете Исаиею (Ис.60) и другими пророками, а святыми апостолами Павлом, и Иоанном предсказано существование их дo последних времен церкви (2Сол.2:3–4; Откр.11:1–2), что они, по пророчеству Малахии и по повелению Господа Иисуса Христа о совершении Евхаристии везде, должны быть строимы по всех местах, где живут христиане; потому и слова Господа Самарянке: «наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4:21), следует понимать так, что храмы для поклонения Богу духом и истиною и для принесения истинной жертвы бескровной будут везде по всей земле. Тем более так это должно понимать, что во дни Иисуса Христа домы для молитвы или еврейские синагоги были по всей Палестине и даже в языческих землях, а поклонение жертвами было только в храме Иерусалимском и только там был престол Иеговы или кивот завета. Таким образом Господь не отменил ветхозаветный закон о храме, а восполнил, и нигде в Писании не сказано, что у христиан не должно быть храмов, а противное тому, что храмы будут, сказано ясно, и это исполнилось, несмотря на гонения и препятствия со стороны врагов Христовой церкви.
Св. евангелист Иоанн Богослов видел, что после страшного суда на новой земле не будет храма во граде Иерусалиме, «ибо Господь Бог Вседержитель будет храм его и Агнец» (Откр.21:22). Но почему сам Господь Бог повелел Моисею создать скинию в пустыне, а Соломону храм в Иерусалиме, почему Иоанну Богослову многократно показан был храм на небе? Конечно потому, что храмы необходимы на земле в настоящем состоянии людей. И в раю, когда первые люди не нуждались в жилищах, не было храма, а после люди должны были строить себе жилища для разных нужд; оказалась необходимость и в храмах. Впрочем и на новой земле «престол Бога и Агнца будет и рабы Его будут служить Ему» (Откр.22:3).
Христиане строят отдельные домы для школ, для судов, для больниц и лекарств, для воинских упражнений, для разных общественных собраний, даже для увеселений и наконец помещения для домашних животных, а для величайших и важнейших дел, – для общей молитвы Богу, для принесения Ему благоугодной жертвы, не должно быть особых домов? По истине это обольщение врага Божия! Христианский храм имеет разнородные значения. Он есть высшее училище, где преподается слово Божие, он ест врачебница для больных, наипаче душою, место суда о грехах и прощения их в таинстве исповеди, источник спасающей благодати в других таинствах, место собрания для общей молитвы, место где показуются и даются средства для борьбы с врагами нашего спасения, место духовных утешений. Он имеет все добрые значения и притом несравненно высшие тех, для которых строятся другие общественные домы. Наконец построение и поддержание храмов Божиих и жертвы наши служат со стороны нашей лучшим выражением действительной любви нашей к Богу; потому-то у всех народов от глубочайшей древности были и есть храмы и у самих дикарей, не имеющих домов, есть священные рощи, священные камни и другие места, в которых они приносят жертвы своим божествам. И если христиане часто строят себе великолепные домы, то стыдно не иметь благоукрашенных храмов. Св. царь Давид, живя в кедровом доме, беспокоился душою о том, что храм Божий помещался в скинии или шатре.
Молясь в храме или на храм издали, мы молимся не камню и древу, но живущему в храме преимущественным образом, Господу Богу; молясь на восток, мы не боговторим эту часть света, а поклоняемся духовному Солнцу-Богу; так и поклоняясь святым иконам, поклоняемся не краскам и материи, а тем, которые изображены на них – Господу Богу и святым Его. И как через кивот завета, осеняемый изображениями херувимов, Господь совершил великие чудеса, так совершает Он и ныне чудеса через святые иконы и особенно в храмах своих. По законам естественным душа развивается через тело и видимый мир, также и по законам благодати предметы видимого мира служат к нашему спасению.
* * *
Деян. Вселен. Соборов VII, 142.
Если храм не освящается самим епископом, то посылается им в тот храм антиминс, который освящается епископом через окропление освященною водою, через помазание его св. миром, вложение в него св. мощей и через молитвы.
Здесь по греческому тексту ясно разумеется храм, как здание, а не как собрание верующих.
Пророки часто изображали новозаветную церковь под формами ветхозаветной, – потому и здесь говорится об овцах Кедарских и тому под.
Освящение этого храма до ныне празднуется 13 сентября и известно под именем: Словущего Воскресения.
Одними переводчиками эти слова читаются: «фимиам имени Моему, чистую жертву»; но 70 толковников и другие переводчики читают; «фимиам имени Моему и чистую жертву». Если по первому чтению под чистою жертвою разуметь не бескровную жертву в Пречистых Тайнах, но тот же фимиам, то в Ветхом Завете и фимиам приносился Богу только в храме, и курения, деланного по указанию Господа для скинии, не ведено было делать частным людям: «Святыня да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, – душа та истребится от народа своего» (Исх.30:34–38); следовательно и эта жертва предполагает храмы.
Римские катакомбы Фрикена, Ч. 1, стр. 70. 105. 173.