Духовное чтение как средство исцеления ума

Источник

Содержание

Библия о чтении Священного Писания Святые Отцы о чтении Священного Писания Советы святых отцов об опыте чтения Священного Писания Житийный опыт взаимодействия со Священным Писанием О чтении Святых Отцов О чтении житий святых Молитвы перед чтением Священного Писания Заключительные пожелания Библиография  

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам чтения православной духовной литературы. В статье рассказывается о том, для чего необходимо духовное чтение, какие виды духовного чтения обязательны, и в какой последовательности нужно читать различные виды православной литературы. В тексте представлены краткие характеристики литературы рекомендуемой для прочтения.

За историю своего существования Православная Церковь сформировала огромное литературное наследие, основой которого является Священное Предание. Зачастую современному христианину бывает непросто разобраться в этом обилии текстов. В статье расскажем о том, на какие виды делится духовная литература, как правильно читать Библию, зачем изучать тексты Святых Отцов, нужно ли нам читать жития святых и какова цель духовного чтения.

В третьей части своей книги “Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения)” святитель Феофан Затворник пишет следующее: “В душе встречаем три силы: ум, волю, сердце или, как у Святых Отцов, силу рассудительную, вожделительную и раздражительную. К каждой из них святыми подвижниками прилагались особые врачевательные упражнения” [24].

Главными упражнениями для исцеления поврежденного грехом ума, по мнению святителя Феофана Затворника, являются: “чтение слова Божия, писаний Святых Отцов и житий угодников Божиих” [24]. Почему нужно вначале очистить ум, а не сердце? Святитель Игнатий (Брянчанинов) объясняет это в своем “Слове о страхе Божьем и о любви Божьей”: “Нужен усиленный подвиг, чтобы склонить гордый и слепой ум в послушание заповедям Христовым. Когда ум подчинится Христу – наступает новый подвиг: соглашение испорченного, упорного сердца с учением Христовым, покорение сердца Христову учению, которому оно враждебно” [8, с.68]. Из слова святителя Игнатия становится понятно, что вначале необходимо очистить ум. И только потом уже возможно очищение сердца.

Возвращаясь и осмысляя простым языком сказанное святителем Феофаном Затворником, мы без особого труда можем понять, что кроме молитвы для благодатного укрепления духовной жизни существует три неотъемлемые части духовного чтения.

Когда мы молимся, то обращаемся к Богу, но для успешного молитвенного общения, то есть диалога между Богом и человеком, Бог со своей стороны тоже должен обращаться к нам. И Он это делает через Свое Слово.

Если представить, что спасение души – это своего рода наука, то в ней должны присутствовать как теория, так и практика, подтверждающая теоретические выкладки. В таком случае, чтение Священного Писания – это обращение к теории нашего спасения, а чтение святоотеческих трудов – это технология, которая описывает, как правильно применить теорию на практике. Жития святых на примере многих праведников показывают конкретный жизненный путь воплощения теории в святость. Поэтому чтение Священного Писания, творений Святых Отцов и житий святых является необходимостью для понимания полной картины пути спасения от теории до практики.

Святитель Феофан Затворник объясняет, что “жития лучше для начинающих, писания отеческие – для средних, Божие же слово – для совершенных” [24]. По его мнению, “лучшее время для чтения слова Божия – утро, житий – после обеда, святых отцов – незадолго пред сном” [24]. Затем он продолжает: “Можно, следовательно, касаться всего понемногу каждый день” [24].

Библия о чтении Священного Писания

Приведем несколько цитат из Ветхого и Нового заветов о необходимости непрестанного упражнения в чтении Священного Писания.

Обратимся к тексту Ветхого Завета, к книге Иисуса Навина: “Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся к ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно” (Нав.1:8). Этот текст говорит о том, что каждый верующий человек должен регулярно, а точнее, постоянно поучаться в заповедях Божьих для исполнения их в своей жизни, что в конечном итоге приводит человека к спасению.

Далее рассмотрим текст из книги Ветхого Завета “Псалтырь”, которая часто читается на богослужениях в православных храмах: “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь” (Пс. 1:1–2). Цитируемый текст Священного Писания говорит о том, что Библия написана для всех и для правильного исполнения заповедей Божиих необходимо постоянно размышлять о прочитанном.

Псалом 118 из книги “Псалтырь” (17-ая кафизма) полностью посвящен чтению священного Писания. Псалмопевец выражает восхищение совершенством Божьего закона и говорит о важности его исполнения. В каждом стихе псалма присутствуют такие слова: закон, откровение, путь, повеление, заповедь, устав, суд, слово. Святитель Феофан Затворник в другой своей книге, посвященной истолкованию этого псалма, говорил о его содержании следующее: “Каждый стих есть молитва, но все об одном – об исполнении закона Господня” [23].

Далее рассмотрим слова Господа нашего Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне” (Ин.5:39). Из приведенного стиха святого апостола Иоанна Богослова прямо следует, что мы должны не просто изучать Писание, а исследовать Его, т.е. глубоко вникать не только в букву текста, но и в его дух.

Святой апостол Павел в послании к апостолу Тимофею так же затрагивает рассматриваемую нами тему: “Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя” (1Тим. 4:16). Наставление святого апостола Павла апостолу Тимофею указывает на то, что учение обязательно должно быть связанно с нашей жизнью, особенно подчеркивая необходимость личного примера в пастырском труде.

Рассмотрев выше приведенные тексты, мы видим, что Священное Писание не только говорит о постоянном изучении Библии, но предлагает постоянно размышлять о прочитанном, вникать не только в букву текста, но и в его дух, акцентируя внимание на том, что чтение неразрывно должно быть связано с воплощением евангельских заветов в жизнь.

Теория должна быть изучена самым тщательным образом и применена в практике собственной жизни. Практика, в свою очередь, при таком глубоком изучении и понимании теории будет приносить максимальный результат в ответ на наши усилия. В итоге, для спасения человеческой души требуется две очень важные вещи – наше личное участие и несомненная помощь милосердного Бога, которую мы с избытком получаем, исполняя теорию на практике даже отчасти.

Святые Отцы о чтении Священного Писания

Обратимся к наставлениям Святых Отцов о необходимости чтения Священного Писания.

Обратимся к мнению святителя Епифания, архиепископа Кипрского (4 век): Чтение Писания – великая защита от греха. Незнание Писания – великая стремнина и глубокая пропасть” [6]. Святитель Епифаний делает ударение на том, что незнание священных текстов – это не только пропасть, но и одновременно стремнина, т.е. место самое опасное, где течение реки наиболее быстрое и бурное. Таким образом, он предостерегает нас, ведь многие обстоятельства жизни могут сбивать с ног, т.е. способствовать впадению в грех, затрудняя тем самым путь спасения души. Однако, как мы видим, великой защитой от греха он называет как раз чтение Писания. Выводы очевидны.

Вселенский учитель церкви святитель Иоанн Златоуст (4 век) рассуждает следующим образом: “Чтение Божественного Писания подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в Божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей” [11, с.15]. Множество людей изменили свою жизнь коренным образом после слышания евангельских слов, то есть после получения той самой “малой частицы”, о которой говорит святитель Иоанн. Они расставались со всем имуществом и уходили в пустыню для того, чтобы всецело посвятить себя служению Богу и стяжали святость. Вот почему так важно, чтобы Слово Божие подкрепляло нас каждый день, пусть даже это будет всего несколько строк.

Один из столпов православного монашества, преподобный Пимен Великий (5 век), отмечает следующую особенность Слова Божьего: “Вода мягка, а камень тверд, но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нему каплями на камень, мало-помалу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше жестко, но если человек часто слышит Слово Божие, то сердце его отверзается к принятию в себя страха Божия” [22]. То есть даже самое короткое ежедневное обращение к Слову Божию приносит огромную пользу спасающемуся. Разумеется, чем чаще падает капля, тем скорее смягчается сердце и становится восприимчивым к Божественной благодати.

Один из самых замечательных авторов древней Церкви – преподобный Иоанн Лествичник (7 век) пишет так: “Чтение Священных Писаний немало может просвещать и собирать ум; ибо они суть глаголы Духа Святаго и всячески вразумляют читающих” (Лествица 27, 78) [13, с.434]. Преподобный Иоанн Лествичник указывает на важную особенность священных текстов, которые могут просвещать ум христианина. Речь идет о “всяческом вразумлении”, то есть не только о духовной пользе для читающего, но и о ясном, мудром взгляде и на житейские вещи как следствие вразумленного Святым Духом через чтение Священного Писания.

Один из самых известных мистиков Церкви, преподобный Исаак Сирин (7 век), указывает на следующую особенность библейского текста: Непрестанное изучение Писания – свет для души, потому что оно указывает душе полезные напоминания о том, чтобы остерегаться страстей и пребывать в любви к Богу чистотою молитвы, и также начертывает пред нами мирный путь по следам святых” [15, с.219]. Преподобный Исаак Сирин отмечает, что тексты Библии указывают нам путь спасения, по которому уже проследовало множество святых. Известно, что лучший способ любого научения – это личный пример, который мы и получаем в избытке при изучении Писания.

В житии преподобного Серафима Саровского (19 век) мы встречаем следующее наставление: “Душу снабдевать надобно “словом Божьим”, ибо слово Божие есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, по руководству которого должно устраивать и жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божьего в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит дара разумения” [3].

В житии преподобного Серафима Саровского мы находим удивительный факт. Преподобный Серафим, несмотря на свою просвещенность Духом Святым, прочитывал Новый Завет еженедельно следующим образом: в понедельник он прочитывал Евангелие от Матфея, во вторник – Евангелие от Марка, в среду – Евангелие от Луки, в четверг – Евангелие от Иоанна, в последующие три дня – Деяния апостолов и апостольские послания [3].

Каких поразительных высот святости достиг преподобный Серафим Саровский, известно из его жития, подтверждаемого многократными свидетельствами современников. Особое внимание он советует уделить Евангелию и Псалтири, а также упоминает, что за одно только прочтение этих книг Господь подает “дар разумения”.

Подводя итог святоотеческим советам, мы можем сделать следующие выводы о чтении Священного Писания:

1) чтение помогает противостоять давлению греха;

2) чтение помогает изменить свою жизнь;

3) чтение смягчает сердце;

4) чтение просвещает ум;

5) чтение указывает путь спасения;

6) чтение способствует получению дара разумения;

7) чтение наполняет духовной пользой наш день, который может быть проведен бесцельно.

Советы святых отцов об опыте чтения Священного Писания

Преподобный Никодим Святогорец (18 век): “Когда читаешь Божественные Писания, не то имей в виду, чтобы только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово, и когда какие слова заставят тебя углубиться в себя или произведут движение сокрушения, или радостью духовною и любовью исполнят сердце твое, остановись на них. Это Бог приблизился к тебе; смиренно прими Его отверстым сердцем, так как Он Сам хочет, да приобщишься Его. Если ради этого придется тебе оставить неисполненным что положено было для этого духовного упражнения (т.е. чтения), не беспокойся об этом. Ибо цель всех духовных упражнений, как и сего, есть сподобиться вкушения Бога, и когда оно дано, нечего останавливаться на средствах к нему. Равным образом и когда размышляешь о каком божественном предмете, особенно о какой-либо части страданий Христа Господа, на том, от чего придешь в умиление, остановись и подольше займи тем внимание свое, чтобы продлилось и чувство то святое” [17, с.277].

И чтобы мысль была его еще более ясна, он приводит в своей книге цитату из 30-го слова преподобного Исаака Сирина: “Если хочешь насладиться стихословием и постигнуть смысл произносимых тобой словес Духа, отложи в сторону количество и меру стихов, да углубляется же ум твой в изучение словес Духа, пока душа твоя удивлением к Домостроительству не возбудится к высоким их разумениям и чрез это не подвигнется к славословию или душеполезной печали. В рабском делании нет мира уму, а смущение обыкновенно отнимает вкус у смысла и понятливости и расхищает мысли подобно пиявке, высасывающей жизнь из тел с кровью их членов” [15, с. 223–224].

Советы при работе над текстом Священного Писания святителя Феофана Затворника: “Вопрошавшему о том, как спастись, Господь со Своей стороны дал вопрос: «в законе что написано? как читаешь?». Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божьему. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей – в мыслях, что касается чувств – в чувствах и расположениях, что касается дел – в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценный бисер, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, ---- советы святых отцов об опыте чтения священного писания

а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне” [25, с.168].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предлагает следующие правила при чтении Священного Писания:

1) “Раскрывая для чтения книгу – святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни” [9, с.106].

2) “Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который – Евангелие” [9, с.106].

3) “Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испускает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть” [9, с.107].

4) “Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным” [9, с.107].

5) “Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповеди, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнью” [9, с.106].

6) “Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святый Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!” [9, с.108].

7) “Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно сделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия” [9, с.107].

8) “Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших древних Отцов, знал наизусть святое Евангелие и вменял ученикам своим, по откровению Божию, в непременную обязанность выучить его. Таким образом, Евангелие сопутствовало им повсюду, постоянно руководило их” [9, с.107].

Как мы уже поняли из 6 пункта рассуждений святителя Игнатия (Брянчанинова), очень важно читать Священное Писание с объяснениями Святых Отцов. С особым вниманием святитель Игнатий предостерегает против самостоятельного толкования, то есть интерпретации Священного Писания, так как это неизбежно приводит к искажению смысла, вложенного в этот священный текст самим Богом. Самостоятельное толкование Библии есть прямой и неизбежный путь к ереси и прелести.

В качестве книги для новоначальных можно порекомендовать прочитать вначале не само Священное Писание, а очень удачный пересказ Священного Писания в книге “Закон Божий” протоиерея Серафима Слободского. С прекрасным толкованием на Евангелие мы можем ознакомиться у епископа Василия Кинешемского в его книге “Беседы на Евангелие от Марка”. Дальнейшее изучение Священного Писания можно продолжить по книге архиеп. Аверкия (Таушева) “Руководство к изучению книг Нового Завета (Четвероевангелие, Апостол)”. Очень доступной книгой для понимания текста Нового Завета является труд блаженного Феофилакта, архиеп. Болгарского, “Толкования на Евангелие”. В этой книге он собрал большинство святоотеческих толкований на все книги четырех евангелистов. Большим достоинством этой книги является ее краткость.

Обычная практика чтения Священного Писания предполагает, что христианин должен прочитывать в день одну главу из четырех евангелистов, начиная с евангелиста Матфея и две главы из апостольских посланий. Таким образом, при прочтении четырех евангелистов, прочитываются все тексты апостольских посланий. Если христианин не находит нужного времени для чтения Нового Завета таким образом, то можно использовать другую схему чтения. В церковном календаре ежедневно предлагаются чтения небольших отрывков (“зачал”) из Евангелия и апостольских посланий. По объему они примерно в десять раз меньше обычного чтения.

Житийный опыт взаимодействия со Священным Писанием

Обратимся к повествованиям “Древнего патерика” [5], “Алфавитного патерика, или достопамятных сказаний о подвижничестве святых и блаженных отцов” [1] и “Луга духовного” [14]. Эти весьма поучительные книги заслуживают отдельного внимания как яркий пример подвижнической и праведной жизни, чтение которых настраивает ум на волну душеполезных размышлений. Приведем несколько примечательных отрывков из перечисленной литературы.

Постоянное слышание слова Божия очищает душу так же, как вода очищает многократно омываемый сосуд: “Некий брат сказал старцу: “Авва! Вот я часто прошу Святых Отцов, чтоб они дали мне наставление для спасения моей души, и что ни скажут они мне, ничего не помню”. У старца было два пустых кувшина.

Старец сказал брату: “Пойди возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд кверху дном поставь на свое место”. Сделал это брат один раз по повелению старца и в другой и третий раз. Тогда старец сказал ему: “Принеси оба сосуда сюда”. Когда брат принес, старец спросил его: “Который из двух сосудов чище?” Брат отвечал: “Тот, в который я наливал воду и который мыл”. На это старец сказал: “Так и душа, сын мой. Та, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, чем та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия”” [16, с.539].

Тайны Священного Писания открываются тем, кто очищает сердце от пороков: “Чтобы уяснить себе очень темный вопрос, авва Феодор в продолжение семи дней и ночей непрерывно молился, и Бог ему открыл, как решить этот вопрос. Когда братия удивлялись его познаниям и просили изъяснить некоторые места Священного Писания, то он сказал, что христианин, желающий понимать Священное Писание, должен заниматься не только чтением толкователей, но и очищением сердца от плотских пороков. Если эти пороки будут истреблены, то душевные очи беспрепятственно будут созерцать тайны Священного Писания” [16, с.370].

Длительный пост не помог старцу понять неясный для него отрывок из Священного Писания, только смирившись, он получил ответ от ангела: “Поведали о некоем старце, который провел семьдесят недель в посте, употребляя пищу раз в неделю. Он просил у Бога, чтобы ему было открыто значение некоторого изречения в Священном Писании, но Бог не открывал ему. Видя это, старец сказал сам себе: “Вот! Я подъял немалый труд и ничего не успел. Пойду же к брату, спрошу у него.” Когда он вышел из келии и запер за собой дверь, послан был к нему от Господа Ангел, который сказал ему: “Семьдесят недель, проведенные тобой в посте, не приблизили тебя к Богу, теперь же, когда ты смирился и вознамерился идти для разрешения вопроса к брату, я послан к тебе истолковать изречение.” Исполнив это, Ангел отступил от него” [16, с.371].

Чтение Псалтыри сокрушает демонов: “Авва Маркелл говорил: “Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто не сокрушает его в той мере, как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола”” [16, с.489].

Поводя итог житийному опыту взаимодействия со Священным Писанием, можно прийти к следующим выводам:

1) чтение очищает душу христианина, даже если он и не запоминает прочитанное;

2) при чтении важно не только обращаться к толкованиям, но и трудиться над очищением собственного сердца от страстей;

3) важнейший ключ к пониманию библейского текста – это добродетель смирения;

4) книга Псалтырь является важнейшим оружием в борьбе с демонами.

О чтении Святых Отцов

Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает важный совет о чтении Святых Отцов: “Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, – отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – Святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних” [7, с.112].

А вот какой совет дает преподобный Иоанн (Алексеев) о том, кого нужно читать из Святых Отцов: “А в духовное руководство советую тебе почаще заглядывать в книгу преподобного аввы Дорофея. Вот и старайся жить по его совету, умудри тебя Господи. Состарился я в монастыре, а все зубрю эту книгу – она у меня настольная – и заглядываю в нее почти ежедневно, ибо она именуется монашеской азбукой” [10, с.119].

Возникает справедливый вопрос о том, какие книги нужно читать новоначальным. Можно посоветовать следующих Святых Отцов.

Во-первых, книгу преподобного схиигумена Иоанна (Алексеева) “Письма валаамского старца”, написанную в виде писем к разным людям. В этих письмах преподобный Иоанн наставляет на путь спасения, утешает, дает различные духовные советы, отвечает на конкретные жизненные ситуации своих духовных чад. Его советы направлены преимущественно мирянам, что бесспорно делает их универсальными по отношению практически к любому христианину – мирянину.

Во-вторых, шесть томов – трудов преподобного Паисия Святогорца (Эзнепидиса). Его наставления охватывают практически все стороны духовной жизни в миру: жизнь в современном мире, воспитание детей, выбор супруги(га), семейная жизнь, взаимоотношение с близкими, борьба со страстями, правила молитвы. И особенно ценно в этих сочинениях то, что преподобный Паисий был нашим современником и, несмотря на непростое время, которым мы часто оправдываем себя в сравнении с великими подвижниками древности, смог в жизни воплотить христианский идеал обожения. Язык преподобного Паисия прост и понятен, дополнен множеством простых примеров из обыденной жизни.

Новоначальным также можно рекомендовать книгу игумена Никона (Воробьева) “Нам оставлено покаяние”. Главный акцент он делает на смирении, покаянии и милости Божией. Каждому должно быть очевидно, что дела и подвиги важны и нужны, но спасемся мы только по милости Божьей, а не собственными усилиями.

Значимой книгой в помощь христианину, бесспорно, является книга святителя Феофана Затворника “Что есть духовная жизни и как на нее настроиться” [26]. Книга написана в виде писем к молодой девушке с подробным объяснением основ православной антропологии и пути спасения. Большая ее часть посвящена ответам святителя на вопросы, задаваемые молодой девушкой.

Еще одна полезная книга, рекомендуемая для прочтения православным христианам, принадлежит перу преподобного Никодима Святогорца и называется “Невидимая брань”. Никодим Святогорец объясняет, в чем состоит христианское совершенство, и как этого совершенства достичь. Подробнейшим образом описывает правила борьбы со страстями и правила достижения христианских добродетелей, что делает эту книгу незаменимой в вопросах выбора оружия против различных греховных страстей.

Несомненно важны для прочтения книги святителя Игнатия (Брянчанинова). Многие духоносные старцы советовали своим чадам изучать творения именно этого святого. Его книги необходимы для каждого из нас по многим причинам. Во-первых, он близок к нам по времени, а значит более понятен, чем древние отцы. Во-вторых, он не только собрал и систематизировал многочисленный святоотеческий опыт в своих книгах, но еще проверил этот опыт в собственной жизни. Особенно важны для прочтения его первые два тома под названием “Аскетические опыты”. В них собран многовековой опыт Святых Отцов, адаптированный для нашего времени.

Важнейшей книгой, с которой необходимо ознакомиться каждому православному христианину, является книга аввы Дорофея “Душеполезные поучения” [4]. Оптинские старцы так говорили о поучениях аввы Дорофея: “Соединяя в своих поучениях глубокое ведение сердца человеческого с христианскою простотою, преподобный Дорофей предлагает ясное духовное зеркало, в котором каждый может увидеть самого себя и вместе найти вразумление и совет, как исправить свои душевные немощи и мало-помалу достигнуть чистоты и бесстрастия” [18].

Конечно, для прочтения этих книг нужен совет опытного духовника, знающего конкретного человека и его духовное состояние. Духовник должен посоветовать, с какой книги лучше начинать чтение и в какой последовательности их читать. Под руководством духовного наставника гораздо легче избежать многих ошибок и быстрее двигаться к цели.

О чтении житий святых

Преподобный Варсонофий Оптинский пишет следующее: “Не вдавайтесь в многотрудное чтение, это совсем не полезно. Самым поучительным чтением являются Жития святых; здесь не дается теоретических знаний, но представляются живые примеры подражания Христу Спасителю. Святые да будут вашими наставниками, не имейте других учителей, чтобы не смущаться духом, особенно таких, которые стараются отвлечь от Православной Церкви, бегайте от таких наставников” [2].

Далее он дает похожий совет: “Вам я всегда советовал и советую читать Жития святых, и вы найдете в этом чтении великое утешение. Ваши скорби покажутся вам ничтожными по сравнению с теми, что претерпевали святые. Читая Жития святых, у вас явится желание, по возможности, подражать им. Вам захочется молиться и просить у Господа помощи, и Господь поможет” [2].

Преподобный Паисий Святогорец рассуждает так: “Сравнивая себя с мирскими, христиане начинают считать себя святыми, затем расслабляются и в итоге доходят до того, что становятся хуже тех, с кем они себя сравнивали. Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. Хорошо бы совершать по отношению к каждой добродетели следующую работу: находить святого, который этой добродетелью отличался, и со вниманием читать его житие. Тогда человек увидит, что он еще ничего не сделал, и будет продолжать свою духовную жизнь со смирением. Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами. Если я стараюсь подражать тем, кто преуспевает, то моя совесть утончается. Глядя же на тех, кто плетется в хвосте, я нахожу себе оправдание, извиняю себя тем, что, в сравнении с их погрешностями, мои собственные невелики. Я успокаиваю себя помыслом, что есть кто-то и хуже меня. Так я душу в себе совесть, или, лучше сказать, заканчиваю тем, что мое сердце становится бесчувственным, словно его покрыли слоем штукатурки” [20, с.30].

В другом месте преподобный Паисий Святогорец дает следующий совет: “Читайте жития святых, они очень помогают душе, потому что, читая их, человек связывается со святыми, и в нем разгорается благоговение и расположенность к жертвенности” [19, с.239].

Еще в одном своем поучении преподобный Паисий Святогорец пишет так: “Чтение жития святого дня и вообще житий святых очень помогает потому, что согревает душу и побуждает к подражанию святым. Тогда человек отбрасывает в сторону все боязни, страхи и малодушие и мужественно идет вперед. Жития помогают воспитанию душевного мужества, даже до мученичества” [21, с.95].

Исходя из этих высказываний, мы видим, что чтение житий святых чрезвычайно важно: во-первых, потому что они обычно понятны при прочтении; во-вторых, для знакомства с опытом воплощения евангельских заповедей в жизни; в-третьих, для смирения; в-четвертых, для приобретения мужества в духовном делании.

Молитвы перед чтением Священного Писания

Краткая молитва перед чтением Священного Писания: “Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего” (Пс.118:18).

Пространная молитва перед чтением Священного Писания святителя Иоанна Златоуста: “Господи, Иисусе Христе, отверзи мои очи сердечные, чтобы услышать слово Твое и понять и творить волю Твою. Ибо странник я на земле; не скрой от меня заповедей Твоих. Но открой очи мои, да уразумею чудеса от закона Твоего: скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, да просветишь ум мой светом разума Твоего, чтобы не только читать написанное, но и творить его. Да не в грех себе прочту слова Твои, но в обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты просвещаешь лежащих во тьме, и всякое Твое даяние – благо, и всякий дар – совершен” [12].

Заключительные пожелания

Человеку, живущему в современном мире, очень трудно выделить время для чтения даже утренних и вечерних молитв. Если кроме них еще нужно прочитать три главы из Нового Завета, а также отрывок святоотеческого текста и житие празднуемого святого, то эта задача кажется невыполнимой для обычного мирянина. Поэтому можно предложить сокращенный вариант духовного чтения, который не занимает много времени.

Евангелия удобно читать по церковному календарю вместе с Церковью. Как было уже сказано выше, это небольшой объем чтения, а для лучшего понимания евангельского текста можно пользоваться книгой святителя Феофана Затворника “Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия” [25]. Святитель Феофан дает краткий и емкий комментарий на евангельский текст дня и способствует лучшему пониманию и приложению евангельского текста к нашей жизни.

В качестве святоотеческих текстов и житий святых можно порекомендовать 6 томов преподобного Паисия Святогорца (Езнепидиса). В каждом томе его поучения разбиты на небольшие главы, короткие по объему и удобные для домашнего прочтения. Тексты преподобного Паисия Святогорца одновременно сочетают в себе и святоотеческие поучения, и множество примеров из жизни, что делает их похожими и на жития святых, и на духовные советы современному христианину.

Следовательно, в течение дня можно читать: 1) Евангелие по церковному календарю; 2) комментарии к нему святителя Феофана Затворника; 3) небольшие тексты преподобного Паисия Святогорца. На все это потребуется не более 15 минут. Действуя так, мы выполним завет святителя Феофана Затворника о ежедневном чтении Евангелия, святых отцов и житий святых и, таким образом, медленно, но верно будем двигаться по узкому пути спасения к Царствию Небесному и содействовать исцелению своего ума, поврежденного грехом.

Библиография

1. Алфавитный патерик, или достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.org/ otechnik/Evsevij_Orlinskij/dostopamjatnye-skazanija-o-podvizhnichestve-svjatyh-iblazhennyh-ottsov/ (дата обращения: 18.03.2021).

2. Варсонофий Оптинский прп. Симфония к беседам преподобного оптинского старца Варсонофия [Электронный ресурс]. – URL: https://www.optina.ru/ lec_vars/32/#1 (дата обращения: 18.03.2021)

3. Дмитрий Ростовский свят. Жития святых, январь [Электронный ресурс]. – URL: https://predanie.ru/book/216284-zhitiya-svyatyh-yanvar/ (дата обращения: 18.03.2021).

4. Дорофей прп. Душеполезные поучения. – М.: Правило веры. 1996. – 360 с.

5. Древний патерик [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.org/otechnik/ Zhitija_svjatykh/drevnij-paterik/ (дата обращения: 18.03.2021).

6. Епифаний Кипрский свят. Епифаний, архиепископ Кипрский / Игнатий (Брянчанинов) свт. // Отечник [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.org/ otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/otechnik/23 (дата обращения: 18.03.2021).

7. Игнатий (Брянчанинов) О чтении святых отцов свят. // Аскетическая проповедь. – М.: Правило веры, 1993. – Т.1. – 574 с.

8. Игнатий (Брянчанинов) свт. Слове о страхе Божьем и о любви Божьей. // Аскетическая проповедь. – М.: Правило веры, 1993. – Т.2 – 416 с.

9. Игнатий (Брянчанинов) свят. О чтении Евангелия // Аскетическая проповедь. – М.: Правило веры, 1993. – Т.1. – 574 с.

10. Иоанн (Алексеев) прп. Письма Валаамского старца. – Клин: Христианская жизнь, 2004. – 320 с.

11. Иоанн Златоуст свят. Беседа III // Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста/ – М.: Златоуст, 1994. – Т. 4, книга 1. – 918 с.

12. Иоанн Златоуст свят. Молитва перед чтением Священного Писания [Электронный ресурс]. – URL: http://bible.predanie.ru/groups/info/i/80281/ (дата обращения: 18.03.2021)

13. Иоанн Лествичник прп. Лествица. – М.: Правило веры, 1996. – 672 с.

14. Иоанн Мосх блаж. Луг духовный [Электронный ресурс]. – URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj/ (дата обращения: 18.03.2021) Духовное чтение как средство исцеления ума 36 Научные статьи и исследования Раздел I

15. Исаак Сирин прп. Слово 30 // Слова Подвижнические. – М.: Сретенский монастырь, 2012. – 848 с.

16. Марк (Лозинский) игум. Отечник проповедника. – Сергиев Посад: С–ТСЛ, 1996. – 672 с.

17. Никодим Святогорец прп. Невидимая брань. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. – Репринт. – 304 с.

18. Овчинников А. прот. Читайте авву Дорофея [Электронный ресурс]. – URL: https://pravoslavie.ru/102212.html (дата обращения: 18.03.2021)

19. Паисий Святогорец (Езнепидис) прп. Духовное пробуждение. – М.: Святая гора, 2003. – Т.2 – 400 с.

20. Паисий Святогорец (Езнепидис) прп. С болью и любовью о современном человеке. – М.: Святая гора, 2003. – Т.1. – 406 с.

21. Паисий Святогорец (Езнепидис) прп. О молитве. – М.: Святая гора, 2013. – Т. 6 – 288 с.

22. Пимен Великий прп. Авва Пимен Великий / Игнатий (Брянчанинов) свт. // Отечник [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.org/otechnik/Ignatij_ Brjanchaninov/otechnik/64 (дата обращения: 18.03.2021)

23. Феофан Затворник свт. Толкование на 118-й псалом [Электронный ресурс]. – URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/tolkovanie-na-118-psalom/ txt01.html (дата обращения: 18.03.2021)

24. Феофан Затворник свт. Путь ко спасению [Электронный ресурс]. – URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/ocherk_asket/txt11.html (дата обращения: 18.03.2021)

25. Феофан Затворник свят. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. – М.: Московская патриархия, 1991. – 198 с.

26. Феофан Затворник свят. Что есть духовная жизни и как на нее настроиться. – М.: Правило веры. 1996. – 416 с.


Источник: Дергалев Сергий, прот. Духовное чтение как средство исцеления ума // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии. 2021. Вып. 12. С. 20-36.

Комментарии для сайта Cackle