Азбука веры Православная библиотека профессор Сергей Михайлович Зарин 30-летие учено-богословской и духовно-учебной деятельности проф. А.А. Бронзова

30-летие учено-богословской и духовно-учебной деятельности проф. А.А. Бронзова

Источник

28-го текущего октября исполняется тридцатилетие духовно-учебной службы доктора богословия, ординарного профессора Императорской С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре Нравственного Богословия, Александра Александровича Бронзова. За этот период почтенный профессор развил редкую по энергии и плодотворности учебно-педагогическую и учено-литературную деятельность, но, к счастью, сохранил в цветущем состоянии свое здоровье, и нимало не подорвал и не ослабил своей изумительной работоспособности.

Лишь благодаря счастливым способностям, выдающемуся трудолюбию, редкой выдержке характера и закаленности тела и духа, почтенный юбиляр завоевал себе почетное положение на служебном и учено-литературном поприще.

Жизнь не баловала ученого юбиляра внешними удачами, подчас была прямо сурова, но не сломила энергии духа, даже не омрачила редкой жизнерадостности профессора, с детских лет привыкшего к нужде и лишениям. Уроженец сурового севера (села «Верхний Чужбой» Белозерского уезда, Новгородской губернии), сын многосемейного местного псаломщика, даровитый юноша, сопровождаемый нуждой и лишениями, прошел и суровую школу – Белозерское духовное училище и Новгородскую семинарию, где – особенно в первом – тогда еще господствовала во всей силе старинная педагогия с ее строгостями и не знавшими пощады мерами воздействия за малейшую неисправность.

Однако A. A., из своего школьного обучения и воспитания, не вынес того безотрадного впечатления, какое получили многие, проходившие тогдашнюю школу, – он подметил и на себе испытал, и много добрых сторон тогдашней педагогии, о чем заявлял и в печати неоднократно, а о Белозерском училище к его юбилею написал такое – согретое неподдельной любовью к воспитавшей его школе, обстоятельное и обширное – исследование, какое достается на долю далеко не всех и высших учебных заведений.

В С.-Петербургской Духовной Академии (с 1879–1883 гг.) А.А. Бронзов учился в эпоху блестящего расцвета ее научно-педагогических сил, когда редкий состав профессуры возглавлялся и воодушевлялся таким на редкость талантливым и самобытным ученым и вместе, тактичным и чутким администратором, каким был поистине протоиерей (впоследствии протопресвитер) И.Л. Янышев. Последний оценил выдающийся талант и изумительную работоспособность А. А-ча, который, специализировавшись на богословском отделении, написал о. ректору кандидатское сочинение, скоро переработанное и в магистерскую диссертацию. Предметом специальных занятий А. А-ча на четвертом курсе были Основное, Догматическое и Нравственное Богословие. Эти успехи, а также диссертация А. А-ча настолько зарекомендовали его в глазах о. И.Л. Янышева, что последний предназначил его к занятию кафедры Основного Богословия и лишь уход И. Л-ча из Академии отсрочил, на довольно значительный период времени, вступление А. А-ча на академическую кафедру. В этот же промежуточный одиннадцатилетней период А. А-ч служил преподавателем Духовных Семинарий, – сначала Курской – с 28-го октября 1883 г. по 14-ое февраля 1856 г. (по Священному Писанию и временно, сверх сего, еще преподавал немецкий и еврейский языки, и Библейскую Историю), а затем (с 14-го февраля 1886 г. до поступления на академическую кафедру) – в Петербургской, где временно преподавал еще латинский язык и Св. Писание. Исполнял А.А. в той и другой (особенно в последней) семинарии и некоторые другие поручения. Особенно много времени и энергии потребовало от А. А-ча исполнение (с 1-го марта 1889 г.) обязанностей члена распорядительного собрания в течение трех лет, – как и впоследствии, в Академии – исполнение обязанностей члена Правления (с 11-го октября 1903 г. по 6-ое октября 1906 г.). Но все это не отвлекало А. А-ча от научных занятий, кои и при указанных неблагоприятных условиях, сопровождались весьма солидными результатами – как в области греческой филологии, так и в области ученых переводов святоотеческой письменности (см. ниже). Но настоящее приложение своим силам и талантам профессор А.А. Бронзов нашел в родной ему Академии, избранный 3-го ноября 1894 г. на кафедру Нравственного Богословия.

В разработке названной дисциплины Александр Александрович в общем последовал методу своего учителя о. И.Л. Янышева, но именно – лишь в общей постановке и основном методе. Он самостоятельно критически всесторонне и детально оценил систему о. протопресвитера, усовершенствовал ее и дополнил. Современные тенденции в науке и обществе предъявляют к названной дисциплине особые требования. Если раньше, даже отрицательно настроенные мыслители, соблазняясь христианской догматикой, преклонялись пред христианской этикой, то в последнее время, и эта последняя провозглашается отжившей и долженствующей уступить свое место иным мировоззрениям, нередко прямо антихристианским. А.А. Бронзов в своих чтениях не оставил без внимания и этой особенности в современном направлении умов, и подверг критике преувеличенные и необоснованные претензии, научно отстаивая самобытность, абсолютное достоинство и непреходящую значимость христианской этики. Современность, отзывчивость на жгучие вопросы и живость изложения, при ясной и отчетливой постановке, и формулировке вопроса, воодушевленное изложение – составляют всегдашнюю принадлежность и неотъемлемую особенность лекций А. А-ча, привлекая и захватывая аудиторию.

Пишущему эти строки не только самому пришлось испытать, но и от других – до представителей самых последних поколений студентов включительно – слышать, что в лекциях проф. А.А. Бронзова студенты не только почерпают обильные научные сведения, но и получают от них воспитывающее воздействие. Александр Александрович всегда произносит лекции в живом непосредственном изложении, без помощи записей, с неподдельным увлечением, передающимся невольно и слушателям.

Не ограничиваясь непосредственной аудиторией, профессор А.А. Бронзов всегда стремился и стремится делиться результатами своих научных изысканий и с широкой публикой – путем печатного слова и в этом отношении выдается своей кипучей работоспособностью, давая незамедлительно ответы на серьезные запросы и насущные нужды современности1.

С каким интересом читаются многими статьи Александра Александровича, видно, между прочим и из многих писем, получаемых им по поводу содержания его статей – писем – то сочувственных, то полемических, причем предлагаются иногда и вопросы, на кои желают получить от профессора ответ. Только всецелая преданность Академии, побуждавшая профессора сосредоточиться на своей специальности без всякого развлечения и не допускавшая никакого раздвоения, обеспечила возможность такой обстоятельной и многосторонней разработки трудных и сложных вопросов православной богословской этики. Интересность и широта содержания, излагаемой профессором дисциплины, современная и живая постановка вопросов, неизменно благожелательное, при всей авторитетности, дружески терпеливое руководительство – всегда привлекали массу желающих работать, – и когда не было (до введения нового академического устава) точно фиксированного maximum’a студентов, пишущих у одного профессора кандидатские диссертации, Александру Александровичу нередко приходилось рецензировать до 15–17 таких рукописных работ, большей частью весьма обширных. Из магистерских диссертаций, под непосредственным руководством проф. А.А. Бронзова, написаны С.М. Зариным «Аскетизм по православно-христианскому учению». Том первый – осноположительный, кн. I и II (1907 г.) и Гр. В. Прохоровым: «Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского» (1912 г.).

В результате к своему тридцатилетнему юбилею А.А. Бронзов имеет не только полный и обстоятельный курс лекций, с весьма детально разработанным апологетико-полемическим отделом, который весьма желательно было бы видеть в печати, но – и весьма обширную ученую литературу.

Из ученых сочинений профессора Александра Александровича Бронзова, прежде всего – естественно – вспомнить его магистерскую и докторскую диссертации. Первая, под заглавием: «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности» (Спб., 1884), – по отзыву рецензента-специалиста о И.Л. Янышева, представляет собой «ценное приобретение отечественной богословско-философской литературы», поскольку служит «вполне надежным источником всестороннего ознакомления» с нравоучением названных мыслителей (Журн. Спб. Дух. Акад. за 1884 г., стр. 269). Диссертация косвенно содействует и уяснению особенностей надлежащего построения православно-христианской системы нравственности, в отличие от римско-католического инославия, во многом воспроизведшего воззрения языческого мыслителя и последовавшего его системе, – конечно, с неизбежным искажением и потемнением специфически-христианских элементов. В своей докторской диссертации профессор стремится способствовать плодотворному построению системы науки Нравственного Богословия уже прямым и положительным путем, предложив исследование «по части изучения христианских начал нравственности в святоотеческом их проведении в жизнь, в святоотеческом их толковании и понимании», а именно – посвященное характеристике одного из славнейших египетских подвижников – препод. Макария Египетского. Эта обширная диссертация, под заглавием «Преподобный Макарий Египетский», Том I. Жизнь и творения преподобного Макария Египетского (Спб., 1899 г.)», обладает след. главнейшими достоинствами. Почтенный автор всесторонне и подробно изучил все источники и пособия, относящиеся к вопросу о жизни препод. Макария; одни из них впервые стали известны для русской науки, именно, чрез названную диссертацию и другие (напр., славянские рукописи) до этого труда собственно и вообще не были научно известны, и не привлекались для этих целей. На основании таких богатых данных впервые представлена подробная биография св. отца. Впервые в науке с полнотой и тщательностью собраны и систематизированы возражения против подлинности Масагіаn, а также дан обстоятельный разбор этих возражений, с привлечением всех, находящихся в распоряжении науки, данных в пользу подлинности Макариевых творений. Принятый печатный текст этих творений сличен с венскими рукописями, в результате какового сличения профессор пришел к выводу, что он «не отличается желательным совершенством и требует исправлений». Впервые автором представлены полная библиография и критический анализ трудов, посвященных изучению творений препод. Макария со стороны особенностей их содержания (Журналы Совета Академии за 1899–1900 год, стр. 280–281). За названное сочинение А. А-ч, Советом Академии удостоен полной премии высокопр. митрополита Макария. Из позднейших, наиболее обширных трудов, упомянем сочинения «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия» (1901 г.), а также «Белозерское духовное училище за сто лет его существования (1809–1909 гг.)». Том первый (Сергиев Посад, 1909 г., стр. 1–714). Этот труд, стоивший автору больших материальных затрат, не говоря уже о массе затраченных усилий по изучению громадного, преимущественно, рукописного, материала, представляет собой грандиозный учено-литературный памятник любви профессора к воспитавшей его школе и его всецелой самопреданности истине. За этот труд в 1910 году Александр Александрович удостоен от Академии Наук половинной премии имени М.Н. Ахматова, хотя, по отзыву проф. С.-Петербургского Университета С.В. Рождественского, сочинение заслуживало премии полной (см. Сборник отчетов о премиях и наградах, присужденных Академией Наук за 1910 год).

Другие менее обширные, но все же весьма солидные исследования профессора на различные темы, по самым разнообразным вопросам науки и жизни, исполненные с обычно свойственной ученому тщательностью, и отличающиеся обстоятельностью раскрытия предмета и ясностью изложения, составили бы в общем собрании несколько томов. В настоящем случае ограничимся примерным указанием лишь некоторых работ профессора в приблизительном хронологическом порядке.

«Краткая этимология геродотовского наречия» (1888 г.); «Синтаксис греческого языка с приложением очерка грамматики гомеровского наречия» (1891). Перевод «Писем св. Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде» (1892 г.) и из творений св. Иоанна Дамаскина: «Три защитительных слова против порицающих святые иконы» (1893 г.); «Точное изложение православной веры» (1894 г.) – с учеными введениями и примечаниями. Вступивши в состав академической корпорации, Александр Александрович принял деятельнейшее участие в переводе св. Златоуста для «Полного собрания творений» святителя (издававшегося в виде приложения к академическим журналам). Большинство других трудов А. А-ча напечатано в «Христианском Чтении» и «Церковном Вестнике», но также и в других журналах – «Душеполезном Чтении», «Церковных Ведомостях», «Миссионерском Обозрении», «Трезвых Всходах», «Голосе Церкви», «Страннике», «Православной Богословской Энциклопедии» и др. Поименуем некоторые из таковых трудов почтенного юбиляра: «Отношение человека к животным» (1895 г.); «К характеристике нравственной стороны современного общества», – по поводу его увлечения драмой Льва Толстого: «Власть тьмы» (1896); «Общая характеристика современного состояния венского университета и постановки в нем науки нравственного богословия» (1896); «Нравственно-безразличное и дозволенное» (1897 г.); «О столкновении обязанностей» (1897 г.). «К вопросу о нравственной статистике и свободе человеческой воли» (1897); «Христианское самолюбие, – опыт надлежащей его характеристики» (1897 г.); «Сущность христианского учения об отношении человека к ближним» (1897 г.); «Сущность христианского учения об отношении человека к Богу» (1898 г.); «Сущность христианского понимания молитв и обетов» (1899 г.); «Христианская любовь, как единственно-истинный принцип человеческих взаимоотношений» (1899 г.); «Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, как профессор Нравственного Богословия в С.-Петербургской Духовной Академии» (1899 г.); «Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения препод. Макария Египетского» (1900); «Основы этики В. С. Соловьева» (1900 г.); «О любви к отечеству, по поводу взглядов Льва Толстого» (1901 г.); «О христианской семье и связанных с ней вопросах» (1901 г.); «Мораль старого и нового иезуитизма» (1902 г.); «Нужно» ли «учиться христианству из Ипполита» – Еврипидовой трагедии?» (1903 г.); «Можно ли и нужно ли «адогматизировать» христианскую этику» (1903 г.); «Христианизированный Энхиридион стоика Эпиктета» (1904 г.); «При каких условиях мог бы наступить «вечный мир» между людьми?» (1904 г.); «Вопрос о «безубойном питании» человека, решаемый с «христианской точки зрения»» (1904); «Борисовский Тихвинский женский монастырь», – путевые наблюдения и заметки (1907 г.); «Декадентский бред», – по поводу очерка Леонида Андреева «Иуда Искариот» (1907); «Бесплодно ли христианство» (1908 г.); «Христианская заповедь о любви – «новая» заповедь (Против Геккеля, Саладина и пр.» (1908 г.); «Фальшивый катехизис». Оливер Лодж: «Сущность веры в связи с наукой. Катехизис для родителей и учителей» (1910 г.); «Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев» (1911 г.); «Современное масонство» (1912 г.); «Самоубийства» (1912 г.); «Современный антихрист» (1912 г.); «Друг или враг Христов – Толстой?» (1912 г.); «Рай на земле». Валаамские впечатления. (1912 г.); «Ложь на Христа», – по поводу книги О.Д. Дурново: «Так говорил Христос» (1913 г.); «Отпевание» графа Толстого» (1913 г.); «Христианство и жизнь» (по поводу

1600-летнего юбилея христианства) (1913 г.); «Архимандрит Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Канонитского монастыря († 14 августа 1912 г.)» (1913 г.).

А более кратких заметок (напр., библиографического характера), вышедших из-под пера неутомимого труженика-профессора, – не перечесть!... Пожелаем же выдающемуся труженику профессору-юбиляру еще много лет продолжать плодотворную работу для процветания богословской науки, на благо академического студенчества, на пользу широких слоев русского православного народа, нуждающегося в истинном религиозно-богословском просвещении, – развивать развивать неутомимо свою деятельность в расцвете своих духовных сил, и при крепости и бодрости сил физических.

Ученому труженику, сеющему «разумное, доброе, вечное», – многая лета!...

Проф. С. Зарин

* * *

1

А.А. Бронзов начал свою литературную деятельность еще на студенческой скамье, – первое печатное произведение его (о св. благоверном великом князе Александре Невском) появилось на страницах «Странника» в 1880 г. (июнь-июль).


Источник: Зарин С.М. 30-летие учено-богословской и духовно-учебной деятельности проф. А.А. Бронзова // Церковные Ведомости. 1913. № 43. С. 1332-1338.

Комментарии для сайта Cackle