Беседа X. О первом члене символа веры
Верую во единого Бога
В этих словах, братие, символ требует от нас веры в Бога и это потому, что мы не можем знать существа Божия: оно выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов. «Что есть Бог в существе», говорится в православном исповедании, «того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т.е. ни самые Ангелы, поскольку совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью». Св. апостол Павел говорит: «Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может» (1Тим. 6:16). Но несмотря на это Самим Богом открыто нам в слове Божием понятие о существе и существенных свойствах Божиих. Из слова Божия мы узнаем, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.
Итак, мы узнаем прежде всего из слова Божия, что Бог есть Дух.. Сам Иисус Христос в беседе с самарянкою сказал: Дух есть Бог (Ин.4:24). Следовательно, Бог не имеет телесного образа, не имеет плоти и костей и видеть Его глазами нельзя. Но вы спросите: как все изображают Бога на иконах в видимом образе, – и само Свящ. Писание приписывает Ему телесные члены, напр., сердце, очи, уши, руки? На это нужно сказать, братие, что на иконах Бог изображается не в существе Своем, как будто бы Он на самом деле имеет тело, а в том виде, в каком Ему угодно было являться людям в известное время, напр., Аврааму Бог являлся в виде трех странников, Пророку Даниилу – в виде старца ветхого денми; Дух Святой являлся в виде голубя при крещении Спасителя. Спаситель принял на Себя нашу плоть, жил между людьми, как человек, и в этом виде изображается на иконах. Что же касается выражений Св. Писания, в которых Богу как бы приписываются телесные члены, то в данном случае Свящ. Писание применяется к обыкновенному языку человеческому, к нашим понятиям, а понимать эти выражения надобно духовным и высшим образом: сердце Божие значит благость, или любовь Божию, очи и уши значат всеведение, руки – всемогущество. Так напр., Моисей говорит о Боге: десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги (Исх.15:6). Здесь правая рука, приписываемая Моисеем Богу, означает силу Божию, всемогущество Божие. – Если, братие, Бог есть Дух, то мы должны поклоняться и служить Ему духом. Наше внешнее богопочтение тогда будет угодно Богу, когда будет сопровождаться внутренним, напр., наша внешняя молитва – поклоны, крестное знаменье – тогда будет угодна Богу, когда будет сопровождаться молитвою в сердце, в душе. Иисус Христос, сказав, что Бог есть Дух, дал вместе с этим наставление, как должно поклоняться и молиться Богу. Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися, сказал Он. По слову св. Давида, истинная жертва Богу дух сокрушен сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19).
Бог есть Дух вечный, как говорит нам слово Божие. Все в мире имеет свое начало: прежде и мира не было, Бог его сотворил. Прежде человека не было. Бог сотворил первого человека. Но Бог, братие, вечен. Он не имеет начала, не будет иметь и конца. Не было времени, когда бы Его не было, и не будет времени, когда бы Он перестал существовать. Он всегда был, есть и всегда будет «Когда еще не родились горы, и не устроена была земля и вселенная, и от века и до века Ты Бог», говорит Давид (Пс.89:2). Бог, братие, не только вечен, но и не изменяем. Все в мире временно и скоропреходяще, все изменчиво, непостоянно. Появляются на земле растения, возрастают, стареют и разрушаются. То же самое происходит и с животными и человеком. Они рождаются, растут, стареют и умирают, сменяемые вновь народившимися и т. д. до окончательной перемены нашего мира. «Древле Ты поставил землю», говорит Давид, обращаясь к Богу, «и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они обветшают как риза, как одежду Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101:26–27). Все в мире изменчиво, непостоянно, непрочно. Премудрый царь Соломон, размышляя о земной жизни, пришел к такому убеждению: «суета сует, – все суета!» (Еккл.1:2.). И в церкви поется: Какая житейская сладость пребывает печали не причастна? Какая ли слава стоит на земле не преложна? Вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша единым мгновением и сия смерть приемлет. – Где есть мирское пристрастие? Где есть злато и серебро? Где есть рабов множество и молва? Вся – персть, вся – пепел, вся – сень... Наконец, братие, сам человек непостоянен в своих действиях, решениях, склонностях и пр. Так все в мире изменчиво. Но Бог, братие, неизменяем. Каков Он был всегда, таков есть теперь, таким же и будет всегда. Что Он имеет теперь, то всегда имел и всегда иметь будет. Царь Давид, сказав о будущем изменении неба и земли, добавил: «но Ты Тот же, и лета Твои не истощатся» (Пс.101:28). Бог всегда постоянен и в Своих действиях и в Своих обетованиях. Апостол Иаков говорит: «у Отца светов нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). «Бог не человек», говорил пророк Валаам, «чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает; будет говорить, и не исполнит?» (Числ.23:19.). – Если все, братие, в мире временно и скоропреходяще, а только Один Бог вечен, то и не будем прилепляться душею своею к земным благам. «Не собирайте себе сокровищ на земле», говорил Иисус Христос, «где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают, и не крадут» (Мф.6:19–20). Если сами мы не вечны на земле, а только временно живем на ней, подобно путешественникам, находящимся в дороге, то и не будем искать в жизни одних радостей, успехов и наслаждений, не будем и унывать от неудачи и лишений в жизни, а примиряться с ними подобно тому, как путешественник по необходимости мирится со всеми неудобствами пути. Если душа наша назначена для жизни вечной, то и будем главным образом заботиться о спасении души, о приобретении жизни вечной. Если, братие, люди непостоянны, то и не будем возлагать надежды свои на силы человеческие. «Не надейтесь на вельмож», говорит царь Давид, «на сына Адамова, у которого нет спасения. Выходит из него дух, возвращается он в землю свою: в тот же день исчезают (все) замыслы его» (Пс.145:3–4). Будем возлагать упование свое на Бога, будем твердо надеяться на Него и, несомненно, верить исполнению Его обетований. «Блажен», говорит тот же Давид, «кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, Который сотворил небо и землю, море и все, что в них; Который вечно хранит верность, оказывает правосудие обиженным, дает хлеб алчущим. Господь разрешает связанных, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведников, Господь хранит странников, помогает сироте и вдовице; а путь нечестивых ниспровергает» (Пс.145:5–9). Наконец, братие, если Бог неизменяем, будем и мы подражать Его неизменяемости в нравственном смысле, будем стараться быть твердыми и постоянными в благочестивых стремлениях нашей души, будем идти неуклонно по пути добродетели и спасения. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа