Азбука веры Православная библиотека Сергей Львович Худиев Почему священники — не колдуны, а колдуны — не священники

Почему священники – не колдуны, а колдуны – не священники

Источник

Содержание

Привычка к путанице Ошибки классификации Магия – нелюбимая мать науки Магия проверяема Реальный вред магии Колдовство и молитва  

 

Привычка к путанице

Как-то я вступил в беседу с одним атеистом, который утверждал, что колдовство и молитва – это явления одного типа: мистические и не подтвержденные современной наукой. Это довольно обычный взгляд на вещи – причем как со стороны атеистов, так и со стороны самих колдунов и их клиентов.

Такой взгляд вполне объясним.

В книжном магазине вы наткнетесь на полки, где книги по эзотерике и религии выставлены вперемежку. К православным телеграм-каналам постоянно цепляют рекламу астрологов и гаданий на картах таро – потому что алгоритмы решили, что они должны идти вместе.

Можно понять, почему так получается. Для человека, лишенного каких-либо знаний о религии, реальность делится на «обычную», где работают наука и технология, и «мир таинственного», который отличается своим, особенным ароматом чуда и тайны.

С «миром таинственного» можно войти в соприкосновение при помощи различных практик, которые непонятны и должны оставаться непонятными (чем непонятнее, тем лучше).

И к этому миру чуда и тайны люди несведущие относят и Церковь, и астрологию, и магию, и всё остальное.

Священник – это бородатый человек в особом одеянии, который торжественным речитативом произносит непонятные слова, колдун – тоже часто бородатый, тоже в одеянии, и слова у него тоже непонятные.

Какая-нибудь «потомственная колдунья Госпожа Анна», которая появляется в кадре, демонстративно обложившись иконами и под звуки монашеского хора, льющиеся из колонок, – это явление скорее типичное.

Как типичен и простой, магический запрос к священнодействиям Церкви, когда люди очень смутно себе представляют, зачем всё это нужно и как оно «работает» – но хотят, чтобы священник совершил все предусмотренные обычаем манипуляции. В конце концов, он тут специалист, ему и вникать.

И для воинствующих атеистов, и для склонных к мистике любителей РенТВ, религия и магия сливаются в некий общий «мир непознанного». Колдуны создают эмоциональную атмосферу загадочного тумана, в котором, как сказал поэт, «сердце млеет, гадалке внимая», та же (по ощущению) загадочная атмосфера чуда и тайны встречает человека и в храме.

Резкая критика оккультных практик со стороны Церкви воспринимается в таком случае как «борьба за рынок» между поставщиками, в целом, однотипных услуг.

Поэтому нам стоит приложить некоторые усилия, чтобы разъяснить, что за магией и христианством стоят не просто разные практики, но и совершенно несовместимые мировоззрения – и совершенно разное отношение к жизни.

Как это ни покажется странным, у магии больше общего с наукой, чем с верой.

Но рассмотрим всё по порядку.

Ошибки классификации

Существуют разные типы классификации явлений. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес упоминает шуточную классификацию животных, в которой они делятся на:

принадлежащих Императору,

набальзамированных,

прирученных,

молочных поросят,

сирен,

сказочных,

бродячих собак,

включённых в эту классификацию,

бегающих как сумасшедшие,

бесчисленных,

нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти,

прочих,

разбивших цветочную вазу,

похожих издали на мух.

Эта классификация вызывает улыбку, мы сразу видим, что с ней что-то не так. Но если мы попробуем сформулировать, что именно – то это, в частности, отсутствие различимых границ между категориями. Бродячие собаки могут бегать как сумасшедшие, быть бесчисленными и нарисованными тончайшей кистью. Когда люди вносят целый ряд явлений в одну категорию – «не подтвержденные современной наукой», – они создают ту же проблему. В одной графе классификации оказываются:

религии

философия

искусство

теории, которые некогда были научными, но теперь отвергнуты (расовая теория, например)

теории, которые никогда не признавались научным сообществом (как, например, теория о торсионных полях)

оккультные практики.

Вы можете считать все перечисленные явления примерами заблуждения (это отдельный вопрос), но это разные явления, которые могут находиться в разных отношениях между собою. Чтение стихов, политическая речь, магическое заклинание, молитва – примеры деятельности, которая не является научной. Но это разные виды деятельности. Если вы путаете их, вы погрешаете не против веры – а против разума.

Магия – нелюбимая мать науки

Отличие магического от религиозного сознания бросается в глаза даже на уровне чисто внешнего, религиоведческого анализа.

В своем классическом труде «Золотая ветвь» Джордж Фрезер (человек неверующий) указывает на разницу между магией и религией:

«Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют всё, но из которых тем не менее может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар. ... Священника не могла не возмущать высокомерная самонадеянность колдуна, его надменность в отношении к высшим силам, бесстыдное притязание на обладание равной с ними властью. Жрецу какого-либо бога с его благоговейным ощущением божественного величия и смиренным преклонением перед ним такие притязания должны были казаться неблагочестивой, богохульной узурпацией прерогатив, принадлежащих одному божеству».

Иначе говоря, магия – это про манипуляцию, религия – это про отношения. Маг претендует на то, что может поставить сверхъестественные силы на службу клиенту.

Колдовство, как и другие оккультные практики, обещает конкретный результат. Вот как, например, описывают себя колдуны на одном из оккультных сайтов: «Специалист по любовной магии. Делает привороты, отвороты, возвращает супругов и защищает от измен», или «Специалист по черной магии. Работает с порчей, привлекает удачу и успех. Помогает решать финансовые проблемы».

Типичная реклама оккультных услуг выглядит так: «За счет мощной энергии, которую создает ритуал, вы сможете привлечь в свою жизнь всё, о чём мечтали. Он является мощным инструментом для достижения успеха, удачи, материального благополучия, везения в делах и новых начинаниях. Этот ритуал основан на древних знаниях и традициях магического искусства. Он позволяет привлекать к себе благоприятные энергии, которые помогут достигнуть желаемых целей».

Маг стремится уверить клиента в том, что обладает необходимыми для работы с «энергиями» знаниями и навыками, что умеет работать с потусторонними силами – примерно так, как водопроводчик умеет работать с трубами, или электрик – с проводкой. Тот же Фрезер указывает на то, что магия в этом отношении родственница науки, более того, её родная мать:

«Магия проложила дорогу науке, поэтому мы вынуждены признать, что, хотя чернокнижие принесло много зла, оно вместе с тем стало и источником большого блага. Магия была дочерью заблуждения и одновременно – матерью свободы и истины...

Магия – там, где она встречается в чистом виде, – предполагает, что одно природное событие с необходимостью неизменно следует за другим без вмешательства духовного или личного агента. Фундаментальное допущение магии тождественно, таким образом, воззрению современной науки: в основе магии и науки лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений».

Именно эта наукообразность и позволяет критиковать магию с позиций науки – о чём мы поговорим несколько подробнее.

Магия проверяема

Квазитехнологическая природа магии, её обещания произвести тот или иной эффект, позволяют проверить притязания колдунов.

Обещанный результат наступает – или нет. Вернулся ли блудный супруг в семью? Увеличились ли доходы предприятия? Что случилось с врагом, на которого могучие чернокнижники навели страшное проклятие? Выздоровел ли человек, которого лечили «белой магией»? Сбылись ли прогнозы астрологов?

Для того, чтобы оценить эффективность паранормальных, или, проще говоря, оккультных, боевых методов, достаточно взглянуть на историю европейского колониализма.

Языческие народы, с которыми столкнулись европейские завоеватели, обладали мощными традициями взаимодействия с паранормальным, в которых был аккумулирован опыт тысячелетий. Опытные специалисты по взаимодействию с духовным миром, шаманы и колдуны, несли свою почетную службу в каждой деревне и были окружены благоговейным уважением соплеменников, которые не сомневались в их ужасающем могуществе.

Они могли видеть тайны, сокрытые от обычных людей, совершать астральные путешествия в духовном мире, а тех, кто досаждал им, ждала страшная участь – на них насылалась порча, и они умирали в мучениях. Колдуны могли налагать страшные табу – и горе тем, кто их нарушал. Тайные силы обрушивали на них свое неотвратимое мщение.

У европейцев, напротив, эти традиции были утрачены. Церковь смотрела на «тайные искусства» с резким неодобрением, занятие ими считалось преступлением. Лишенным магических сил европейцам оставалось только совершенствовать технологии – ковать лучшую сталь, изготавливать ружья, экспериментировать с порохом. И когда в эпоху великих географических открытий они явились в землях, где никто не препятствовал развитию паранормальных технологий, произошло столкновение миров – ру́жья и сталь против тысячелетних тайных искусств.

Результат нам хорошо известен – заколдовать колонизаторов не получилось. Страшные табу и заклятия не действовали на завоевателей, которые по незнанию языков и пренебрежению к местной культуре даже и не понимали, какие ужасы тщетно призываются на их головы.

В каких-то случаях, впрочем, люди могут говорить, что их магия «сработала». Как-то я обсуждал с одним человеком страшное оккультное проклятие, при помощи которого человека можно убить. «Но почему в таком случае, – спросил я, – это проклятие в свое время не применили против Гитлера?» Мой собеседник ответил совершенно серьезно: «Но ведь Гитлер же умер!» В самом деле, при желании можно верить, что смерть Гитлера – результат усилий колдунов, выступавших на стороне антигитлеровской коалиции, которые боролись со своими германскими оппонентами борьбою сильною и превозмогли.

Это напоминает известную шутку:

– Я из отдела по борьбе с драконами!

– Но ведь нет никаких драконов!

– Благодаря нашей работе!

Люди могут ошибочно приписывать какие-то события воздействию магии – во времена «охоты на ведьм» это приводило к преследованию людей за преступления, которых они просто не могли совершить. Но окружающие (а нередко и сами колдуны и ведьмы) верили в то, что падеж скота или болезнь человека – результат магических происков.

Но когда эффект магии пытаются проверить в контролируемых условиях, где исключена неверная интерпретация совпадений и внушение, она не работает. Притязания колдунов на могущество проверяемы – и являются ложными.

Реальный вред магии

Конечно, с точки зрения Церкви, духовный мир реален, и маги могут взаимодействовать с реальными падшими духами, но вот чтобы эти духи наделяли магов настоящим, проверяемым могуществом, которое можно было бы продемонстрировать в лабораторных условиях, этого мы не видим.

Нас не должно это удивлять – бесы это мошенники, а в цели мошенников не входит давать своим жертвам что-то реальное и ценное; всё, что им нужно – это обобрать их до нитки. Об этом на «Азбуке веры» уже была подробная статья1.

Но здесь нам нужно сделать важное уточнение. Магия может оказаться действенной и очень опасной – для тех, кто в неё верит.

Человек, который потратил большие деньги на «целителей» может почувствовать себя лучше. Это хорошо известный эффект «плацебо», когда человеку помогает сама уверенность, что он получает действенное лечение. Такой эффект может быть смертельно опасен – если человек пренебрегает «официальной медициной», которая могла бы ему помочь, обратись он к ней немного раньше. Известен и обратный эффект – «ноцебо», когда человек может почувствовать себя хуже или даже умереть, полагая, что его отравили или «навели порчу».

У австралийских аборигенов существовал необычный способ смертной казни. Шаман племени, обутый в специальные пернатые туфли, совершал обрядовый танец вокруг хижины преступника, провозглашая страшные, леденящие душу проклятия. Наутро приговоренный видел следы этих жутких туфель – и понимал, что обречен. Понимали это и его соплеменники – с ним никто не разговаривал, от него все шарахались. Приговоренный впадал в глубочайшее уныние, не мог ни есть, ни пить, и через некоторое время умирал.

Французский исследователь Клод Леви-Стросс рассказывал о случае, происшедшем относительно недавно – в 1956 году, когда поблизости от обреченного оказались белые, которые отвезли умирающего в город, в больницу, где его кормили через зонд – и он поправился, потому что «магия белого человека – самая сильная».

Что убивало этих людей? Ведь никто к ним и пальцем не прикасался! Да спляши кто вокруг нас в этих туфлях – мы бы просто не поняли, что это такое, и продолжили бы заниматься своими делами как ни в чем ни бывало!

Этих людей убивало суеверие – вера в могущество колдуна, который при помощи своих манипуляций может причинить им смерть. Ложная вера может убить даже совершенно буквально, физически. Но даже когда до смерти обычно дело не доходит – как со всеми популярными у нас «сглазами», «порчами» «венцами безбрачия», «плохой кармой», – суеверия делают человека разбитым и больным, унылым и бессильным, погруженным в бесконечные страхи и горькую злобу по отношению к своим «оккультным обидчикам». Поэтому человек, верящий в магию, может реально пострадать из-за своего суеверия. Такое бедственное состояние несовместимо с верой в Бога – а когда человек обретает веру, суеверия рассеиваются как дым.

Колдовство и молитва

«Хорошо, – может заметить наш неверующий оппонент, – мы согласны, что магия не работает. Но ведь молитва тоже не работает – молитвенные эксперименты показали, например, что люди, за которых молились, выздоравливали не быстрее, чем те, за которых нет».

Здесь мы переходим к рассмотрению самого главного. Магия, как мы уже видели, в определенном смысле родственна науке и технологии. Она озабочена эффективностью. Магические практики, как и технологии, должны «работать», приносить ожидаемый результат.

Человек, не знакомый с верой и молитвой, предполагает, что и молитва должна «работать» таким же образом – это какое-то воздействие на духовный мир, которое должно обеспечить нам получение того, что мы хотим. Однако колдовство и молитва – не просто не одно и то же. Это вещи противоположные.

Я попробую привести пример. Как-то мне попался ролик, в котором психолог – молодая и привлекательная женщина – рассказывала, как с ней пытался познакомиться молодой человек, используя технику «пикапа» (от английского pick up). Эта психологическая техника должна помочь мужчинам, ищущим необременительных связей, завлекать неосторожных женщин. Есть множество курсов, где желающих обучают соответствующим навыкам. Стоит набрать запрос в поисковике – и на вас посыплются обещания всего за 49 тысяч рублей провести вас через «курс по привлечению женщин» и сделать настоящим сердцеедом, который знает, как добиться самой привлекательной девушки. Впрочем, есть и более бюджетный вариант – купить одну из многочисленных книг, где соответствующая техника расписана по пунктам, со многими примерами. У пикаперов, однако, возникает проблема, когда женщина в курсе всех этих уловок и легко их распознает. Как это и было с дамой из этого ролика – она знала все эти приемы наизусть, и незадачливый соблазнитель пошел, солнцем палимый. Потому что людям, будь то мужчины или женщины, не нравится, когда ими пытаются манипулировать.

Есть и аналогичные техники для женщин – которые должны им помочь привлечь внимание миллионера (миллионеры, как известно, народ доверчивый и глуповатый).

Пытается манипулятор соблазнить женщину, или заставить человека сделать покупку, или склонить его присоединиться к политическому движению – когда факт манипуляции вскрывается, люди чувствуют себя глубоко оскорбленными. Манипуляция предполагает обращение с человеком не как с личностью, с которой вступают в общение, а как с объектом, на который хотят воздействовать. Такое поведение – нечто прямо противоположное любви, дружбе или хотя бы честному сотрудничеству. «Магические» (их так и называют) техники воздействия на людей предполагают возмутительное неуважение к их достоинству и свободе.

Противоположный подход предполагает отношение к человеку не как к объекту манипуляции, а как к личности, достойной внимания и уважения. В этом случае имеет место общение – стремление понять другого, выстроить отношения уважения и доверия, близости и понимания. Отношения, в которых их участники свободны, – а значит результат взаимодействия зависит от их доброй воли.

Любовь, дружба, даже искреннее соработничество оказываются ценными сами по себе. Есть известная фраза, что мы созданы для того, чтобы любить людей и пользоваться вещами – но, увы, всё время любим вещи и пользуемся людьми.

Колдун – это такой «пикапер» в духовном мире: он провозглашает претензию (сколь наглую, столь и нелепую) на то, что он может манипулировать даже не людьми – а сверхъестественными силами. Станут ли эти силы общаться с ним на таких условиях? Некоторые, возможно, и станут. Те, которые, со своей стороны не ищут любви и дружбы – но только холодного, бессердечного использования. Кто кого использует в итоге – нетрудно догадаться.

С Богом, ангелами и святыми так, конечно, не получится. Библия говорит, что человек, как ни поразительно это звучит, может стать другом Богу. Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим (Иак.2:23)

Отношения с Богом – это отношения смиренного доверия, а не использования. В этих отношениях есть место личным просьбам – но это именно просьбы, а не попытка взломать банковский компьютер, набрав подходящую комбинацию символов.

Если вы попробуете ставить эксперименты над своими друзьями или манипулировать ими, вы их просто потеряете. Тем более невозможны эксперименты с Богом – как сказано в Писании, не искушай Господа Бога твоего (Мф.4:7)

Бог хочет дать нам жизнь вечную и блаженную – а чтобы обрести её, мы должны глубоко измениться.

Эгоистичный манипулятор, чтобы стать счастливым в личной жизни, должен не овладеть «работающей» техникой, а перестать быть эгоистичным манипулятором. Чтобы обрести подлинное счастье, он должен глубоко измениться, пересмотреть свои цели и ценности, своё отношение к жизни и людям. Иначе говоря, он должен покаяться – признать неправоту своих путей и изменить их.

Чтобы обрести вечное блаженство, для которого мы созданы, мы должны измениться еще более глубоко – вернее, дать Богу нас изменить. Таким образом, молитва – это общение с Богом, которое нас меняет, а не технология приобретения сверхъестественных плюшек.

Молитва признает в Том, к Кому обращается, Личность. Она исходит из того, что Бог существует, Бог премудр, Бог благ и хочет блага лично мне. Как мудрый Отец, Он может дать совсем не то, что я хочу – но то, что мне нужно. И Он знает лучше, что это.

Просительные молитвы тут возможны – и прямо заповеданы, – но ответ всегда остается за Богом. Поэтому команда, за которую усердно молились, не обязательно выиграет, и даже больной не обязательно поправится.

В Библии есть многочисленные примеры чудесных исцелений; немало подобных чудес было и в истории Церкви. Однако исцеление приходит не всегда. Святой Апостол Павел, в жизни которого были и ответы на молитвы, и явные чудотворения, молился об избавлении от «жала в плоть». Мы не знаем точно, что это было: мучительные приступы какой-то болезни или тяжелые искушения.

Так или иначе, Апостол не был избавлен от этой тяготы, но получил нечто иное: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор.12:7–9).

Бог открыл Апостолу смысл его страдания – и он смог принять его с верой и надеждой. Иногда нам гораздо лучше, чтобы пошло не по нашему – как говорит псалмопевец, Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс.118:71).

Поэтому молитва, в отличие от магии, не поддается «проверке на эффективность». Можно, конечно, установить (и это установлено) что люди, живущие церковной жизнью, менее склонны к злоупотреблению веществами и вообще психически здоровее и более довольны жизнью2. Но это не вопрос техники – это вопрос правильно ориентированной жизни.

Ни один молитвенник (в отличие от колдуна) не может торговать результатом молитвы – он не в его руках, а в Божиих.

В молитве «Отче Наш» – молитве, которой Христос научил учеников лично, – есть обращенные к Богу слова: «да будет воля Твоя». Молитва есть поиск воли Божией – ради имени Твоего води меня и управляй мною (Пс.30:4). Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою (Пс.142:8).

Колдун говорит: «Да будет воля моя». Его «искусство» должно обеспечить запросы его – и клиента, который платит ему деньги.

В этом отношении колдун и технолог схожи – они хотят восполнить свои нужды и добиться своих целей. Другое дело, что наука и технология, пока они имеют дело с инертной, безличной материей и не направлены в сторону зла, не согрешают. Колдун пытается манипулировать духовной реальностью – и навязать ей свою волю.

Верующий не пытается манипулировать, он подходит к духовной реальности именно как к личностной. С Богом можно вступить в Завет, стать Ему своим, Его чадом, Его верным служителем. Как говорит Апостол, Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф.2:19).

В этом и разница – колдун говорит: «Да будет воля моя». Верующий – «Да будет воля Твоя».

* * *


Источник: Худиев С.Л. Почему священники — не колдуны, а колдуны — не священники [Электронный ресурс] // Азбука веры. 04.01.2024.

Комментарии для сайта Cackle