Допускают ли какие бы то ни было религиозные утверждения возможность проверки? Если нет, то какой у них вообще смысл?
Смотря что вы готовы считать проверкой. Вот, например, человек – и я знал таких людей – был страшным алкоголиком, умирал под забором, и кто-то ему рассказал о Христе. Он возопил к Богу, зная, что он погибает, и через какое-то время он присоединился к группе «Анонимные алкоголики», прекратил пить. Он воззвал к Богу и Бог его спас. Конечно, неверующие люди скажут, что это самовнушение или еще что-то, но это работает. Люди обращаются к Богу, их жизнь изменяется.
Вера оказывает влияние на людей, и вера меняет человеческие жизни. Есть статистика, что религиозные программы избавления от наркотиков гораздо более эффективны, чем нерелигиозные. Есть статистика, которая показывает, что люди, которые регулярно посещают богослужения, в целом здоровее, удовлетворённее жизнью и живут дольше. И это можно рассматривать как указание на то, что Бог действует в жизни этих людей.
Неверующие будут говорить, что это какая-то форма психотерапии; они нашли себе сообщество, где у них есть чувство поддержки; религия поощряет здоровое поведение, и вот поэтому они живут дольше. Но, так или иначе, факты налицо, как бы мы их ни интерпретировали. В этом отношении до определенной степени мы можем говорить о проверке.
Другое дело, что, хотя у нас есть основания для веры, многое мы принимаем именно доверяя Богу. Я не могу проверить, что пастухи явились ангелам и возвестили им Благую Весть. Лично я ангелов не видел, они для меня частью моего повседневного опыта не являются. Но я имею основание верить в Бога; я имею основание отвергать материализм; я имею основание находить всю картину мира, которую предлагает Библия, весьма правдоподобной; и я имею все основания находить крайне неправдоподобным материализм, о чем мы можем, конечно, поговорить подробнее.