Письмо № 61. Н.С. Фуделю
10 Х [1951, Усмань] 328
Милый мой Николашенька.
Грустно мне не получать от тебя писем. Я знаю, что ты в командировке 329, и терпеливо жду. Когда-то я был в Поленове, а ты жил с мамой недалеко 330. Там мне мало что понравилось. Какие-то все «иллюстрации» равнодушной кисти, умелой, но ничего не открывающей. Пушкин угадал, что и художнику, как святому, для истинного творчества необходим удар жезла Моисея 331 о камень (души), чтобы потекла из него вода в пустыне: «но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется»... 332 И вот мы видим «пробудившегося орла» у Врубеля, но не видим у Поленова, Коровина, Васнецова. Есть художество и есть художественное фотографирование, хотя бы и собственных идей (Васнецов). Художество начинается иррационально вспышкой второго зрения и второго слуха. Портреты Нестерова написаны этим вторым зрением, дерзновенным раскрытием идеи изображаемого человека. Поэтому каждый его портрет можно называть не только по имени изображенного (например: «портрет И.П. Павлова»), но и именем Идеи (Павлова, Иванова, Петрова). Иногда он технически осуществляет это через почти утрированное, т<о> е<сть> через почти неправдоподобное изображение деталей: обрати внимание на кулаки Павлова. Иногда это только фон, иногда гениальное прикрытие глаз. Реализм внешней точности (техническую точность) он дерзает сочетать с раскрытием духовной реальности. От реального он идет к еще более реальному, к основному фону души изображенного. Есть портреты, которые, я знаю, тяжело видеть тем, кого он на них изображал, так как он не только их изобразил, но и разоблачил <...> 333
* * *
Датируется по связи с предыдущим письмом. См. примеч. 2 к письму 60.
С.И. Фудель был в Поленове в начале 20-х, до первого ареста; В.М. Сытина снимала дачу недалеко от Поленова в 30-х гг.
См.: Исх. 17, 5–6; Числ. 20,11; Пс. 77,15; 101,41.
Строки из стихотворения А.С. Пушкина «Поэт» («Пока не требует поэта...», 1826).
Продолжение письма не сохранилось.