Библейская основа мировоззрения
Общая основа мировоззрения преп. Максима по существу библейская. За это говорит уже то обилие мест из Св. Писания, которые он приводит в своих творениях854. Даже в богословско-философских спекуляциях своих преп. Максим старается базироваться на текстах Св. Писания, например в учении о λόγοι и Логосе855, о естественном созерцании856, не говоря уже об учении о мистическом богословии857, об обожении858, о таинственных воплощениях Христа859. В общедоступных сочинениях, написанных для иноков, речь преп. Максима прямо-таки пестрит библейскими цитатами, в полном соответствии с чем и богословствование в них не выходит за пределы простого символьного изложения860.
* * *
Указатель этих мест дан в Приложении к нашему сочинению.
Ambigua, PG.91, 1085В-С, f.126a-b (Исх.33:17, 2Тим.2:19, Мф.7:23); 1328C-D, f.231а (Евр.7:10); Ер.6, PG.91, 429С, р.242 (Дан.13:42); Ambigua, PG.91, 1080А, f.123а (Кол.1:6); 1084B, f.125а (Деян.17:28); 1096B-1097A, f.131а-b (Еф.1:17–23, 4:11–16).
Представителями его считаются, между прочим, все ветхозаветные святые: Ambigua, PG.91, 1116D, f.140b squ.
См. выше, гл. «Таинственное богословие», прим.3–8.
Orat. Dom. expositio, PG.90, 905D, p.364 [р.п.I,201]; Ep.12, PG.91, 68C, p.265; Ep.24, 609C [cap.quing.I,42] (2Петр.1:4); Cap.theol.II,25 [р.п.I,238] (Пс.81:1); Ambigua, PG.91, 1092C, f.129a (Еф.1:23, 1Кор.15:28).
Сар. quing.I,8 (Евр.13:8); Quaest. ad Tahl. VII, PG.90, 284D, р.24 [р.п.II, 44–45]; Liber ascet. 34, PG.90, 940В, р.383 [р.п.I,87–88]; Ambigua, PG.91,1076В, f.121b; Cap.theol.II,92 [р.п.I,254] (Гал.2:20); Cap.theol. II,27 [р.п.I,239] (2Кор.13:4).
Liber ascet. 1,2, PG.90. 912A-913A, p.367–368 [р.п.I,75–76]. Cap.de charitate IV, 77 [р.п.I,142–143].