Источник

Слово при пострижении окончившего Богословский факультет Сергея Конюса27

Приветствую тебя, мой возлюбленный о Христе сын о. Алексий, с принятием иноческого звания. Оно так высоко в очах Божиих, что св. Церковь называет его чином ангельским. Св. Иоанн Златоуст в своей «Книге о девстве» свидетельствует, что так возвышается сие священное звание в силу стремления иноков своим девственным подвигом уподобиться бесплотным. А св. Иоанн Кассиан, желая показать нам всю высоту девственной жизни, на основании свидетельства Премудрости Соломоновой и жизни Апостола Павла, говорит, что дар Божественного ведения небесных тайн и откровений дается в особенности за целомудрие28. К инокам, по преимуществу, относятся слова нашего Спасителя: вы есте свет мира (Мф. 5:14). Вот почему св. Феодор Студит говорит: «Как ангелы являются светом для иноков, так иноки являются светом для мирян».

Эта благодатная святоотеческая истина особенно яркое выражение нашла для себя в жизни нашей Святой Руси. От края и до кряя она была усеяна иноческими обителями, куда миллионами устремлялся наш православный русский народ. Его манил сюда благодатный свет праведных иноков. Этим светом русские люди согревались от мирской злобы и неправды. В небесных лучах его они ясно видели все свои заблуждения, уносили его в сердцах своих в мир и здесь, под его воздействием, строили свою жизнь личную, общественную и государственную.

Потому наша родина и называлась Святою Русью, что в основе ее жизни была православная вера, что в ней было бесчисленное множество церквей и монастырей и она жила под руководством святых иноков.

Да, сейчас монастырей в России нет. Но это не значит, что иноков не стало на Русской земле. Они продолжают жить среди мирян, подвизаясь за Христа, за Церковь, за свою Родину и еще более, чем когда-либо, озаряя своим благодатным светом всю нашу великомученическую Россию.

Поэтому теперь, как никогда, приблизилось время для исполнения пророчества Достоевского о наших иноках, которое вылилось из его вдохновенного сердца в таких словах старца Зосимы: «И сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединенной молитвы (иноков) выйдет может быть еще раз спасение земли Русской. От нас, иноков, издревле деятели народные выходили, отчего же их не может быть и теперь? Те же смиренные и кроткие постники и молчальники восстанут и войдут на великое дело. От народа спасение Руси. Русские же монастыри искони были с народом... народ верит по нашему, а неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, даже будь он искренен сердцем и умом гениален... народ встретит атеиста и поборет его и станет единая православная Русь»29.

Вот как высоко иноческое звание. Быть иноком, это значит: возродить себя к благодатной жизни настолько, чтобы сравниться с Ангелами. А быть русским иноком сейчас, это значит, стать еще и на путь самый верный и действительный для возрождения нашего народа.

Вот с принятием какого высокого звания я приветствую тебя, мой возлюбленный о Христе о. Алексий.

Но я не хочу скрыть от тебя и всей тяжести принятого тобою иноческого подвига, о чем говорит тебе самый чин пострижения, о чем свидетельствуют отцы Церкви на основании своего собственного опыта.

Святый Феодор Студит прямо называет иночество мученичеством. «Мы (иноки), – говорит он, – не проливаем, как мученики, кровь; членов наших не отсекают, костей не сокрушают; но если мы прилагаем к своим... трудам отречение от своей воли... то чрез это делаемся подобными многострадальным мученикам, и даже Самому Господу, за нас распятие и смерть подъявшему... Вас ждут венцы мученические...»30.

Св. отцы говорят, что, помимо тяжести от внутреннего подвига во имя девства и целомудрия, много напастей ожидает иноков от мира и диавола чисто внешних, таких же тяжких и едва выносимых. По святоотеческому свидетельству, это бывает в особенности в тех случаях, когда иноки выходят победителями из внутренней брани. Тогда вооружается на них диавол страшною и мстительною своею злобою через плотских людей посредством всяких поношений, клевет и гонений, которыя являются тяжелее самой смерти.

Вот что ожидает тебя, мой возлюбленный сын, на твоем иноческом пути. Но пусть не устрашается от этого твое сердце. Помни, что насколько будет тяжел твой иноческий крест, настолько будет ниспосылаться тебе помощь от Бога. Св. отцы Церкви называют пострижение в монашество вторым крещением, в котором изглаждаются все прежде содеянные грехи и ниспосылается великая благодать, ограждающая инока от всех козней диавола.

Будь только всегда с Богом через молитву. А более всего пекись о том, чтобы пребывать тебе в смирении. Без него ты никогда не одолеешь врага нашего спасения, не приобретешь ни одной добродетели и даже не будет в тебе истинной веры во Христа, по Его слову: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще (Ин. 5:44).

Не смущайся также и тем обстоятельством, что тебе придется жить среди мира сего, грешного и прелюбодейного. Св. отцы и учители Церкви говорят, что можно жить в миру, как в пустыне, и в пустыне, как в миру. Не забывай, что твой новый небесный руководитель, св. Алексий, митрополит Московский, был главным советником Московского Великого Князя, его жизнь и деятельность была наполнена всевозможными государственными заботами. Но это не помешало ему быть другом и сотаинником преп. Сергия Радонежского и сделаться великим чудотворцем земли Русской.

Небесному водительству святителя Алексия я отселе вручаю тебя, мой возлюбленный о Христе сын Алексий. Да управит он во святыне твой иноческий путь, чтобы быть тебе добрым воином Христовым, сделаться храмом Божественного Духа и наследовать несказанное блаженство будущего небесного Царства. Аминь.

* * *

27

Произнесено в Русской Посольской церкви св. Николая г. Софии в июне 1929 г.

28

Творения преп. Иоанна Кассиана, стр. 82 и 437. М., 1896.

29

«Братья Карамазовы».

30

Добротолюбие, т. IV, стр. 21, М., 1901.


Источник: Проповеди [1920-1944] / Архиепископ Серафим (Соболев). — София, 1944. - 189 с.

Комментарии для сайта Cackle