иеромонах Авель

Источник

14. Настоятель Игумен Исаия

Он родом из Московских купцов, в обитель на жительство поступил в 1805-м году. Пострижен в монашество 1812 года Сентября 6-го дня; посвящен во Иеродиакона 1813 года, Августа 15 дня; во Иеромонаха 1815 года, Марта 14 дня; а в должность Казначея определен 1822 года и продолжал оную по 1842 год; а сего года, по общему выбору всего братства на место покойного Игумена Нифонта определен от Епархиальнаго начальства Настоятелем сей пустыни. 1846 года Августа 15 дня возведен в сан Игумена Преосвященным Николаем Епископом Тамбовским и Шацким, а в 1850 году удостоен палицы и награжден наперсным крестом.

Отец Игумен любил всегда беседовать о трудолюбии, чистоте и о строгости жизни иночествующих, воспоминая часто уставы и правила иноческого жития; нередко напоминал он о высоте духовной жизни и духовного разума, благоговейном Богослужении, кротости, и мудрости первоначальника Иоанна, благочестивого Настоятеля Ефрема и смиренного Строителя Исаии. Еще более Отец Исаия любил говорить о жизни святых ревнителей Церкви: Макарии, Пахомие Великом, Иоанне Златоусте, о прочих, которых называл столпами Церкви, часто приводил их в пример твердости и непоколебимости в вере.

Он постоянно ходил за общее келейное правило с обычною ему скромностию. Монах без правила, говорил он, несть монах. Древние Святые Отцы, как видим в истории, в непрестанной молитве пребывали, и в крайнем безмолвии и пощении и тем благодать Божию в себя принять сподобились, укрепляющую их в подвигах. А нам, хотя бы малое сие правило с усердием исполнить помог Господь. О. Исаия был примером подвижнической жизни и великой ревности к делу Божию. Не опущая ни одной Церковной службы до изнеможения сил, он имел ненасытную жажду теснейшего общения со Христом Спасителем, в приобщении Святых Таин. Часто повторял он: пока есть время, должно пещись, чтобы не вотще жизнь препровождать; дабы по отшествии отсюда наследовать небесное Царствие, которого не удостоимся, если не будем подобны незлобивым детям. Без любви Божией и без мира с ближними, лицезрения Божия не сподобимся. Надобно всячески стараться о угождении Богу, о спасении своей души, которая всего мира дороже, нищета и нестяжание необходимое достояние монаха; все сокровище мира сего суть ничто пред вечным блаженством, которое обещано любящим Бога. Постоянно он внушал братии о безропотном несении всяких трудов и скорбей. Не доставят пользы, говаривал, ношение вериг, продолжительные бдения, множество поклонов и все телесные изнурения, если нет добродетелей духовных. Надобно иметь между собою нелицемерную любовь, быть в послушании, в терпении со смирением. Одни поклоны нас не спасут. Бог ищет мира. Монах нерадивый о своем спасении есть ругатель Божий. Воздержание, труды, от праздности удаление, хранение ума в Богомыслии, неисходное пребывание в келлии, вот украшения монашеские.

Достопамятный Отец Игумен Исаия 1858 года почил от трудов своих Апреля 16 дня, в день Преполовения Святыя Пасхи в 4-м часу утра; пред кончиною напутствован приобщением Святых Христовых Таин, совершением Соборного Елеосвящения; все был в совершенной памяти до последней минуты. Скончался на 73 году своей достославной жизни, управляя Обителью 16-ть лет; всего в Обители препровождал неисходно 54 года; Обитель лишилась в нем доброго и смиренного Отца. Гроб у него сделан был еще в 1850 году из кипариса; тело его положено подле старца Строителя Исаии за олтарем, с левой стороны, у Успенского собора. Сам он завещал похоронить себя здесь, потому что уважал Строителя Исаию; по любви к нему он носил имя его; подражал и жизни его; душами они жили нераздельно, теперь тела их будут лежать рядом. Как трогательно такое постоянное неизменяемое единение сердец! Отец Исаия в продолжение шестнадцатилетнего правления своего значительно улучшил весь монастырь, и привел его в то превосходное состояние, в каком он находится в настоящее время; его обращение со всеми было кроткое, снисходительное, простое, отеческое. По мягкости и кротости своего тихого характера нрав имел удивительно кроткий, ласковый, приветливый ко всем, отличающийся боголюбезным смиренномудрием; за чрезвычайную кротость тихого нрава он любим и уважаем был всеми.

Теплый храм во имя Живоноснаго Источника Божией Матери старанием и попечением Отца Игумена Исаии, в 1844 году на иждивение усердствующих, переделан вновь; на место одной небольшой главы увенчан пятью большими, величественными куполами, которые осенены пятью крестами; главы сии, равно и кресты на них, покрыты медью и ярко вызолочены червонным золотом. Церковь Живоноснаго Источника о пяти главах огромного размера теперь служит лучшим украшением Саровской пустыни, к сей Церкви с боковых сторон приделаны колонны, что делает очень красивый вид и она замечательна своим великолепием сравнительно с прежним храмом; бывшие прежде внутри храма четыре столпа совсем уничтожены и верх устроен чашею, где живописно изображен Спаситель, пятью хлебами насыщающий 5000 человек. Храм, по внутреннему своему расположению, стал гораздо обширнее, великолепнее, светлее, и приводит в духовный восторг каждого посетителя. Наружная архитектура храма отличается великолепием и весь внутренним изяществом. Стены расписаны живописью; между окнами, которые увеличены, кругом стен, в богатых рамах помещены картины священного содержания и отличного письма. Клиросы вновь возобновлены, и местами вызолочены. В олтаре за престолом в полукруглом углублении поставлен иконостас с иконами; верх над сводом устроен чашею, на коей резьба, репьи в виде звезд вызолочены и благолепно украшены. По упразднении каменных столпов, на месте двух тех, кои стояли ближе к иконостасу за правым и за левым клиросами, сделаны два разные богатые кивота, с колоннами, над ними сияние с двумя Ангелами; кивоты украшены резьбой и вызолочены по полименту и составляют украшение сего храма. В сих кивотах вставлены две храмовые Святые иконы, стоявшие прежде на столпах, кои уничтожены; в кивоте за правым клиросом Чудотворный образ Живоноснаго Источника Божией Матери, а в кивоте за левым клиросом образ Успения Пресвятыя Богородицы. За образом Живоноснаго Источника устроено Игуменское место, а за образом Успения Божией Матери место для чередного служащаго Иеромонаха, который во время утрени и вечернего правила произносит с сего места и возгласы. Иконостас устроен в отличном вкусе, а старый перенесен в больничную Церковь. Расположение храма для помещения братии так удобно, что они во время Церковных служб, стоя под арками по обеим сторонам, никакого не терпят беспокойства при многочисленности мирских богомольцев, и могут покойно внимать отправляемому Богослужению. Пол в олтаре и до половины Церкви дубовый паркетный, остальная же половина оного покрыта краской; величественный свод и купол храма покоится на четырех огромных столпах: два из них при входе в храм назади, а другие два в олтаре за самым иконостасом. Кроме других красивых зданий обители, преимущественно зрение посетителей поражается величием двух Соборов холодного и теплого.

Церковь больничная во имя Преподобных Зосимы и Савватия старанием Игумена Исаии распространена, при содействии благочестивых вкладчиков; в ряд с настоящей к ней с обеих сторон северной и южной пристроены притворы, соединены с Церковью полукружием арки, что составляет в обширном в величественном виде один храм; своды украшены стенною живописью. Иконостас красивый, нового стиля, перенесен из теплой Церкви Живоноснаго Источника. В этой церкви, кроме воскресных и праздничных дней производится неусыпаемое день и ночь псалтирное чтение за здравие живых и в поминовение почивших братий и благотворителей Саровской, пустыни, коих имена там записаны.

Для сего избраны особенные 12-ть иноков, кои по 2 часа в сутки, поочередно, и читают Псалтирь. Положено вносить с каждого имени на вечное поминовение на псалтирном чтении 170 руб. серебром. Если кто вписывается еще при жизни своей, поминают о здравии; а когда преставится и о сем известят, то его поминают за упокой. Таким же порядком производится поминовение и на Божественной Литургии и на проскомидии. За годичное поминовение на псалтирном чтении полагается 9 руб. серебром.

Притвор церкви во имя Преображения Господня с юго-западной стороны, по неудобности, Отцем Исаиею уничтожен, а ход в Церковь сделан новый, удобный, с западной стороны; трапеза по новому и лучшему против прежнего расположению распространилась и из нее чрез вновь отделанную арку, теперь открывается все внутреннее расположение Церкви. Иконостас красивой архитектуры украшен золотою резьбой, он сделан в виде круга покрытого вызолоченными резной работы дугами, вверху которых утверждено изображение Спасителя, окруженного лучами славного Его Преображения. Церковь устроена теплою. Теперь большое удобство сделано для престарелых слабых больничных старцев, которые из своих келлий проходят коридором в трапезный притвор для слушания ранней обедни.

При Церкви Зосимы и Савватия двухэтажный больничный корпус для престарелых и немощных старцев, по умножении братии, стал довольно не вместителен; почему Отцем Игуменом верхний этаж к больнице, в котором были холодные чуланы, для поклажи, переделан на особенные кельи с большим удобством против прежнего, и прибавлены вверху келлии, из коих коридор ведет в притвор трапезной Церкви Преображения Господня, где бывает каждодневно ранняя литургия. К корпусу дворянской гостиницы пристройка сделана на 16-ть аршин длины от конца колокольни.

Пониже дворянской гостиницы на место старого деревянного вновь складен каменный двухэтажный корпус купеческий, гостиный двор для приезжающих и приходящих богомольцев обнесен кругом каменною оградою, при нем устроены обширные сараи для помещения лошадей и экипажей.

К конному двору вновь пристроена поместительная кладовая, на каменных столпах, где сохраняются разные пустынные изделия для продажи, как то лубки, мочала, кадушки и пр.

На место погоревшей в 1858 году вновь выстроена пильная мельница в 14 верстах от монастыря на реке Сатисе.


Источник: Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся : записки, собранные Троицкой Сергиевской Лавры иеромонахом Авелем : с дополнением и присовокуплением жизни старца Серафима и духовных его наставлений и с приложением четырех портретов: первоначальника иеросхиманаха Иоанна, игуменов: Нифонта, Исаии, старца иероманаха Серафима / [соч.] иеромонахом Авелем. - 3-е изд. - Москва, 1865 (Тип. Готье). - 306, 23, II с.

Комментарии для сайта Cackle