иеромонах Авель

Источник

15. Взгляд на состояние обители при нынешнем Строителе Иеромонахе Серафиме

Не только те, о которых здесь предложены сказания, то есть Иоанн, Димитрий, Ефрем, Пaxoмий, Исаия, Иоаким, Питирим, Нифонт, Назарий и Иларион просияли в Саровской пустыне. Марко, Дорофей, Серафим, Александр, о которых сделано только упоминание, также посвящали все житие свое молитвам о спасении ближних, и старались стяжать непрестанную память о Боге непрестанным призыванием имени Божия так: «Господе Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешнаго». Сию молитву особенно советовал содержать в уме почивший в Бозе старец Отец Серафим. Он говорил: «в этом да будет все твое внимание и обучение. Ходя и сидя, делая и в церкви стоя, входя и исходя, сие непрестанное вопияние да будет и в устах и в сердце твоем. С ним найдешь покой, приобретешь чистоту духовною и телесную, и вселится в тебя Дух Святый, источник всяких благ, и управит жизнь твою в святыне, и во всяком благочестии и чистоте». Другое всегдашнее наставление старца Серафима было сие: «Ради будущаго блаженства стяжите целомудрие, храните свое девство. Дева, хранящая девство Свое ради любви Христовой, имать честь со Ангелы и есть Христу невеста: Христос же есть ей жених, вводяй ю в чертог свой небесный. Всякая душа человеческая есть дева; во грехах же пребывающая душа – вдова нерадивая, в сластолюбии заживо умершая».

Но все ли и обо всех ли можно поведать, когда в Саровской пустыне оставалось в неизвестности великое число в Богомыслии упражнявшихся смиренномудрых старцев? Они сокровенно подвизались ради Господа и приобретения любви Божией. С совершенною любовью к Богу, в уединенной молитве и воздержании, возносились они духом своим на небо, истощали тело свое постом и бдением, чтоб отразить мучительный помысл сладострастия, и, отвращая очи свои, еже не видети суеты, избегали праздности, и углублялись в безмолвие так, что никакие усилия посетителей, желающих воспользоваться их беседою, не могли иногда прервать его. Для сего они удалялись от приходящих, скрывали свои добродетели, представляли из себя юродивых, и лучше хотели умереть, нежели оставить безмолвную молитву свою, хотя бы то на мгновение ока.

Посетители, не постигая духовной и многотрудной жизни их, и не получая иногда ответов на вопросы, приписывали это мнимой их гордости, относили к невежеству и называли их грубыми, не зная того, что они живут уже на небесах, и что весь живот их сокровен со Христом в Бозе.

Впрочем благочестивые старцы сии охотно беседуют о Слове Божием, о учении Св. Апостолов, и о жизни Св. ревнителей Христовой Церкви.

От основания обители в Саровской пустыни в течение ста шестидесяти лет было только еще десять преемственных начальников и нынешний Строитель Иеромонах Серафим есть одиннадцатый. Он родом из граждан Пермской губернии, мирское имя было Спиридон, в обитель Саровскую поступил в 1823 году на 19-м году возраста со своим отцом Андреем, (ныне Монах Арсений); в монашество пострижен в 1835 году Июня 20; во иеродиакона посвящен того же года Сентября 29-го Преосвященным Арсением, Епископом Тамбовским; во Иеромонаха 1844 года Мая 29 дня Преосвященным Николаем Епископом Тамбовским; в 1848 году в должность Казначея определен и проходил оную по 1858-й год; а сего года по общему выбору всего братства на место покойного Игумена Исаии от Епархиального начальства определен в Строителя сей пустыни; в обители пребывает 37-м лет, вполне оправдывая свое избрание рачительным наблюдением о точном исполнении правил монашеских, преданных обители первоначальником ее Иоанном.

Отцом Строителем Серафимом за теснотою и неудобством для удобного помещения во время приезда монахов для исправления монастырских потребностей в Москве на Саровском подворье вновь перестроен и возобновлен на дворе каменный двухэтажный флигель.

Попечением Строителя приобретено земли к находящемуся в Москве подворью, 7 саж: на двор и 2 сажени на улицу от Коллежского Ассессора Василья Александровича Г. Кокорева в дар обители, и тем устранена бывшая на подворье в местности теснота.

Таким образом, повременно устроивалась Обитель, приобретшая себе знаменитую славу и по благодати Божией, доныне пользующаяся уважением, как по местоположению, великолепию и красоте зданий, так особенно по благочестию подвизавшихся и подвизающихся в оной боголюбивых отшельников.

Число братии в настоящее время находится до 300 человек. Но прежде в разные времена было не равное количество. 1723 года по состоявшемуся из Святейшего Синода указу, велено в каждом монастыре братии быть, в силу духовного регламента, по тридцати человек; а в котором монастыре будет меньше, то из тех монастырей выбрав лучшую братию в оный сводить, чтоб означенное число было непременно. В то время в здешней обители монашествующих было 27 человек, а в Санаксарском монастыре 7 человек, потому из Санаксарского велено братию в здешний монастырь перевесть.

1764 года, блаженной памяти, Государыня Императрица Екатерина Алексеевна благоволила на поднесенном от учрежденной Комиссии докладе подписать: в знатных монастырях и пустынях, а именно: в Ниловой, Софрониевой, Флорищевой и Саровской быть числу братии против первого класса монастырей, по тридцати человек, а содержание оным иметь от подаяний и от земель со угодьи.

1793 года, Декабря 13 дня Ея же Императорское Величество, Благочестивейшая Государыня Императрица Екатерина Алексеевна соблаговолила Именным Своим указом повелеть: в Саровской обители быть больничных монашествующих 10 человек и пожаловала на больничных 200 рублей полуимпериалами.

1802 года Августа 2 дня, блаженной памяти, Его Императорское Величество, Благочестивейший Государь, Император Александр Павлович благоволил Именным Своим указом повелеть в сей пустыне прибавить к первому числу монашествующих 20 человек.

В управление О. Игумена Исаии поступило одно из лучших украшений Саровской ризницы – Св. Евангелие – приношение благочестивого усердия Наследника Цесаревича (ныне благополучно царствующего Государя Императора) Александра Николаевича и Супруги Его Цесаревны (ныне государыни Императрицы) Марии Александровны. Евангелие это прислано было в 1853 году. Оно печатано на большой александрийской бумаге и одето в прекрасный бархат вишневого цвета. Много увеличивают внешнюю красоту сего Евангелия по углам вылитые из серебра и позлащенные изображения четырех Евангелистов, и в средине, также сребропозлащенный, Образ Спасителя, сидящего на престоле. Кроме сего, верхняя и нижняя дека украшены бордюрами и узорами сребропозлащенными изящной отделки.

Вообще это Евангелие имеет вид величественный, и Слову Божию, в нем заключенному, и Августейшему имени Высоких Жертвователей весьма соответствующий.

Учреждена в сей пустыне богодельня для призрения больных и престарелых на 12 человек.

Внутри и вне монастыря в Саровской пустыне ныне все здания каменные и красивой архитектуры. Не доезжая до Сарова, из-за леса, вдруг и внезапно видишь на возвышенной горе во всей красоте и величии блестящие куполы и золотые главы с крестами, горящими в воздухе. Как величественный город, тянутся по верх горы, поражают взоры и представляют очаровательную картину со всех сторон имеющий вид весьма превосходный, монастырские здания сажен на четыреста. Братские келлии, состоящие из нескольких двухэтажных огромных корпусов правильным квадратом смыкаются в одну огромную массу, подходят со всех четырех сторон под одну зеленую железную крышу и служат вместо крепкой стены и вместо каменной ограды. По углам сих корпусов стоят четыре фигурные, возвышенные, круглые красные башни с длинными сияющими шпилями, а пятая возвышается в средине над выездными воротами, откуда путь пролегает чрез весь монастырь прямо во Святые врата под колокольню.20

Окрестности этой обители очень приятны. В глубине леса, в долинах, между гор и дерев, бьют самородные ключи. Природа щедро наделила ими здесь глухие свои дебри. Уединенно и отрадно журчат прозрачные, горные источники, спускаясь по долине и сладко благоприятствуя тишине пустыни. Весною окрестности Сарова оглашаются пением разного рода птичек; луга и долины благоухают свежестью цветов; живописные берега речки Саровки, покрытые березой, липами и дубом, привлекают под тень свою. Овраги, поросшие соснами, диким, угрюмым своим видом погружают в задумчивость; а те места, где были уединенные пустынные кельи затворников: Серафима, Дорофея и Марка, производят на душу глубокое впечатление и возбуждают в ней любовь к пустынножительству.

* * *

20

К каменным монастырским строениям принадлежит скотный двор, который стоит в отдалении от обители в лесу со пчельником и походит на дачу. В лесу по местам находятся еще разные монастырские поселья, в которых живут по нескольку иноков и занимаются монастырскими работами.


Источник: Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся : записки, собранные Троицкой Сергиевской Лавры иеромонахом Авелем : с дополнением и присовокуплением жизни старца Серафима и духовных его наставлений и с приложением четырех портретов: первоначальника иеросхиманаха Иоанна, игуменов: Нифонта, Исаии, старца иероманаха Серафима / [соч.] иеромонахом Авелем. - 3-е изд. - Москва, 1865 (Тип. Готье). - 306, 23, II с.

Комментарии для сайта Cackle