иеромонах Авель

Источник

13. Иеромонах Евгений

В настоятельство Игумена Нифонта преставился в Сарове в глубокой старости Иеромонах Евгений, усердный служитель обители. Сей смиренный, благоговейный старец, имел истинный образ благочестия и кротости. Посему новоначальные, поступая в обитель, с особенною доверенностью поучались от него трудолюбию, молитвословию и прочим иноческим добродетелям. Душа его, проникнутая благочестием, обращала на него внимание новоначальных послушников и старческое его обращение заставляло их уважать его и деятельно подражать его целомудрию, послушанию, кротости и смирению. Он таким образом много споспешествовал ищущим спасения к преспеянию в духовной жизни. В последствии он был избран духовником и не малое время проходил сие послушание с пользою для ближних. По своему смиренномудрию и искреннему усердию к спасению ближних, он и сам искал мудрых советов у опытных старцев, а для сего имел духовную переписку с благоговейными мужами, от коих получал назидательные письма. Здесь прилагаем некоторые из них.

Преподобнейший и есечестнейший Иеромонах

Отец Евгений,

о Христе любезнейший брат и друг!

Не удивляйтеся, любезнейший брате, что приходя к 47 году, начали чувствовать себя против прежних лет тяжелее. Вы уже теперь с горы идете одиннадцатой год. Что же теперь часто приходит вам на мысль смерть и делает некоторой страх или боязнь, потому что имеете за собою некоторый душевныя немощи, на сие вам, любезному, от искренности скажу: не будете иметь ни страху, ни боязни смерти, если сии душевныя немощи исцелите пластырем святаго покаяния, уклоняясь от зла и творя благо. Раскаяние, слезы, обращение, предположенные плоды покаяния со смирением паки отверзают нам объятия Небеснаго Отца. А кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякаго греха. А без сего (т. е. без плодов покаяния) одно препоручение себя в покровительство премилосердому Богу и Божией Матери, Ангелу Хранителю и всем Святым, (кроме нечаянных смертных случаев), ко исцелению душевных немощей наших не довлеет. Ибо Богу воспеваем с Пророком милость и суд. Безмерное Его есть милосердие; таково же есть Его и правосудие. Он для очищения грехов наших по крещении уставил тайну святаго покаяния. Кто ее по надлежащему употребляет, – спасается: вот милость! А кто ее презирает, откладывает, не употребляет, – погибает: вот суд. Разве только вы под именем душевных немощей разумеете ежедневныя слабости, случающияся и самым Святым, или иначе сказать: простительные грехи, кои не лишают нас правоверующих благодати. Но и те должны чистым исповеданием Богу пред Отцем духовным очищатися, и мы от них избавлятися обязаны. Тогда страх и боязнь смерти не будут на нас нападать. Разве меланхолия или дух маловерия и безверия иногда нас потревожат: но против их, оружия вам известны. Вера и надежда на Спасителя нашего и теплая к Нему молитва со смирением все стрелы вражия, хотя и разженныя, упразднят. Тогда с сими оружиями и те средства самыя приведем в действо, кои употребляем против хульнаго беса. И тако Бог мира будет с нами во веки!

Препоручив себя продолжению вашей любви и благоволения, и прося ваших Св. молитв, да подаст мне Бог, по велицей Своей милости, всегда вмети истинное покаяние и плоды онаго Ему приносити. Про желании вам здравия, спасения и всякаго блага, пребыть имею к особе вашей с нелестным благопочитанием и преданностию.

Марта 1 дня

Вашего Преподобия,

1815 года.

Любезного брата и друга,

Москва.

покорнейшей слуга и сомолитвенник

Новоспасский монастырь.

Иеромонах Михаил.

Любезнейший о Христе брать и друг,

Милостивый Государь!

Искренно радуюсь, благодаря Бога, что вы здравствуете и всем нужным довольны и мать ваша Таисия о Господе спасается. Естественно судя, должно бы прежде умирать старикам: но часто случается видеть престарелаго священника, погребающаго молодаго юношу. Я думаю, что матушка ваша желала бы быть погребенною вами, и вы и я на сие согласны; но как Бог устроит о сем.... В Его волю и милосердие во Христе весь живот наш предадим.

Весьма утешительно мне слышать от вас, что вы начальниками своими крайне и неописанно довольны, и что чести не только не желаете, но и не помышляете о ней, и прочая за сим. Сие в мире есть редкость ныне, как муха белая. – О науках же не скорбите, что не имели случая в них упражняться. Вместо их можете себя обучать во всем из Св. Писания и умудрятися во благочестие: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, по слову Св. Апостола Павла (Евр. 13, 9).

Не знаю, почему вы, про желании своем, безнадежны делаетесь видеться со мною о беседовать о Господе!? Правда, я уже стар, слаб, болен и недостаточен стал к езде, и совсем не расположен к ней. Но вы еще не в таком состоянии. Вы при благоприятном случае, ежели хощете, можете, поклонившись Святителю Димитрию с Преподобным Сергием, и Московским Чудотворцам приити поклониться. Тогда и со мною, естьли я буду жив, и вы желаете, увидитесь. В 1812 году я недалеко был от вас, в Нижегородском Печерском монастыре. Естьли бы восхотели, могли бы тогда видеться со мною. Вы тогда были не в том печальном состоянии, в каком я, нечаянно в полдня, с опасностью жизни, почти без всего нужного изгнанный, потом погорелый, разграбленный, не имевший, где главу приклонить, во всем нужном нуждавшийся, не знавший конца своей участи, и при том сам- четверть во время осеннее и зимнее, и живший в Нижнем почти два месяца с половиною начиная с 28 Сентября по 10 Декабря.

Также непонятно мне, почему должность духовначеская приводит вас в смущение духа, и для вас трудна и тягостна? Количество, кажется, не так-то велико–около сотни. Приходские священники имеют и более. Притом и навык уже должно бы вам получить, потому что почти десять лет оную проходите. И хотя помышляли и помышляете отказаться, но опасаетесь Отца Строителя, (а я прибавляю: и духовных детей, а наипаче Бога), дабы не навести Ему (и им) чрез сие оскорбления. Пока же личнаго свидания с вами не буду иметь, за нужное от любви почитаю на сие дать вам дружеский совет следующий. Бог вас на сию должность призвал законно и правильно, чрез Строителя с братиею, личным благословением и одобрением своего Епископа; и вы, по любви к Спасителю рекшему: паси овцы Моя (Иоан. 21, 17), в во время рукоположения во Иерея, и во время избрания сего, согласились на оную; следовательно должны оную проходить, пока силы имеете. Разве против сего будете иметь самую законную и благословную вину. Кийждо, в немже призван бысть, братие, в том да пребываешь пред Богом (I Корин. 7, 24). Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Апок. 2, 10). Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего (гл. 3. ст. 11). Но вы настоите: великую святость и мудрость надобно стяжать, а я, говорите, знаю свои недостатки. Правда, так! Вся Иерейская должность требует сего. Когда согласились вы быть Иереем Господним; согласились убо тогда и о мудрости и о святости тщание иметь. И, без сомнения, от Бога оные можете стяжать. Вся возможна суть верующему и просящему. И совершать литургию не меньшей святости потребно, да еще и большей, как и быть духовником. Ибо иногда, по суду Епископа, Иерей от совершения литургии запрещается, а в духовничестве оставляется, естьли он в оном искусен. И напротив сего иногда власть духовничества, за злоупотребление оной, отнимается, а совершение литургии ему оставляется. Но вы паки, тягостно и трудно, говорите. Правда! Но однако не есть еще совсем неудобно и невозможно. А за великие дела и труды великие бывают и награждения, только тщитеся с своей стороны проходить звание оное, как должно пред Богом. Аще обратишися, возставлю тя, и пред лицем Моим станеши: и аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши (Иерем. 15, 19). Обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак. 5, 20). Вот награждения! В помощь же вам будет благодать Божия, немощная всегда врачующая и оскудевающая восполняющая, и советы опытных ваших старцев, и решительное повеление Епископа вашего, у коего можете иногда, в случае сомнительных падежей, по определению церкве, требовать себе наставления, не упоминая отнюд ни каких лиц. А когда совершенно изнеможете во здравии, и себя увидите уже не в силах сию должность проходить, другого же на место свое предузрите, не менее или и более вас достойного и способного; тогда по любви к Богу и ближнему со смирением можете отказаться от оной, дабы от преемника вашего лучше руководствовалось стадо Христово, а вы бы последние дни препроводили во внимании о своем точию спасении. Впрочем да просветит вас Господь Бог Своею благодатью, что вам полезнее и спасительнее избрать: а я на темные и не открытые вопросы по догадкам одним не могу более ничего сказать, кроме сказанного.

В знак моея любви и благодарности, посылаю при сем к вам книгу Летописец от 1206 года до 1534 лета. Прошу принять оную с тою любовью, с каковою она посылается.

Желая вам душеспасительно препроводить Святую Четыредесятницу, поздравляю вас с приходящим пресветлым праздником Воскресения Христова, празднование коего да будет и светло и радостно о Господе.

Наконец пожелав вам мирных о премирных благ и всего небесного, пребыть имею к особе вашей с нелестным почитанием и искреннею любовью, прося ваших святых молитв с продолжением любви Христианской.

Марта 7 дня        Вашего Преподобия,

1816 года.       Любезного моего о Христе брата и друга,

Москва.       покорнейший слуга и сомолитвенник

Новоспасск. монаст.       Иеромонах Михаил


Источник: Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся : записки, собранные Троицкой Сергиевской Лавры иеромонахом Авелем : с дополнением и присовокуплением жизни старца Серафима и духовных его наставлений и с приложением четырех портретов: первоначальника иеросхиманаха Иоанна, игуменов: Нифонта, Исаии, старца иероманаха Серафима / [соч.] иеромонахом Авелем. - 3-е изд. - Москва, 1865 (Тип. Готье). - 306, 23, II с.

Комментарии для сайта Cackle