Источник

Вера

Что такое вера? Святой апостол Павел писал: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1), т.е. осуществление того, чего глаза наши не видят, руки не осязают, но сердце наше и ум, несомненно, утверждают, что это должно быть так, а не иначе.

Мы не видим Бога, но знаем, что Он – наш Создатель, Отец Небесный, и чувствуем Его любовь, милосердие, силу и вездеприсутствие.

Не видим Спасителя нашего Иисуса Христа, но знаем, что Он добровольно распялся за человечество на Кресте, вознесся на Небо и одновременно пребывает в неприступной славе, одесную Отца и в Своей Христианской Церкви, и что Он сказал ученикам Своим: «Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин.14:19).

Не видим Иисуса Христа, но чувствуем и ясно сознаем, что Он единая наша надежда, единая отрада, единое спасение и без Него мы можем быть только несчастными, бессильными, погибающими, лишенными истины, правды, справедливости и добра.

Не видим Духа Святого, действующего во всех Таинствах Церкви, начиная от Крещения, но знаем, что без Него мир не ведал бы истины, не имел бы Священного Писания и предания. Святые апостолы, как простые рыбари, не могли бы разуметь и запомнить учения Христова и передать его нам, древний языческий мир не возродился бы в христианский, последователи Христа не могли бы творить чудес, выдержать борьбу с иудейством и язычеством. Не просветился бы ум человеческий, не процветали бы науки и искусства.

Наконец, чувствуем, что без действия благодати Святого Духа мы не имели бы спасительной Церкви, наша скорбная жизнь не давала бы нам никакого удовлетворения, мы не ощущали бы никакой радости, любви и сладости духовной, всегда бы пребывали в неведении, лишенными дарований, под гнетом нераскаяния в грехах и во власти лжи, обмана, злобы диавола.

Только вера дарует нам силу и свободу!

Вера у всех неодинаковая... Есть «вера» научающая, иначе говоря, – «от слышания» (Рим.10:17), или «вера» от знания веры, когда она «приходит от слышания слова Божия» или чтения Священного Писания. Зародыш ее развивается и совершенствуется, когда мы начинаем исполнять все, указанное Христом, Его заповеди и живем благочестиво. «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня», – говорит Христос, – «имеет жизнь вечную» (Ин.5:24).

Есть вера от опыта, от сердца, даруемая Христом по благодати, когда человек после всевозможных грехопадений, испытаний, бедствий и разочарований, приходит к покаянию и познанию истины. Получается она чрез посредство благодатных Таинств Церкви, и человек начинает испытывать светлое чувство, понимать присутствие в себе дара Божия, разуметь евангельское учение и после своих сердечных молитв ощущать помощь Божию.

Эта вера, даруемая благодатию Духа Святого, есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих.

Познавать веру – значит созерцать те истины, которые содержит святая православная вера, ясно, точно и определенно. Истинная вера не есть что-либо маловажное, избыток какой, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон, и она не сокрыта, не затеряна так, чтобы следовало каждому отыскать ее и приводить в ясность, а явлена всем.

Человек должен изучать самым делом свою веру, но только когда он с покорностью принимает все, что содержит его вера, а иначе что же выйдет: иметь веру и не знать ее, не знать, во что веруешь? Это есть оскорбление веры и себя.

Но что значит познать свою веру? Это значит довести себя до состояния ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит святая православная вера, быть способным дать ответ всякому. Это не значит уметь разгадывать все тайны; нет, тайны навсегда останутся тайнами, но познавать свою веру означает принимать уроки святой веры, смиренно и беспрекословно.


Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов) / Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0

Комментарии для сайта Cackle