Источник

№ 41. Слово в день памяти святого священномученика Харлампия в церкви румянцевского музея в Москве

Священномученик Харлампий был епископом в Азиатском городе Магнезии, в царствование нечестивого римского императора Севера. Он подвергся жестоким пыткам. Так, двое палачей строгали тело старца железными когтями до тех пор, пока не сняли всей кожи с головы до ног, но тело осталось невредимо. При виде этого чуда многие сочли святителя Харлампия за Христа, сошедшего на землю в образе старца, но градоначальник Лукий вознегодовал, заскрежетал зубами и сам начал строгать тело Харлампия. Требовалось чудо, чтобы показать людям их бессилие и могущество Христа. И что же? В одно мгновение у Лукия отсеклись руки по локоть и они повисли на теле Харлампия. Испытывая страшную боль, градоначальник Лукий не только опомнился, но и уверовал во Христа. По молитвам священномученика Харлампия он исцелился и затем через несколько дней принял крещение от неповинного епископа.

Когда святого Харлампия доставили к императору Северу, то последний приказал его жечь на медленном огне. Одна женщина, желая угодить императору, посыпала раскаленной золой голову, лицо и бороду Харлампия. Долго мучили несчастного, но безуспешно. Палачи изнемогли, огонь погас и тогда последовало приказание оставить старца. Он оказался по прежнему здоровым и невредимым. Поразился император Север; однако через некоторое время решился вновь удостовериться, действительно ли Харлампий святой и приказал привести к нему одного бесноватого, одержимого злобным духом более 30–ти лет и известного своею свирепостью. Не успел святой старец расспросить бесноватого, как нечистый дух вышел из него с бранью и криком. Но чудеса эти не удовлетворили мучителей. Через три дня Харлампий воскресил мертвого. Север все-таки не уверовал во Христа и опять возобновил свои преследования. Достославного епископа побивали камнями, зажигали ему бороду и терзали всячески. Но он продолжал существовать. Тогда через месяц император осудил святого Харлампия на посечение мечом. Узнав такое повеление, Харлампий начал радоваться приближающемуся концу и петь псалмы.

Когда священномученика Харлампия привели на место казни, он стал молиться. Чтобы прославить Своего священномученика и обратить заблудших на путь истины, Господь совершил величайшее чудо. Вдруг разверзлись небеса и Сам Иисус Христос, со множеством ангелов нисшел к великому страдальцу. Старец и некоторые другие ясно увидели Господа в величайшей славе. «Приступи ко Мне, друг Мой Харлампий,» сказал Христос, «ты много пострадал ради Моего Имени, проси же у Меня, чего хочешь и Я исполню Твою просьбу»! Святой мученик стал просить у Господа, чтобы в стране, где будут положены его мощи не было бы голода, заразительных болезней, но были бы мир, тишина и благоденствие. Обещав исполнить прошения мученика, Господь восшел на небо, а за Ним вознеслась и святая душа Харлампия, так что мучителям – язычникам не пришлось и казнить его; труп лежал бездыханным на месте казни, у ног жестоких палачей.

Епископ Харлампий прославил Господа терпением скорбей и мучений до самой своей смерти. В то время, для распространения христианства, требовались мучения и чудеса, которые кажутся нам, современным людям, даже невероятными, но, возлюбленные братья и сестры, разве теперь не существуют также мученичества в христианств.? Ведь оно было в мире и до Рождества Спасителя. Еще св. пророк Давид говорил: «за Тебя (Бога) умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание»! (Пс.63:23). Тогда мучили за веру в истинного Бога. А теперь, спросите вы, за что мучить христиан? Ныне не требуется мученичества для утверждения веры, казалось бы, ибо всем известно, что сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин.5:4). Но однако теперь также мучают за веру в истинного Бога, Господа Иисуса Христа и если не употребляют такие орудия пыток, как прежде, то придумали не менее жестокие страдания нравственные, которые приводят и к мучениям физическим, к нищенству, голоду, разорению, преследованию и семейным несчастиям. Об этом неподражаемо говорит великий святитель Митрополит Филарет Московский. Вот его слова о современном мученичестве.

«Мир действительно побежден верой христианской, но однако еще не уничтожен; он еще живет и по прежнему ненавидит тех, которые Христовы, или хотя стараются быть таковыми. Мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, допущенный посему в ее область, неприметно внес в нее с собою и распространил в ней свой собственный дух; и таким образом этот враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства; прикрываясь именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство: старается обратно переродить сынов веры – в сынов мира, сынов мира не допускать до возрождения в истинную жизнь христианскую; а на непокорных ему вооружается ненавистию, лукавством, злословием; клеветою, презрением, всяким оружием неправды».

Итак, истинные христиане, борцы за правду, все живущие по Евангелию, в наше время тоже преследуются и подвергаются мученичеству. О, если вы, возлюбленные, сомневаетесь и хотите увериться, убедиться в этом, то только сбросьте лицемерную завесу с лица мира и хорошо увидите преступные черты его...

Смотрите на истинного христианина, он не терпим среди товарищей, которые, обыкновенно, служат всему житейскому, только тому, что им выгодно и кому хотите, но не Богу; он ненавистен старшим, хотя смирен и почтителен, потому что самостоятелен, не низкопоклонен и невольно иногда делается судиею их совести; он неудобен по службе, так как является сторонником других отношений, порядков и обычаев, а также взглядов на исполнение своих обязанностей. Истинный христианин ненавистен многим ученым сего мира, которые считают себя светилами и поэтому требуют себе поклонений, а учеников Евангелия признают за темных, заблудших и не развитых людей; он скучен и стеснителен для современного общества, потому что оно не имеет с ним ничего общего; он кажется часто тяжелым и безжизненным для своей семьи, так как большинство современных жен и в особенности детей желает наслаждаться всеми изобретениями века, не стесняясь полом, возрастом и христианскими установлениями. Для этого мира удобно и приятно только мирское, извращенное христианство, а потому он преследует учеников Евангелия и правдолюбцев с такою злобою, какая была у древних язычников и их палачей; их обвиняют в небывалых замыслах и проступках, забрасывают клеветами и всякою грязью, бесчестят печатно и всенародно, лишают часто службы, не смотря на их бедность и многосемейность, отымают последний кусок хлеба, расстраивают их семейную жизнь, стараются выдать за опасных и зловредных людей, ниспровергающих существующие обычаи, законы и общественную жизнь; их с восторгом и наслаждением отдают на поругание и насмешки толпы, со славою тупоумных и юродивых.

О, мир! О нем предупреждали еще святые Апостолы, говоря, что иже восхощет друг быть миру, враг Божий бывает (Иак.4:4). Но Христос Спаситель ранее того сказал: аще мир вас ненавидит, видите, яко Мене прежде вас возненавиде (Ин.15:18).

Не удивляйтесь, говорит св. Златоуст, когда видите, что праведный, совершающий подвиги, терпит множество бедствий; следовало бы удивляться противному, т.е. если бы диавол, будучи часто поражаем, оставался в покое и кротко переносил наносимые ему раны. Не удивительно, если змий, получая непрестанно удары, свирепеет и бросается на ударяющего. Бог же попускает испытания для того, чтобы праведник удостоился больших венцов, a диавол получил сильнейшее поражение; ибо, если праведник, делая добро и испытывая зло, за все благодарить Бога, тогда диавол поражается (43 Бес. 1 пос. к Кор.).

Такова воля Божия, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах, а не в заблуждении и страстях. Дух Божий не пребывает в тех, которые в покое. Темь и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях, a мир веселится и гордится роскошью и покоем. Многи скорби праведных и от всех их избавит Я Господь. Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle