Источник

Выводы

Отбросив Православное Предание и подвергая решения Вселенских Соборов и богословие святых отцов безосновательной критике, баптисты ввели многочисленные ложные мнения в свою христологию, в которой возрождаются несторианские, монофизитские, монофелитские мотивы. Поэтому их заверения в том, что они разделяют общую христологию с православными и не принимают христологию нехалкидонских церквей, безосновательны.

Заблуждения баптистов в сфере в христологии опровергают один из основных тезисов баптизма – Писание как единственный и достаточный источник вероучения, где оно истолковывает само себя, и оно же есть критерий истины80. Принципиальные различия в исходных установках при толковании Св. Писания у баптистов и святых отцов81 показывают, что богословская мысль в баптизме жестко скована буквализмом. Баптизм игнорирует опыт Предания Церкви, в котором содержится критика христианских ересей, появившихся «преимущественно из некорректного толкования новозаветных Писаний, как было в случае с гностицизмом, оригенизмом, арианством и христологическими ересями (несторианством, монофизитством и монофелитством)»82, и, более того, ставит его под сомнение, за исключением решений некоторых Вселенских Соборов. Отвергая опытное познание Истины и аскезу как необходимое условие очищения сердца и стяжания дара рассудительности и различения помыслов и духов83, баптизм оказался беспомощным при решении богословских проблем, будь то христологических или принадлежащих иным областям богословского знания, например, эсхатологии84.

* * *

80

Критику этого тезиса см.: Конь Р. М. Несостоятельность сектантского герменевтического принципа «Писание изъясняет само себя» (на примере баптизма) // Вопросы богословия. 2019. № 1. С. 140–157.

81

О святоотеческом подходе при истолковании Св. Писания на примере прп. Максима Исповедника см.: Доброцветов П. К. Священное Писание как предмет созерцания у прп. Максима Исповедника // Экзегетика и герменевтика Священного Писания: Сб. мат-лов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Кафедра библеистики Московской православной духовной академии, 2007. Вып. 1. С. 63.

82

Доброцветов П. К. Учение о ступенях последовательного развития греха, добродетели и Богопознания в экзегетическом произведении прп. Максима Исповедника «Вопросы и затруднения»// Там же. С. 78.

83

См.: Рябинин Г. А., иерей. Дар различения (διάκpισις) в учении преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Газского // Церковь и время. Т. 88. М., 2019. С. 49–67; Он же. Дар различения (διάκpισις) в учении преподобного Макария Великого (Макариевский корпус) // Церковь и время. Т. 90. М., 2020. С. 55–78.

84

См.: Веселов Е., свящ. Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины: православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. М., 2019.


Источник: Конь Р.М. Отличительные черты христологии современного баптизма // Диакрисис. 2019. № 2 (2). С. 133-158.

Комментарии для сайта Cackle