Эпилог. Итак, что же в результате?
Я приближаюсь к завершению данной книги с чувством некоторой неудовлетворенности. Я хорошо осознаю, что помимо тех возражений, которые я сам выдвинул и обсудил, возможны и другие возражения против почти всех моих утверждений. Некоторые из таких возражений известны уже много столетий. В качестве примера современной критики сошлюсь на книгу Дж. Мэки «Чудо теизма», отчасти направленной против одной моей крупной работы, на которой основывается данная короткая книга. Я также знаю те контрвозражения, которые, в свою очередь, могут быть выдвинуты против каждого возражения против моих воззрений. Я понимаю и то, что большинство утверждений, содержащихся в этой работе, нуждаются в уточнении и расширении.
Выдвижение аргументов и контраргументов, процесс уточнения и расширения могут продолжаться бесконечно. И проблемы религии не являются исключением в этом плане. Вообще в связи с любым предметом дискуссия может длиться сколь угодно долго. Всегда можно проводить эксперименты с целью проверить квантовую теорию, а прежние эксперименты могут получать новые интерпретации и т. д. Это же верно и применительно к интерпретациям истории и политическим теориям. Однако жизнь коротка, и мы должны действовать, опираясь на то свидетельство, которое в итоге предстает как вероятно истинное на основе тех размышлений и исследований, что мы успели осуществить. На выборах мы обязаны голосовать, несмотря на то, что у нас не было времени оценить достоинства одного или двух положений политических программ даже основных кандидатов. Мы должны строить мосты и посылать ракеты в космос до того, как сможем рассмотреть все доводы за и против, связанные с безопасностью конструкции соответствующего аппарата. Не может быть и речи о том, чтобы при таком рассмотрении прийти к абсолютно достоверным выводам.
Но ведь действовать мы должны и в сфере религии (допустив при этом, что когда-нибудь позднее мы сможем вновь вернуться к тем аргументам, которые некогда рассматривали).
Вывод, сделанный в данной книге: высока степень вероятности того, что есть Бог. Если мы принимаем такой вывод, то отсюда для нас вытекают определенные обязательства. Бог дал нам жизнь и все те блага, которые она содержит, включая, прежде всего, возможности формировать свой характер и помогать другим. Нам следует выразить Богу великую и глубокую благодарность. Мы должны проявить ее в поклонении и в содействии его целям. Это предполагает, в качестве первого шага, что мы должны предпринять усилия с тем, чтобы понять эти цели. Обязательства, о которых идет речь, достаточно ограниченны (как мы видели в главе 1), мы могли бы удовлетвориться умеренным поклонением и послушанием. Однако если у нас есть какое-то чувство и какой-то идеализм, то мы не можем остановиться на этом. Бог в своей совершенной доброте стремится сделать нас совершенными: сделать нас святыми и использовать нас для того, чтобы сделать святыми других (не ради себя самого, но ради нас и ради других). Бог стремится дать нам глубокое понимание себя самого (ведь он всеблагой источник всякого бытия), а также помочь нам во взаимодействии с собой. Все это требует нашей безграничной самоотдачи.
Бог уважает нас. Он не навязывает нам всех этих благ – мы вправе выбирать, стремиться нам к ним или нет. Если мы стремимся к ним, то на пути к их достижению сталкиваемся с очевидными трудностями (некоторые из них рассматривались в главе 6). Трудности необходимы отчасти для того, чтобы наша верность и отдача были подлинными. Вместе с тем у Бога есть весомое основание для того, чтобы в надлежащее время устранить эти трудности – допустить, чтобы мы стали такими хорошими людьми, какими мы стремимся стать, и дать нам видение самих себя, причем дать уже навсегда.