Часть I. Основные понятия
Глава 1. Основные понятия о календарях и Пасхалии
Что такое календарь? В чём сложность его построения? Как он устроен?
Категория времени настолько тонка и неуловима, что человек не способен абсолютно точно заключить его в определённые рамки, ибо когда наступает настоящее, то прошлого уже нет и будущего ещё нет, а настоящее мгновенно проходит. Настоящее время – это постоянно ускользающий момент, находящийся на стыке прошлого и будущего. Протяжённость времени существует только благодаря тому, что наш ум обладает свойством памяти, а память человеческая, записанная в виде хронологии событий, называется летописью или историей. Мы замечаем, что время не стоит на месте, проходят минуты и часы, день сменяется ночью, лето сменяется осенью, затем зимой, после зимы приходит весна, за весной снова следует лето. Человек находится среди постоянно повторяющихся периодов времени, самый заметный из которых – это сутки, то есть смена дня и ночи. Взирая на такой, установленный Богом, порядок, человек с помощью абстрактного мышления разделил все периоды времени на малые и большие временные промежутки, которым дал соответствующие наименования: секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы, века, тысячелетия... Ход времени является линейным, но для отсчёта времени человек пользуется цикличными системами. Календарь тоже относится к цикличным системам. Календарь – система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел. Сам Господь установил то, чтобы периодическое движение светил небесных было бы используемо в качестве эталона измерения времени, то есть для определения временных промежутков: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов» (Быт.1:14).
С древности для измерения времени используется три основных периода движения небесных тел:
Планета Земля вращается вокруг своей оси, и этот период мы называем СУТКАМИ.
Также Земля вращается вокруг Солнца, и этот период называется ГОДОМ.
Вокруг Земли вращается Луна, и этот период называется МЕСЯЦЕМ.
Для земного же наблюдателя кажется, что всё вращается вокруг него. Вращается небесный свод с Солнцем днём и со звёздами ночью, и полный круг обращения небесного свода будет сутками. Солнце относительно звёзд медленно передвигается вокруг Земли, что можно заметить по изменению вида звёздного неба после заката солнца: на востоке восходят невидимые прежде звёзды, а ранее видимые смещаются к западу. Полный период обращения Солнца среди звёзд является ЗВЁЗДНЫМ ГОДОМ, а видимый путь Солнца по созвездиям называется ЭКЛИПТИКОЙ. Луна же движется для земного наблюдателя вместе с небесным сводом, участвуя в суточном вращении неба, а также перемещается относительно звёзд, вращаясь вокруг Земли. Будучи при этом освещаема Солнцем с разных сторон, Луна для земного наблюдателя изменяет свой внешний вид от тонкого серпа до полной и опять убывает. Но при этом, конечно, сама по себе остаётся круглой, просто неосвещённые Солнцем места Луны не видны, вернее, плохо видны (теневую сторону Луны можно иногда видеть при хорошем состоянии атмосферы и тонком серпе Луны – это так называемый «пепельный свет» Луны).
Вся сложность построения календаря заключается в том, что эти три периода (сутки, месяц и год) для ограниченного ума человеческого точно совместить принципиально невозможно. Число дней точно не укладывается в лунный месяц и в год, а также число лунных месяцев в году не является целым числом. Можно лишь говорить о совпадении с некоторой допустимой погрешностью. Поэтому на основании проделанных наблюдений нужно составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой – была бы не очень громоздкой и сложной.
Кроме астрономических периодов, существует ещё семидневный период, восходящий к Шести Дням Творения и Седьмому Дню Покоя. От Сотворения мира счёт седмичных дней непрерывен и неизменен, что имеет глубокий смысл. День Воскресный – Первый День Творения, начало нашего мира. Непрерывно повторяемый через семь дней, этот день стал Днём Воскресения Спасителя мира, Воссоздателя падшего человека, от чего и получил своё название. Непрерывно циклически повторяемый, этот же день, по церковному преданию, будет началом нового Неба и новой Земли во Втором Пришествии Господнем. Это – Горняя Пасха, Восьмой Невечерний День, конца не имеющий. «Сей День, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Поэтому указанный семидневный период необходимо сохранить до Второго Пришествия Господня, и его нужно иметь в виду при составлении календаря.
Само по себе совмещение периодов необходимо для составления долгосрочных календарных таблиц, которые были бы эталоном измерения времени. Поэтому нужно найти общие закономерности соответствия седмичных дней и моментов взаиморасположения Солнца, Земли и Луны, да так, чтобы продолжительность цикла повторения этого соответствия не была слишком большой. Составив календарную таблицу на один период, далее переписываем её на следующий период и т. д. При этом, конечно, будет накапливаться погрешность. Ее невозможно устранить разрушением существующей цикличности юлианского календаря и построением другой – с бо́льшим периодом, что нерационально, так как усложняет и запутывает расчёты.
Удивительное сочетание простоты, ритмичности и точности представляет собой ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ, принятый в качестве календаря церковного. Этот календарь называется старостильным в отличии от календаря григорианского – новостильного. Новостильный календарь введён был, как предполагалось, для того чтобы уточнить календарь юлианский, а получилось так, что григорианский календарь утерял достоинство ритмичности и точности календаря юлианского, увеличив цикл календаря, чем затруднил долгосрочные расчёты.
Юлианский календарь был создан александрийским астрономом Созигеном в 46 году до Р.Х. для римского императора Юлия Цезаря, от имени которого и получил своё название. Вскоре этот календарь распространился на всю Римскую империю, и к моменту создания христианской Пасхалии он был наиболее совершенным средством для составления долгосрочного расписания празднования Пасхи, так как имеет в своём составе строгую периодичность. Поэтому отцы Первого Вселенского Собора 325 года для составления Пасхалии взяли именно юлианский календарь.
Поводом к составлению Пасхалии послужили споры о праздновании Пасхи, возникшие между малоазийскими и западными Церквями. Для того, чтобы предупредить одним общим решением всякое возможное разногласие по этому вопросу, отцы Первого Вселенского Собора постановили праздновать Пасху единообразно во всей Церкви, о чём свидетельствует 1-е правило Антиохийского Собора1. Основанием для определения дня Пасхи послужило 7 Апостольское правило2 и тот факт, что Воскресение Христово произошло в первый день седмицы, который из-за этого и стал называться воскресным. На основании всего этого объявлено следующее решение:
1) Христианскую Пасху должны все праздновать в воскресенье.
2) Это воскресенье должно приходиться после первого полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия.
3) Если случится, что в то же воскресенье придётся и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за тем воскресенье.
Итак, чтобы найти день Пасхи в данном году, нужно знать дату весеннего равноденствия, дату ближайшего полнолуния, приходящегося в этот день или после него, и дату ближайшего воскресного дня после этого полнолуния (но не в самый день полнолуния). Далее, если в этот день попадает иудейская пасха, то берётся следующее воскресенье.
В те времена Египет славился знатоками лучшего исчисления времени, поэтому александрийскому епископу никейские отцы поручили каждый год объявлять о времени следующего празднования Пасхи. С тех пор александрийские епископы стали извещать весь христианский мир о дне Пасхи данного года. С течением времени эти послания были заменены особым канонионом (то есть Пасхалией), в котором было обозначено время празднования Пасхи на несколько лет вперёд. Постепенно, используя периодичность юлианского календаря, была создана Пасхалия на 532 года, через которые времена празднования Пасхи повторяются (об этом мы скажем далее).
Для расчёта этих таблиц была взята дата весеннего равноденствия на эпоху Первого Вселенского Собора – 21 марта, и таблицы лунного движения, рассчитанного на ту же эпоху, что дало пасхальные границы с 22 марта по 25 апреля. Здесь важно упомянуть о том, что для нашей эпохи астрономически несколько изменилась как дата весеннего равноденствия, так и лунный календарь из-за объективных особенностей движения светил, но это лишь способствует исполнению непременного условия: праздновать Пасху не в один день с иудеями, как и говорится о том в 7-м Апостольском Правиле. Поэтому все принципы для верного определения дня празднования Пасхи сохраняются до сегодняшнего дня в Православной Церкви неизменными, и являются следующими:
1) Христианская Пасха празднуется в воскресенье.
2) Это воскресенье приходится после полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия, но это полнолуние реально может быть не первым за весенним равноденствием (так как это равноденствие на современную эпоху приходится на 8 марта ст. ст.), а вторым, если между 8 и 20 марта случилось реальное полнолуние, которое по таблицам пасхальным полнолунием не будет. Таким образом, условие празднования Пасхи после равноденствия и после полнолуния сохраняется.
3) Из-за того, что «табличная» Пасха может оказаться позже реальной, разрыв между пасхой иудейской и Пасхой христианской ещё более увеличился, что соответствует мысли святых отцов и вышеупомянутому 7-му Апостольскому правилу. Это условие было бы и невозможно иначе соблюсти при составлении долгосрочной Пасхалии, ведь мы не властны над временем празднования пасхи иудейской, которая, вообще говоря, должна праздноваться в тот лунный месяц, на который приходится созревание колосьев (месяц авив, или по другому названию нисан) в полнолуние (Втор.16:1, Исх.12:2, Лев.23:5–6, Исх.12:3–14). Колосья ячменя в Палестине не вызревают ранее весеннего равноденствия, поэтому реальный день весеннего равноденствия является нижней границей для месяца авива. День иудейской пасхи – реальное полнолуние месяца авива, поэтому табличная христианская Пасха позже иудейской с некоторым «запасом» на случай возможного реального совпадения.
Поэтому реформирование табличной (традиционной) Пасхалии в наше время недопустимо и опасно. Это послужит поводом и основанием к расколам в Церкви. Подтверждением того, что Господу не угодно изменение Православной Пасхалии, служит тот факт, что Благодатный Огонь на Гробе Господнем сходит только в Великую Субботу при служении Православного Патриарха Иерусалимского, и на Фавор сходит облако Света в день праздника Преображения по православному церковному календарю.
Попытки реформирования календаря не увенчались успехом – так называемый «новостильный календарь, который привёл к реформе Пасхалии в западной церкви, утерял строгую периодичность календаря юлианского (старостильного), и приблизил Пасху христианскую к иудейской, так что латиняне в некоторые годы праздновали Пасху вместе с иудеями, а иногда и ранее, в явное нарушение 7-го Апостольского правила (например, в 1921 году еврейская пасха была 10 апреля, католическая же пасха праздновалась 11 марта, то есть почти на месяц раньше еврейской). К тому же новостильный календарь астрономически не имеет строгого объяснения. Из-за особенностей движения Земли вокруг Солнца день весеннего равноденствия смещается назад по датам года юлианского календаря за большой период времени: каждые 128 лет дата весеннего равноденствия будет смещаться назад на 1 день. За полторы тысячи лет это смещение оказалось равным 13 дням (на эпоху I Вселенского Собора дата весеннего равноденствия приходилась на 21 марта, а сейчас – 8 марта). Это – естественный процесс, обусловленный физическими законами вращения Земли вокруг своей оси. Выражается он в том, что ось Земли постепенно меняет свою ориентацию относительно звёзд. Происходит это из-за того, что форма Земли отличается от сферической. Это влияет на характер её вращения вокруг своей оси. Сейчас ось Земли показывает на Полярную Звезду, но со временем её ориентация изменится. Этот процесс получил название прецессии («предварение равноденствий»).
Папа Григорий XIII в 1582 году «своею властию» (которой ему Господь не давал) решил искусственно «привязать» дату весеннего равноденствия к 21 марта навсегда, из-за чего пришлось выкинуть из календаря 10 дней разницы, бывших на ту эпоху: после 4 октября 1582 года у латинян сразу следовало 15 октября. При этом была нарушена историческая периодичность седмичных дней. Далее латинянам приходится постоянно корректировать календарь на 3 дня в 400 лет. Из-за этого в разных столетиях оказывается разное количество дней, что нарушило периодичность календаря, затруднило исторические и астрономические подсчёты, особенно те, которые охватывают большие временные промежутки. К тому же принятие этого календаря в какой-то степени является признанием власти папы римского над светилами, что для православных людей невозможно. Поэтому новый стиль и был анафематствован Православной Церковью сразу же по его введении.
Соборное постановление Константинопольского Собора 1583 года гласит: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых Соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема, отлучён от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане. пребывайте в том, в чём научились. в чём родились и воспитывались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь». Подписано постановление Константинопольским Патриархом Иеремией II, Александрийским Патриархом Сильвестром, Иерусалимским Патриархом Софронием и прочими архиереями Собора, бывшего 20 ноября 1583 года. И это соборное определение Святейших Восточных Патриархов не отменено ни на одном Соборе Православной Церкви...
Кроме того, в Священном Писании в книге Пророка Даниила предсказано, что последнее земное царство, «которое будет отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её» (Дан.7:23) будет управляться последним царём – всемирным правителем, который по пророчествам Апокалипсиса соотносится с антихристом. Он «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени» (Дан.7:25), то есть антихрист будет стараться изменить времена христианских праздников, а потом и вовсе их отменить, подготовка к чему происходит через новый стиль, навязываемый предтечами антихриста.
Даже и с астрономической точки зрения григорианский календарь идёт против Священного Писания. В Книге Бытия для знамений времён указаны не только Солнце и Луна, но и звёзды. В григорианском календаре, в отличии от юлианского, звёзды не используются для календарных расчётов. В юлианском календаре используется так называемый ЗВЁЗДНЫЙ ГОД – период обращения Земли вокруг Солнца, вычисленный относительно звёзд и равняющийся 365,2564 суток. В григорианском же календаре величина года измеряется не относительно звёзд, а как количество дней, прошедших от весеннего равноденствия до следующего весеннего равноденствия – ТРОПИЧЕСКИЙ ГОД, и он равен 365,2422 суток, что на 24 мин. 24 сек. короче звёздного года. Это и обусловливает «сползание» назад точки весеннего равноденствия по юлианскому календарю. При этом звёзды, как ориентиры, выбранные условно неподвижными, латинянами не берутся во внимание.
Вообще говоря, в космосе всё подвижно, и нет ничего неизменного, ничего нет стоящего на месте. Нет пространства без материи, и нет материи без движения. Святитель Григорий Богослов писал, что неизменна в этом мире только изменчивость. Поэтому нет нужды решать задачу построения точного календаря за неимением определённых критериев точности. Лучший тот календарь, который достаточно точен и при этом прост в использовании по причине строгой периодичности, которая не является слишком большой. Из всех ныне существующих календарей юлианский календарь наиболее приемлем с этой точки зрения. К тому же использование его проверено временем и освящено богослужебным кругом и Пасхалией Вселенской Православной Церкви. Это – живое Предание Святых Отцов и воцерковленный ритм жизни, поэтому и само воцерковление современного человека невозможно без использования юлианского календаря.
Выводы:
1) Место календаря в жизни человека чрезвычайно важно по причине связи его со всем строем жизни. Удобный календарь – основа правильной и упорядоченной жизни. Поэтому:
2) Юлианский календарь занимает важное место в церковной жизни, так как использование его освящено Церковью и следование ему необходимо сохранить как драгоценное Предание Святых Отцов.
3) Правило и условия, согласно которым определяется день празднования Пасхи, следующие. Пасха – это:
а) Воскресный день после пасхального полнолуния.
б) Полнолуние пасхальное есть то, которое было после весеннего равноденствия или в самый день весеннего равноденствия.
в) Если в этот же день попадает иудейская пасха, то христианская Пасха празднуется в следующее воскресенье.
4) Пасхалия рассчитана Отцами для эпохи Первого Вселенского Собора. С тех пор по объективным причинам движения небесных светил сроки равноденствий и полнолуний изменились, но Пасхалия принята неизменной, так как в целом основные условия определения Пасхи сохраняются.
5) Новостильный календарь разрушает нормальный традиционный строй церковной жизни и нарушает периодичность юлианского календаря, что ведёт к уничтожению Православной Пасхалии. Даже если Пасхалия используется традиционная, а месяцеслов уже по новому стилю, то при этом нарушаются указания Типикона (Устава Богослужения Святой Православной Церкви). В частности, Петрова Поста при поздней Пасхе у новостильников может вовсе не быть, а это – отступление от правил Православной Церкви. В упомянутом нами постановлении Константинопольского Собора 1583 года указано, что отлучаются от Церкви не только те, кто вводит григорианскую пасхалию, но и те, кто следуют григорианскому месяцеслову.
Глава 2. Структура юлианского церковного календаря
Тема 1. Солнечный календарь
Рассмотрим чередование периодов нашего календаря. Продолжительность года берётся равной 365,25 дня. Это обусловливает существующую периодичность юлианского календаря – 3 года подряд по 365 дней, а потом следует год в 366 дней, который называется ВИСОКОСНЫМ. Потом эта последовательность в 4 года повторяется.
Юлианский год начинается с 1 марта. Это – древнейшее начало года. Год, начинающийся 1 марта текущего года и заканчивающийся 28 (29) февраля следующего, будем называть МАРТОВСКИМ годом. Именно относительно марта составлены названия некоторых месяцев (с лат.): сентябрь – «седьмой», октябрь – «восьмой», ноябрь – «девятый», декабрь – «десятый». Добавочный день в високосные годы приходится на конец года – 29 февраля. Для нас это важно, так как это обстоятельство очень важно для всей календарной системы. Если бы добавочный день прибавлялся где-то в середине года (как сейчас получается по новому стилю), то система определения седмичных дней была бы нарушена. Поэтому сразу определимся: все без исключения даты, о которых у нас пойдёт речь, будут указаны по старому стилю и для мартовского года. Итак, началом года считаем 1 марта, и поэтому предшествующие дни января и февраля относятся к предыдущему году, хотя по гражданскому календарю мы привыкли к тому, что год начинается с января.
Основная задача, которую приходится решать при использовании календаря, это определение седмичного дня по данной дате любого года. Иначе говоря, нам дана некоторая дата. Нам нужно определить её седмичный день (воскресенье, понедельник, вторник, и т. д.).
Рассмотрим, как эта задача решается в юлианском календаре. Так как юлианский календарь стал календарём церковным, то описанный ниже метод нашёл своё применение в богослужебных книгах, неотделимых от годичного богослужебного круга – таких как Псалтирь Следованная, Типикон, Служебник. Дореволюционные издания этих книг содержали месяцеслов, где каждому дню поставлена в соответствие так называемая ВРУЦЕЛЕТНАЯ БУКВА, и таблицы Зрячей Пасхалии, по которым, кроме пасхального круга праздников, можно было определить так называемое ВРУЦЕЛЕТО для каждого года, с помощью которого по вруцелетным буквам определяются седмичные дни. Способ этот является церковным преданием, большею частию утерянным для современных поколений, и его возрождение было бы весьма желательным. С этой целью в Приложении (см. Приложение 1) мы привели православный месяцеслов с вруцелетными буквами.
Итак, каждому дню по месяцеслову однозначно и неизменно соответствует одна из ВРУЦЕЛЕТНЫХ БУКВ. Всего этих букв семь, и они, записанные под титлом, соответствуют церковнославянским числам от 1 до 7. Счёт дней, как мы сказали, начинается с 1 марта, которому соответствует буква г, 2 марта соответствует буква в, 3 марта – а, 4 марта – з, 5 марта – ѕ, 6 марта – е, 7 марта – д, 8 марта – снова г, и этим порядком проходим даты всего года до 28 (29) февраля. Порядок следования вруцелет таков, что через каждые семь дней последовательность повторяется. Это значит, что каждому седмичному дню (например, каждому понедельнику) соответствует определённая вруцелетная буква, и она не меняется в пределах данного мартовского года. Вруцелетная буква, приходящаяся на воскресные дни в данном мартовском году, и взятая не как буква, но как число, называется ВРУЦЕЛЕТОМ этого года.
Вруцелето года – это число от 1 до 7 – а҃ (1), в҃ (2), г҃ (3), д҃ (4), є҃ (5), ѕ҃ (6), з҃ (7). Поэтому, если означенные выше буквы написаны под титлом, то это значит, что они являются в церковнославянском языке числами.
Если мы знаем вруцелето данного года и вруцелетные буквы календарных дат по месяцеслову, то можем легко определить седмичный день любой даты. Так, если вруцелето года а҃ (1), то всякая дата с вруцелетной буквой а по месяцеслову будет воскресеньем, а седмичный день для остальных дат вычисляем относительно ближайшего воскресного дня: дата с вруцелетной буквой з будет понедельником, с вруцелетной буквой ѕ – вторником и т. д.
Пример: определить седмичный день для 3 февраля 2001 года. Эта дата попадает на 2000-й мартовский год, вруцелето которого є҃ (5). Находим ближайшую для 3 февраля дату, отмеченную вруцелетной буквой є. Это – 5 февраля. Значит, 5 февраля – воскресенье, 4 февраля – суббота, а 3 февраля – пятница.
Нужно твёрдо усвоить, что такое вруцелето года, и как оно используется. Употребление этого понятия – основа календарных вычислений как по таблицам, так и по руке, так что оправдывается его название. Вруцелето – «в руце лето», то есть «в руке – год». В дальнейшем мы покажем, как этот «год в руке держать», но сначала усвоим первоначальные понятия. Итак, запомним следующее определение: «Если вруцелето года а҃ (1), то по месяцеслову всякая дата с вруцелетной буквой а будет воскресеньем». По подобию этому определению будем и для остальных лет знать, какой день воскресный: если вруцелето года в҃ (2), то по месяцеслову всякая дата с вруцелетной буквой в будет воскресеньем, если вруцелето года г҃ (3), то по месяцеслову всякая дата с вруцелетной буквой г будет воскресеньем и т. д. Поэтому на вопрос: «Что означает – вруцелето года, например, д҃ (4)», следует ответить: «Это означает, что по месяцеслову всякая дата с вруцелетной буквой д будет воскресеньем». При этом не забывайте, что год у нас – мартовский, и поэтому это определение верно с 1 марта текущего года до конца февраля следующего года.
Сам способ определения вруцелета года достаточно прост, и основывается он на периодичности юлианского календаря. Найдём продолжительность периода, с которым циклически повторяется последовательность вруцелет. Простой год содержит 365 дней, а это 52 седмицы и 1 день. Например, если в некотором мартовском простом году начало года – 1 марта была пятница, тогда воскресеньем будет 3 марта. По месяцеслову 3 марта соответствует вруцелетная буква а. Это значит, что вруцелето этого года а҃ (1), так как всякому воскресному дню в этом мартовском году будет соответствовать вруцелетная буква а. Посмотрим, каким седмичным днём будет 1 марта в следующем мартовском году. C 1 марта пройдут 52 полные седмицы (364 дня), и 28 февраля будет тоже пятница. Пройдёт ещё один день для полного числа дней (365), и тогда 1 марта будет суббота, а воскресенье будет 2 марта. По нашему месяцеслову 2 марта соответствует вруцелетная буква в. Это значит, что вруцелето года будет в҃ (2). Далее, если и этот год простой, то в следующем году 1 марта будет воскресенье (28 февраля была суббота – прошло 52 седмицы и 1 день). Началу года 1 марта соответствует вруцелетная буква г. Это значит, что вруцелето года будет г҃ (3). Далее, если наступивший год будет високосным, то, по прошествии полного числа седмиц, 28 февраля будет тоже воскресенье. Тогда добавочный день 29 февраля будет понедельник, а на начало нового года, то есть 1 марта, будет вторник. Воскресенье же, соответственно, наступит 6 марта. Этому дню по месяцеслову соответствует вруцелетная буква є. Это значит, что вруцелето следующего года будет є҃. (5). Вот мы заметили систематичность в следовании вруцелет: после простого года вруцелето увеличивается на 1, а после високосного – на 2; при этом, если получилось число больше семи, период 7 от него отнимаем, так как вруцелето больше семи не бывает. Вруцелето первого года (от Сотворения мира), им по традиции считается 5508 год до Р. X., будет равно 1, а первым високосным годом считается третий год. Это даёт для первых четырёх лет вышеприведённую последовательность вруцелет: 1, 2, 3, 5. С каким же периодом последовательность повторяется? Опыт показывает, что этот период равен 28 лет, то есть семь четырёхлетий.
Это легко доказывается и математически. Если бы не было високосов, период следования вруцелет был бы 7 лет. Но так как високосы повторяются через 4 года, то совпадение периодов наступит через 7 × 4 = 28 лет.
Этот 28-летний цикл повторения вруцелет по временной последовательности называется КРУГОМ СОЛНЦА. Это следует понимать не так, что солнце делает некое обращение за 28 лет, а так, что через каждые 28 лет повторяется соответствие календарной даты года и её седмичного дня. Если, например, в 1 году от Сотворения мира 1 марта была пятница, то через 28 лет в 29 году от Сотворения мира 1 марта тоже пятница, и через любое число лет, кратное 28, 1 марта будет пятница. Могут спросить: «А ведь вруцелето седьмого года круга солнца тоже 1, и, очевидно, 1 марта этого года будет пятница, так что повторение наступает раньше». Но весь-то период повторится только через 28 лет, не ранее.
Следует указать важное обстоятельство, происходящее от имеющегося у нас начала счёта. Начало 1 года от Сотворения мира (1 марта) будет пятница, так как вруцелето этого года а҃ (1), – этот пример мы рассматривали выше. По преданию, счёт дней ведётся от дня изгнания Адама из Рая и начинается с пятницы, ведь Адам согрешил в шестой день седмицы (в пятницу). Поэтому и Христос пострадал за нас, «яко Агнец, вземляй грех мира», тоже «в шестый день же и час», искупив нас «от клятвы законныя Честною Своею Кровию», то есть избавив род человеческий от вины за грех Адама, согрешившего в пятницу (шестой день седмицы) в полуденный час (шестой по древнему счёту часов, начинавшихся с восхода солнца). На этом примере мы видим, как церковный календарь тесно связан с учением Церкви.
Таблица I.2.1
25 | 26 | 27 | 28 |
г҃ (3) | д҃ (4) | є҃ (5) | з҃ (7) |
21 | 22 | 23 | 24 |
є҃ (5) | ѕ҃ (6) | з҃ (7) | в҃ (2) |
17 | 18 | 19 | 20 |
з҃ (7) | а҃ (1) | в҃ (2) | д҃ (4) |
13 | 14 | 15 | 16 |
в҃ (2) | г҃ (3) | д҃ (4) | ѕ҃ (6) |
9 | 10 | 11 | 12 |
д҃ (4) | є҃ (5) | ѕ҃ (6) | а҃ (1) |
5 | 6 | 7 | 8 |
ѕ҃ (6) | з҃ (7) | а҃ (1) | г҃ (3) |
1 | 2 | 3 | 4 |
а҃ (1) | в҃ (2) | г҃ (3) | є҃ (5) |
Итак, период повторения вруцелет составляет 28 лет. Зная вруцелета первых 28 лет, мы можем определить вруцелето любого нужного нам года. Надо только найти, каким годом по порядку счёта внутри 28-летнего цикла будет данный год, и сопоставить ему соответствующее вруцелето согласно вышеприведённой таблице I.2.1. Счёт лет в таблице снизу вверх и слева направо – в таком же порядке, как будет у нас затем на перстах руки.
Например, 29 год от Сотворения мира будет 1 годом по порядку счёта внутри 28-летнего цикла. Его вруцелето а҃ (1), соответствующее первому году цикла по таблице. Вруцелето 50 года соответствует вруцелету 22 года по таблице – ѕ҃ (6), и т. д. Образно выражаясь, мы как бы накладываем рамку в 28 лет с записанными в её ячейках вруцелетами на всю временную последовательность: сначала на первые 28 лет, потом на вторые 28 лет и далее. Поэтому вруцелето года однозначно определяется по месту (порядковому номеру) года в круге солнца. Говоря математически, существует функциональная зависимость вруцелета года от порядкового номера этого года по кругу солнца.
Тема 2. Лунный календарь
Для определения дня Пасхи нужно ещё усвоить и элементарные понятия лунного календаря. Период обращения Луны вокруг Земли, продолжительность которого отсчитана относительно звёзд, называется СИДЕРИЧЕСКИМ МЕСЯЦЕМ, и равняется в среднем 27 дней 7 час. 43 мин. 11,3 сек. Этот месяц в календаре не используется. Используется в качестве лунного месяца количество дней между двумя одинаковыми фазами луны, так как фазы луны легко наблюдать без всяких приборов. Всем известно, что луна изо дня в день меняет свой внешний вид, начиная с тоненького серпика, потом становится круглой, а потом убывает до полной невидимости. По виду луны (её возрасту в днях) определяется ФАЗА ЛУНЫ. Когда луна не видна, то такая фаза называется НОВОЛУНИЕМ, а момент появления тонкого серпа называется РОЖДЕНИЕМ ЛУНЫ. Далее луна растёт от серпа до полного круга. При полной луне фаза называется ПОЛНОЛУНИЕМ, а момент следующего за тем начала убывания луны называется УЩЕРБОМ ЛУНЫ. Период времени от новолуния до следующего новолуния называется СИНОДИЧЕСКИМ ЛУННЫМ МЕСЯЦЕМ. Продолжительность синодического лунного месяца в среднем равна 29,5 дней (29 дней, 12 час. 44 мин. 2,8 секунды), и может колебаться в пределах 6 часов от этого числа из-за разных причин, обусловленных силами притяжения. В дальнейшем, говоря о лунном месяце, мы будем иметь в виду именно средний синодический месяц, принятый в Пасхалии равным 29,5 дней.
Каждая фаза луны характеризуется ВОЗРАСТОМ ЛУНЫ – количеством дней, прошедших с новолуния. Так, например, фаза полнолуния наступает в среднем в 15-й день луны. Если мы говорим, что луна, например, имеет возраст 23 дня, то это значит, что с момента последнего новолуния прошло 23 дня.
Основная задача, которая решается с помощью лунного календаря, следующая: по данной дате нужно определить соответствующую ей фазу луны. Иными словами: дана некоторая дата, нужно определить возраст луны в днях для этой даты.
Из -за того, что движение луны, строго говоря, не равномерно из-за объективных причин, обусловленных взаиморасположением ближайших к ней тел, со стороны которых на неё действуют силы притяжения (это – Солнце, непосредственно ближайшая планета – Земля, спутником которой луна является, и, в меньшей мере, другие планеты), то периодичность движения луны на большие промежутки времени может быть вычислена с погрешностью до 1–2 дней. Тем не менее, с древности существует так называемый метонов круг луны, названный в честь древнегреческого астронома Метона (IV в. до Р.Х.). С достаточной для нас точностью по метонову кругу выходит, что через 19 лет фазы луны будут приходиться на те же календарные дни, что и в данном году. Это значит, что, например, если в данном году 1 марта луна была 23-х дневная, то через 19 лет 1 марта луна тоже будет 23-х дневная. При этом, конечно, как и для солнечного круга, неправильно думать, что Луна совершает некий оборот за 19 лет. Это – круги календарные, обусловленные совпадением периодов. По аналогии с кругом солнца, круг луны используется для определения фазы луны для любой даты. Нужно только знать календарь фаз для 19-ти лет круга луны, а потом определить, каким по счёту внутри круга луны будет данный год. Сопоставив ему имеющийся календарь фаз, найдём требуемое.
Каждый из 19 лет круга луны имеет свою характеристическую величину, называемую основанием луны данного года.
ОСНОВАНИЕ ЛУНЫ – это возраст луны на 1 марта данного мартовского года. С учётом продолжительности лунного месяца определяем фазы луны для остальных дат года с помощью этого основания. Так как продолжительность лунного месяца не более 30 дней, то основание луны – это число от 1 до 30. Например, если основание луны данного года 23, то это значит, что на начало этого года, 1 марта, луна была 23-х дневная.
Для каждого из 19-ти лет круга имеется своё основание луны. Происходит это вычисление исходя из основания луны предыдущего года. 12 лунных месяцев составляют приблизительно 354 дня (29,5 × 12 = 354). Если в некотором году основание луны было 23, то через 354 дня от 1 марта возраст луны будет тот же, что и 1 марта – 23 дня. Это значит, что через 365 дней от 1 марта возраст луны будет больше первомартовского на 11 дней (365 – 354 = 11), и составит, для нашего примера, 23 + 11 = 34 дня. Но возраст луны не может быть более 30 дней, поэтому период 30 отнимается, и остаётся 4 дня. Это и будет возраст луны на 1 марта (основание) следующего года. 19-летний цикл повторения оснований по временной последовательности называется КРУГОМ ЛУНЫ.
Здесь следует заметить, что учёт чередования високосов и накапливающаяся погрешность (ведь мы считаем по средней продолжительности лунного месяца и условно считая, что все годы простые) приводят к тому, что в 19-ти летнем круге предусмотрена компенсация погрешности: один раз в круге на определённом месте происходит так называемый «скачок луны» – для вычисления основания луны для 17 года круга нужно к основанию 16 года круга прибавить не 11, а 12. В древности этот скачок объясняли мистикой, а на самом деле здесь только компенсация накапливающейся погрешности, и не более. Луна, конечно же, никуда не «скачет». При этом погрешность не уничтожается полностью, и каждые 304 года круг луны требует корректировки: нужно увеличивать все основания на 1. Это увеличение оснований на 1 день каждые 304 года называется поправкой Гиппарха, а цикл луны в 304 года называется циклом Гиппарха.
Без этих подробностей нам трудно будет понять исторически сложившуюся традицию использования лунных календарей. Первым годом круга луны является 1 год от Сотворения мира. На эпоху I Вселенского Собора основание первого года круга луны было равно 11. Те, кто уже знаком с Пасхалией, приведённой в богослужебных книгах, возразят, что основание первого года круга луны там не 11, а 14, и поэтому остальные основания больше приведённых на 3. На это следует сказать, что в богослужебных книгах приведены основания для другой эпохи, а именно – для 14-го века. Так как со времени I Вселенского Собора до 1333 года прошло более тысячи лет, то основания увеличились на 3 согласно поправке Гиппарха. Эти основания, как они расписаны в богослужебных книгах, помещены в таблице I.2.2 (слева мелкими цифрами указаны годы лунного круга):
Таблица I.2.2
1 | 14 | 5 | 28 | 9 | 12 | 13 | 26 | 17 | 11 |
2 | 25 | 6 | 9 | 10 | 23 | 14 | 7 | 18 | 22 |
3 | 6 | 7 | 20 | 11 | 4 | 15 | 18 | 19 | 3 |
4 | 17 | 8 | 1 | 12 | 15 | 16 | 29 |
Согласно свидетельству авторитетного канониста, афонского иеромонаха Матфея Властаря3, первая поправка была произведена в 723 году (основание – 12), вторая – в 1029 году (основание – 13) и третья – в 1333 году (основание – 14). С тех пор основания не менялись4.
Совпадение 28-летнего солнечного круга и 19-летнего лунного круга по датам наступает через 532 года (28 × 19). Это значит, что, например, если в определённом году пасхальное полнолуние было 5 апреля в пятницу (а следовательно Пасха будет 7 апреля в воскресенье), то через 532 года ситуация повторится: пасхальное полнолуние будет 5 апреля в пятницу, и Пасха – 7 апреля. Поэтому круг Пасхалии содержит 532 года, и этот круг называется ВЕЛИКИМ ИНДИКТИОНОМ. Достаточно определить Пасхалию на 532 года, чтобы охватить и все последующие годы. С начала следующего Великого индиктиона переписываем все пасхальные события, верные для предыдущего, при этом меняется только номер года. Таким образом и выглядит наш православный церковный пасхальный круг: просто и достаточно точно. Поэтому вся временная последовательность, начиная от Сотворения мира, как неким эталоном, размерена Великими индиктионами. Внутри каждого Великого индиктиона применяется ещё две меры «длины» времени: круг солнца 28 лет, и этих кругов в Великом индиктионе 19, и круг луны 19 лет, и этих кругов в Великом индиктионе 28. Первый год каждого Великого индиктиона является первым годом как круга солнца, так и круга луны. Со времени начала мира прошло полных 14 Великих индиктионов, и сейчас идёт 15-й, начавшийся в 1941 году. Таков наш церковный эталон времени.
С учётом сказанного выше, сделаем выводы:
1. Юлианский церковный календарь строго периодичен, чем облегчается его использование.
2. Эталон календарного измерения времени в церковном календаре – это Великий индиктион, охватывающий 532 года. В Великом индиктионе 19 кругов солнца по 28 лет и 28 кругов луны по 19 лет. Первый год Великого индиктиона – начальный год как круга солнца, так и круга луны.
2.1. Круг солнца обусловлен тем, что через 28 лет повторяется соответствие седмичных дней календарным датам. Для определения седмичного дня любой даты используется параметр, называемый вруцелетом года – это указатель воскресного дня по месяцеслову с вруцелетными буквами, принятому в Церкви. Всякий день по календарю-месяцеслову, отмеченный вруцелетной буквой, соответствующей числовому значению вруцелета года в церковнославянском языке, будет воскресным в данном мартовском году. Вруцелето года однозначно определяется по месту года в круге солнца.
2.2. Круг луны обусловлен тем, что через 19 лет повторяются фазы луны по календарным датам. Для определения фазы луны любой даты используется параметр, называемый основанием луны данного года – это возраст луны на 1 марта данного года. Основание луны однозначно определяется по месту года в круге луны.
2.3. Через 532 года, по прошествии полного числа как кругов солнца, так и кругов луны, повторяется дата пасхального полнолуния, и соответствующий ей седмичный день. Это значит, что и день Пасхи будет тот же, какой был 532 года назад. Составив Пасхалию на один Великий индиктион, мы охватываем и все последующие. Эта традиция должна сохраняться и в последующее время до скончания веков.
Глава 3. Работа с таблицами Великого индиктиона и Зрячей Пасхалии
Можно указать два способа организации таблиц. Первый наиболее простой в использовании, но громоздкий в исполнении (см. Приложение 2). Расписывается таблица по годам на весь текущий 15-й Великий индиктион (532 строки). Каждая строка у нас будет содержать:
1. Номер года 15-го Великого индиктиона по порядку в двух системах отсчёта (порядок счёта лет в Церкви двоякий: от Сотворения Адама (иногда употребляют слова «от Сотворения мира» и «от Рождества Христова»)
2. Индикт (о нём мы скажем в главе четвёртой, теме 5-й).
3. Номер года по порядку круга солнца (от 1 до 28).
4. Вруцелето, функционально соответствующее номеру года по порядку круга солнца.
5. Номер года по порядку круга луны (от 1 до 19).
6. Основание, функционально соответствующее номеру года по порядку круга луны.
7. Эпакта (о ней мы скажем в главе четёртой, теме 5-й).
8. Для определения дня Пасхи данного года и всех событий, с ним связанных, используется так называемое КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО, а колонка с ним в таблицах Великого индиктиона названа КЛЮЧОМ ГРАНИЦ. Так как это выражено всего одной из используемых 35-ти букв церковнославянского алфавита, то его ещё называют КЛЮЧЕВОЙ БУКВОЙ. Ключевая буква оправдывает своё название – она является как бы ключом, открывающим в другой таблице дату Пасхи и связанные с ней церковные праздники и события. Эта другая таблица называется таблицей Пасхалии, зрячей по ключевым словам, или просто ЗРЯЧЕЙ ПАСХАЛИЕЙ (см. Приложение 3 на стр. 113).
Кроме того, нужно ещё знать расположение високосных лет. Ведь если до Пасхи данного года было 29 февраля, то события после Рождества Христова до Недели сыропустной по датам и седмичным дням будут на 1 день позже, чем если бы этого дня не было. Так как год у нас мартовский, то 29 февраля приходится на предыдущий мартовский год, и именно этот предыдущий год будет мартовским високосным годом. Но нам нужно обозначить не его, а следующий год. Поэтому в таблице отмечены красным цветом те мартовские годы, которые следуют за мартовскими високосными годами. Для них необходимо смотреть отмеченную серым цветом строку в таблице Зрячей Пасхалии (Приложение 3), чтобы определить данные от Рождества Христова до Недели сыропустной, бывших до Пасхи.
Високосы также влияют и на дату начала 6-го евангельского столпа, так как в подавляющем большинстве случаев она приходится на следующий мартовский год. Если в данном мартовском году было 29 февраля, то дата начала 6-го евангельского столпа будет на 1 день ранее, чем в простые годы.
Для пояснения скажем, что столпы евангельские берут своё название от помещённого в Святом Евангелии указания для богослужебного чтения в Церкви в течение года. Располагается это указание в виде столбцов, сгруппированных по седмицам, начиная с дня Всех Святых. Восемь седмиц, в течение которых прочитывается весь Октоих (восемь гласов), составляют один столп. Таким образом, по таблицам можно определить очередное евангельское чтение.
Итак, для определения по таблицам дня Пасхи данного года и интересующих нас событий, нужно выполнить следующее:
1. В таблице Великого индиктиона определяем соответствующую нашему году ключевую букву.
2. По ключевой букве находим всё интересующее нас в соответствующем столбце таблицы Зрячей Пасхалии (Приложение 3). При этом учитываются все особенности, характерные для високосов:
а) Если в таблице Великого индиктиона строка этого года отмечена красным цветом, то для событий от недели Мытаря и фарисея до недели сыропустной смотрится отмеченная серым цветом строка в таблице Зрячей Пасхалии.
б) Если следующий за данным год в таблице Великого индиктиона отмечен красным цветом, то для определения даты 6-го столпа евангельского смотрится соответствующая строка в таблице Зрячей Пасхалии (самая нижняя).
Зрячая Пасхалия не имеет в Типиконе табличного строения, а представляет собой 35 абзацев, в которых расписаны пасхальные особенности периода Четыредесятницы и Пятидесятницы для каждого года. Так как основные вехи всегда одни и те же, только числовые значения, даты или седмичные дни праздников из года в год меняются, то уместно организовать Зрячую Пасхалию в виде таблицы, что и представлено в данной работе.
Недостатком такой системы является громоздкость таблиц и тот факт, что таблица Великого индиктиона расписана на один Великий индиктион, и поэтому по ней мы не можем узнать пасхальные события для предыдущих веков, разве что искусственно поставим в начало таблицы другой начальный год Великого индиктиона и заново перенумеруем ячейки сверху вниз.
Чтобы упростить этот процесс и сделать календарную систему более наглядной, был предложен табличный церковный календарь, названный Золотым ключом к Пасхалии (в обзоре литературы – [12]). В несколько упрощённом виде, чем описано в [12], этот табличный календарь использован и нами (Приложение 4 на 2-й странице обложки).
Таблица Великого индиктиона в 532 года приняла прямоугольный вид: 28 строк по 19 столбцов, так что каждая строка представляет собой один круг луны. По этой причине номер столбца показывает номер года по кругу луны и функционально соответствующее ему основание. В ячейку таблицы помещается только ключевая буква и символическое обозначение високосного года (где это необходимо). При этом вруцелето года определяется по таблице Зрячей Пасхалии, которая тоже представлена в более сжатом виде при тех же данных, в ней содержащихся.
Чтобы настроить таблицу Великого индиктиона на нужный Великий индиктион, используется небольшая таблица, расположенная слева. Она показывает, какие годы будут начальными в Великих индиктионах. Чтобы определить нужный год, ставим найденный начальный на первое место и далее считаем годы слева направо и сверху вниз. При этом для облегчения счёта используется счёт по десяткам и по сотням: от начального прибавляем по 10 или по 100, последовательно используя соответствующие значки: по восьмиугольникам считаем «+ 10», по кружочкам «+ 100». Найдя нужную ячейку, извлекаем ключевую букву и по ней определяем требуемые данные.
Если ячейка ключевой буквы обозначена четырьмя зелёными кружочками по углам, то при определении событий от Рождества Христова до Недели сыропустной, бывших до Пасхи данного года, используется соответствующим образом отмеченная колонка Зрячей Пасхалии (Приложение 4 на 3-й странице обложки).
Если следующий за данным годом будет год, отмеченный тем же знаком, то дата начала 6-го евангельского столпа в Зрячей Пасхалии смотрится по колонке, отмеченной соответствующим образом.
Итак, для определения дня Пасхи данного года и интересующих нас событий по таблицам Золотого ключа к Пасхалии нужно выполнить следующее:
1. С помощью таблицы лет Великих индиктионов определяем для данного года нужный Великий индиктион и ставим его в первый год в начало таблицы Великого индиктиона (Приложение 4 на второй странице обложки).
2. Искомый год мы находим прямым отсчётом от начального слева направо и сверху вниз. Для облегчения счёта используем счёт по десяткам и по сотням: от начального года прибавляем по 10 или по 100, последовательно используя соответствующие значки. Дойдя до нужного места, определяем ключевую букву и расположение високосов.
3. По ключевой букве находим всё интересующее нас в соответствующей строке компактной таблицы Зрячей Пасхалии, учитывая високосы (Приложение 4 на третьей странице обложки).
* * *
«Все дерзающие нарушати определение святого и великого Собора, в Никее бывшего, в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего царя Константина, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно восставати противу доброго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей Церкви епископ, или пресвитер, или диакон, после ceгo определения дерзнёт к развращению людей, и к возмущению Церквей, особитися, и со иудеями совершати Пасху, такового святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви яко соделавшегося не токмо виною греха для самого себя, но и виною расстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковые были они причастны по святому правилу и Божию священству».
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина».
Иеромонах Матфей Властарь – византийский канонист, иеромонах из Фессалоников. Скончался ок. 1360. В 1335 – выпустил «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах» (Алфавитная Синтагма) которая вскоре была переведена на сербский язык и вошла в «Законник» Душана, 1349. В XVII в. была переведена Епифанием Славинецким на церковно-славянский. Греческий текст со славянским переводом издан Горчаковым в 1874 году.
Подробности по этому вопросу можно найти в канонической церковной литературе: М. Властарь. Алфавитная Синтагма. Гл. 7 буквы “Π” – «О святой Пасхе» М., 1996. С. 355 (как находить основание луны, стр. 370).