Глава 29. Воспитание верующих в духе благоговенного отношения к храмовому богослужению – задача пастыря
После всего сказанного о духовно-эстетических требованиях, предъявляемых к православному храмовому богослужению, со всей очевидностью выявляется задача священника – воспитать в прихожанах сознательное отношение к Божественной службе и благоговейную дисциплину. Основным средством такого воспитания служат, конечно, проповеди, специально посвященные разъяснению основных моментов богослужения и правил поведения в храме. Не стесняясь повторений, пастырь должен регулярно произносить такие поучения из года в год, так как состав прихожан меняется и вновь пришедшие, как правило, совершенно не образованы в церковных и литургических вопросах. Кроме того, пастырская воспитательная работа должна быть в первую очередь обращена к «добродеющим во святем и всечестнем храме сем, труждающимся, поющим и предстоящим людям», то есть к церковным служащим, посвятившим себя поддержанию порядка и благолепия: женщинам, стоящим «при свечах», за «церковным ящиком», выпекающим просфоры («просвирням»).
Все они должны быть, безусловно, церковно более подготовлены, чем рядовые прихожане, так как именно к ним чаще всего обращаются приходящие в храм с вопросами о порядке совершения богослужений, треб и о смысле того или иного момента литургии, Таинств, обрядов.
Однако часто приходится с прискорбием слышать советы, исходящие от них, которые свидетельствуют о непонимании или извращенном толковании важнейших моментов богослужения, подчас соблазнительные, а то и неосознанно еретические. Кроме того, их неблагоговейное поведение во время богослужения буквально умерщвляет в людях молитву.
О возжжении свечей
Свет свечей, которые верующие ставят на подсвечниках перед иконами в храме, имеет свой особый смысл. Во-первых, это образ Небесного света, во-вторых – знак горения душ верующих христиан к Богу, знак их горячего стремления приобщиться в молитве и Таинствах к Божественному Свету Христову. (Подробно значение церковных свечей изложено в IV т. «Настольной книги священнослужителя») В этом смысле и понимает большинство верующих обычай возжигать свечи во время богослужения: народное выражение «поставить свечку» почти равнозначно выражению «пойти в храм помолиться». Поэт A. Н. Майков (1821–1897) прекрасно выразил чувства православного народа, связанные с огоньком церковной свечи:
Этих свеч знаменованье Чую трепетной душой. Это – медный грош вдовицы, Это – лепта бедняка, Это – может быть убийцы Покаянная тоска... Это – светлое мгновенье В диком мраке и глуши Память слез и умиленья В вечность глянувшей души...
Большинство верующих полагает, что «поставить свечку» – только дело их личного благочестия, и не имеет понятия о том, что возжжение и гашение свеч в храме имеет, кроме того, смысл, связанный со всем ходом богослужения, а также установленный порядок (см. Типикон, главы 24–25). По большей части не знают этого и женщины, назначенные следить за порядком возжжения свечей в приходских храмах. Они считают, что в их обязанности входит возжигать свечи по мере того, как их подают, и вовремя заменять догоревшие свечи новыми безо всякой связи с тем, что в это время происходит в храме. А так как маленькие свечки, обычно подаваемые прихожанами, его сгорают быстро, женщины «при свечах» постоянно мечутся около подсвечников вместо того, чтобы молиться. Особенно это заметно во время Божественной литургии, когда бывает, что при всеобщей благоговейной тишине женщины «при свечах» начинают напоминать друг другу, что следует зажечь свечу или лампаду, обсуждают проблему, хватит ли свечей до конца службы и т. п.
Таким образом, они сами не молятся и мешают молиться стоящим рядом. Такого нестроения можно избежать только одним путем – если настоятели приходских храмов озаботятся делом пастырского научения всех, добровольно обслуживающих храм, в том числе и певчих, которые также нередко вмешиваются в дело возжжения светильников. Разумеется, в наше время нельзя надеяться восстановить полностью Устав о возжжении светильников, изложенный в Типиконе, но часть его, основанная на простых соображениях, связанных с богослужением и главными святынями храма, вполне может соблюдаться и сейчас. Опыт показал, что попытки навести порядок в деле возжжения свечей указаниями в проповедях на то, что больше свечей следует возжигать в главные моменты службы, приводят лишь к выяснению прискорбного факта: большинство обслуживающих подсвечники главными моментами Божественной литургии считают чтение поминовений и Великий Вход (точнее, пение Херувимской), а после Херувимской, с их точки зрения, «служба уже кончается, и можно ставить свечей поменьше». При таком отношении к делу к моменту Святой Евхаристии в непраздничные дни свечей почти не остается.
Сокращенные правила с приспособлением к сложившимся ныне обычаям настоятель может раздавать обслуживающим в письменном виде и даже прикреплять на стене паперти, где во многих храмах располагаются «Правила поведения в храме». Это очень полезный обычай, уже начавший распространяться в московских храмах и в других епархиях. Правила возжжения (и особенно гашения, которое часто вызывает недоумение прихожан) следует знать всем православным во избежание споров около подсвечников. Но ничто не может заменить живого слова, личной беседы пастыря с пасомыми. Настоятель, который стал бы проводить беседы с каждой прихожанкой, «стоящей при свечах», был бы осведомлен, насколько она знакома с богослужением, разъяснил бы великий смысл Святой Евхаристии, значение иконы храма, и, таким образом, его беседа, начавшись с уставного вопроса, переросла бы эту тему, превратившись в пастырскую душепопечительную беседу. Пользу от таких бесед получили бы не только те, кто участвует в обслуживании светильников, но и все прихожане, так как обычно с вопросом: куда лучше поставить свечку? или: что сделать, чтобы помолиться о больном или о покойнике? и т. п. – обращаются чаще к этим женщинам. Большинство же «советчиц», не понимая, какое значение для каждого верующего имеет великое Таинство, совершающееся за Божественной литургией, советует заказать молебен или панихиду, вместо того чтобы сказать, что важнее всего – подать записку о здравии или за упокой с просфорой к Божественной литургии и самому подавшему в ней молитвенно участвовать, а молебен или панихида без Божественной литургии не принесут той помощи. Так же ошибочен обычный совет: поставить свечку «к празднику». В результате такого совета в праздничные дни у иконы дня скопляется множество свечей, а главные святыни храма – иконы Спасителя и Божией Матери в иконостасе и храмовая икона остаются в небрежении. Кроме храмовой иконы в каждом храме есть особенно чтимые иконы Божией Матери, святителя Николая и местных святых. Следует разъяснять, что эти иконы по важности стоят после икон Спасителя и Богородицы в иконостасе, храмовой и праздничной. Скопление свечей у какой-либо иконы Божией Матери за счет недостатка их у икон Спасителя и Божией Матери в иконостасе можно было бы легко избежать, если бы обслуживающие передавали лишние свечи к главным иконам, когда там мало свечей. Это также следует разъяснять, так как бытует представление, будто иконы «разные», и забывается, что Божия Матерь – Одна. Необходимо также пояснить, что гашение (или, как это обычно делается, временное снимание свечей с подсвечника) в определенные моменты богослужения, например во время исповеди или чтения Шестопсалмия, обусловлены смыслом данной части службы и что в самом по себе гашении нет никакого умаления значения свечного освещения. Многие прихожане ошибочно полагают, что будто бы если свеча зажжена, погасить ее временно – грех.
Общие правила возжжения свечей
I. Свечи возжигают в следующем порядке:
(1) сначала в алтаре, затем (2) перед главными иконами: Спасителя и Божией Матери в иконостасе, (3) перед храмовой иконой (обычно их бывает две: одна – в иконостасе, другая – перед правым клиросом, (4) перед праздничной иконой посреди храма, затем – (5) перед всеми иконами в храме.
Перед главными иконами свечей всегда должно гореть больше, чем перед остальными.
В праздники за Божественной литургией и в кануны праздников за Всенощным бдением свечей должно гореть больше, чем в будни.
II. Возжжение свечей в храме во время Литургии.
Когда в храме начинается чтение Часов, а в алтаре совершается Проскомидия, возжигают по одной свече перед иконами Спасителя и Божией Матери в иконостасе, перед храмовой иконой и иконой дня (праздничной). В будние дни – позже, после окончания Утрени. Если служатся в воскресные дни две Божественные литургии – так же поступают за полчаса до их начала.
Когда же отзвонят к Божественной литургии (или, если нет звона, сразу после Часов), свечи возжигают по всему храму в небольшом количестве (от одной до трех на каждом подсвечнике, в зависимости от того, день будний или праздник). Перед чтением Евангелия (перед пением «Блаженны...») свечи возжигают в большем количестве по всему храму, начиная с главных икон, в знак того, что Слово Божие просвещает всех. Затем часть свечей гасится (или снимается временно с подсвечника). Во время краткой ектении перед пением «Верую» ставится заново возможно большее количество свечей по всему храму с таким расчетом, чтобы их хватило до конца канона Святой Евхаристии. Если подано много больших свечей, их можно поставить раньше, перед Евангелием и перед Великим Входом, так как они горят долго и не прогорят во время Святой Евхаристии. Чтобы ранее поставленные и частично его сгоревшие маленькие свечи не приходилось менять во время пресуществления Святых Даров, их следует временно снимать с подсвечников и ставить снова уже в конце Божественной литургии. По Уставу после заамвонной молитвы все свечи и лампады в храме гасятся, но в наше время этот обычай не исполняется нигде. Следует проследить за тем, чтобы свечи гасились хотя бы после отпуста Божественной литургии. Иначе часто они горят, так сказать, «впустую», когда Божественная литургия кончилась, а на другой день, если это день будний, свечей не хватает. Если после Божественной литургии служится праздничный молебен, свечи снова ставятся, но не по всему храму, а к главным иконам в иконостасе, к иконе храма и праздничной. Во время панихиды, совершаемой обычно по просьбам прихожан после Божественной литургии, свечи возжигают только на кануне, по всему же храму возжигать их не следует. То же относится и к заказным молебнам: свечи возжигаются перед той иконой, перед которой служится данный молебен. Если кто-либо из заказавших молебен прихожан хочет поставить свечу к другой иконе (например, к храмовой или местно чтимой), это не возбраняется, но по всему храму во время заказного молебна свечи гореть не должны. Не следует также возжигать свечи во время исповеди, если она происходит до начала службы, до Часов, или, как это бывает в посты, после вечерни. Покаянное настроение не требует яркого освещения.
Эти правила в изложенном виде, разумеется, рассчитаны для сведения настоятелей, старост и алтарников, но не для вывешивания на стене храма и не для раздачи в письменном виде обслуживающим подсвечники, так как последние, слишком плохо зная службу, в них не разберутся. Опыт показывает, что большинство из них не знают слова «Литургия» (знают народное «Обедня»), тем более не знакомо им слово «Святая Евхаристия» (знают, и то немногие, «освящение Святых Даров», причем большинство верующих предполагают, что оно совершается во время Херувимской и что священник выносит на амвон не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христову). Обычно они не знают, когда кончается Утреня, начинаются и кончаются Часы и начинается Обедня. Поэтому, разъясняя эти правила, следует каждый раз говорить: «После такого-то возгласа (или после того-то песнопения)». Например, в начале «Часов», то есть после возгласа «Благословен Бог наш...» и т. п. Такая беседа дает также возможность пастырю объяснить значение каждого богослужения. Если настоятель пожелает раздать правила в письменном виде (или вывесить на стене), следует изложить их с учетом степени понимания тех, для кого они предназначаются.
III. Возжжение свечей во время Всенощного бдения.
Так же, как и за Божественной литургией, за Всенощным бдением наибольшее число свечей возжигают в главные моменты службы.
В начале Вечерни возжигают свечи перед иконами Спасителя и Божией Матери в иконостасе, перед храмовой и праздничной иконами. Здесь, как и во время Божественной литургии, должно гореть не менее чем по одной свече в продолжение всей службы. Большее число свечей возжигается по всему храму перед песнопением «Господи, воззвах» и гасится по окончании пения «Свете Тихий». Если служится Лития, во время нее также возжигается много свечей. Перед стихирой снова возжигается много свечей и они горят до окончания пения «Ныне отпущаеши». В начале Утрени, когда читается Шестопсалмие, свечи по всему храму должны гаситься в память о тех временах, когда Утреня служилась до рассвета, а также для большей сосредоточенности на покаянных словах псалмов. (В наше время их гасят не все, оставляют по одной свече на подсвечнике.) Затем свечи снова возжигаются в указанном порядке. При пении «Бог Господь», а также перед чтением Евангелия по всему храму возжигается больше свечей. Затем часть свечей гасится и все свечи снова возжигаются в начале канона Утрени, но горят не во все время Канона, а именно: «Во время полиелея («Хвалите имя Господне») подобает возжигать все свечи, по окончании 3-й песни погасить их, а на 8-й песне возжигаются снова до окончания Великого славословия («Слава в вышних Богу») и тогда гасят, оставляя по одной свече на подсвечнике» (Никольский H., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви... СПб., 1907).
Для наблюдения за тем, чтобы свечи возжигались и гасились вовремя, выделяются добровольцы из прихожан, им и следует передавать свечи. Однако не возбраняется верующему поставить свечу своими руками, только не в тот момент службы, когда хождение по храму воспрещается.
Если настоятель разъяснит эти правила тем, «кто при свечах» и прочим обслуживающим, можно надеяться, что они будут более сознательно участвовать в богослужении, перестанут суетиться около подсвечников в постоянной заботе о том, что «вдруг не хватит свечей». Как показал опыт, при разумном (уставном) распределении их всегда хватает до конца службы. Кроме того, как мы уже говорили, немаловажное значение имеет и сознательное отношение всех прихожан к церковным обычаям и правилам, в том числе и к правилам возжжения свечей. Здесь мало личных разъяснений, ведь с каждым прихожанином пастырь не имеет возможности беседовать на богослужебные темы, а обслуживающих женщин не все прихожане будут слушаться. Поэтому желательно, чтобы священник всякий раз, когда касается в проповеди вопроса о поведении верующих в храме, не забывал о правилах возжжения свечей.
Сказать в краткой форме об этом вполне возможно, только если делать это продуманно и в связи с потребностями прихожан того или иного храма. Например, в сельских храмах, где много прихожан старшего возраста, бытуют всякие предрассудки, например, что «грех» – гасить зажженную свечу», «грех» – передавать свечу от одной иконы к другой и т. п. Против этих предрассудков и следует говорить в проповедях, обращая внимание на то, что паникадила в храме горят не всю службу, а временами гасятся, а затем вновь зажигаются, и делается это не из экономии электричества, как думают многие, а в связи со смыслом богослужения. В те моменты, когда гасятся паникадила, гасится и большинство свечей, и в нужные моменты снова возжигается. При этом священник может обратить внимание всех верующих на то, что в храме ничего не происходит по произволу священника или старосты, а все имеет свой глубокий смысл; в духе этого смысла и составлен был в древние времена церковный Устав, который мы сейчас исполняем. В городских храмах, где среди прихожан есть многие знающие службу, кроме указанных предрассудков, однако, крепко держится еще один: знающие порядок службы обычно напряженно ждут, когда прочтут поданные ими записки (за Божественной литургией, за молебнами и за панихидами), считая, что «моя свеча должна гореть именно тогда, когда читают мою записку». Это также создает суету, обиды на тех, «кто при свечах». Они, естественно, не могут запомнить, чью именно свечу поставили, а во время Божественной литургии это приводит к скоплению свечей в неглавные моменты в ущерб главным. Это дает пастырю повод объяснить весьма важную вещь, а именно, что церковное богослужение – дело общее, а не частное, что Господь видит и принимает всех, молящихся в храме. Независимо от того, чья свечка сгорела в то или иное время, все они сгорели во славу Божию. А укоры, обиды – это как раз и есть грех, который портит благое намерение самого поставившего свечу и мешает другим, оскорбляет литургический, общинный дух богослужения. Хорошо так же с амвона объяснить, какие моменты службы настолько важны, что во время их нельзя не только ходить по храму, но и ставить свечи и оправлять лампады, даже если свеча догорела, а лампада закоптила или погасла. При соблюдении вышеуказанных правил такие случаи станут редкими.