Азбука веры Православная библиотека Богослужение О православном богослужении Наставление христианам, как должно стоять в Церкви во время Божией службы

Наставление христианам, как должно стоять в Церкви во время Божией службы

Источник

Содержание

Введение Как должно входить и стоять в церкви во время божией службы Как должно стоять в церкви во время божественной литургии, с толкованием священнодействий, во время оной совершаемых  

 

С присовокуплением исторического описания о древнем христианском богослужении, где и в какие времена оное совершалось; объяснения о утрени, часах и вечерни; также краткого толкования священнодействий, во время литургии совершаемых. Собранное из книг учителей церковных противу издания 1832 года, исправленное и дополненное

Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании, до выпуска из Типографии, представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Января 31 дня 1836 года. Московская Духовная Академия. Ценсор Профессор Протоиерей Феодор Голубинский

Всем верным, истинным чадам православные христовы церкви

Воздадите Божия Богови.

Мф. 22:21

Введение

В первые веки Христианства общественное Богослужение совершалось в частных домах, в которых назначалось для сего особое место. Таковые места, определенные для общественного Богопочтения и совершения таинстве, еще во времена Апостольские, получили имя Церкви1, то есть: собрания истинных Христиане, Храма Божия и дома молитвы, в котором верующие собирались для прославления Триипостасного Бога, слушания поучений и совершения Евхаристии (бескровного жертвоприношения), таинства, установленного самим Иисусом Христом2 и преданного Им Своим Апостолам, а от них и всем веровавшим в Него3. Во времена жестоких гонений, воздвигаемых язычниками на Христиан, верующие, быв лишены таковых церквей, собирались для священнослужения в уединенные места и отдаленные пещеры, преимущественно же избирали для сего места страданий Мучеников и погребения их, и над гробами Мучеников совершали Богослужение во уважение в памяти их и в поощрение к подражанию их подвигам; что продолжалось до четвертого века. После сего, по принятии Императором Константином великим Христианской веры, начали воздвигаться Церкви, или домы Господни4 уже на открытых местах, посреди жилищ, обширные по причине большого числа собирающихся на Богослужение Христиане, великолепные и богато украшенные. К сему весьма много способствовала Св. Елена, мать Императора Константина, которая воздвигла церкви на местах освященных рождением и вознесением Христа Спасителя; сам же Император построил величественные храмы в Иерусалиме на месте гроба Господня, и в Константинополе во имя Святых Апостолове Петра и Павла, также в Тире, Антиохии, Никомидии и других многих местах. Сих храмов Господних различные наименования произошли от того, что они хотя и все посвящались Богу, но, как по древнему общему обыкновению, большею частью созидались над гробами Мучеников и благоугодивших Богу Святых мужей, то и назывались нередко их именами, что продолжается и до наших времен, дабы мы воспоминали их, по словам Святого Апостола Павла, и взирая на скончание жительства, подражали вере их 5. Когда умножилось число церквей, то некоторые из них наречены главными или Соборными, особенно при которых были Епископы; в них собирались из прочих церквей священнослужители для торжественных Богослужений и молебствий, а верные для слушания поучений своих Пастырей. Церкви издревле строились на Востоке; ибо, как от Востока возсиявает солнце, тако и от Бога исходит благодать, потому и молящиеся в них обращались лицом к Востоку, не токмо вопреки Иудеям и еретикам, но и в ознаменование Христа истинного Востока, Рая бывшего на Востоке и будущего Воскресения.

Как созидание Святых храмов назначается для общественного Богослужения, то всякий Христианине должен непременно приходить туда на славословие, молитву и слушание слова Божия; ибо Святые Отцы всех отчуждающихся от церковного Богослужения, пренебрегающих оное и собирающихся для сего в домах, без Пресвитера определенного по воле Епископа, предают проклятию и отлучению от общества верных6.

Времена Богослужения, назначаемые церковью суть: полнощь, утро, первый, третий, шестый и девятый чac дня, и вечер. В сем разделении времени Церковь изображает Богослужение Святого Пророка и Царя Давида, который днем седмерицею хвалил Бога 7; и подражает небесному неумолчному славословию Господа, воссылаемому Святыми Ангелами; оно также напоминает важнейшие часы в совершении нашего искупления, и второго пришествия Христова; назнаменует шесть дней творения и седьмой покоя, и удовлетворяет обетам тех, которые желают весь день и всю нощь возносить хвалы Богу.

Каждое из седми времен Богослужения имеет свои особенные принадлежности. Полунощное молитвословие содержишь в себе, после призывания Духа Святого в молитве: Царю Небесный, также после молений во Пресвятой Троице, и Молитвы Господней, слезное исповедание наше во грехах чрез чтение 50–го Псалма: Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей; изъявление почтения нашего к закону Божию, который должны мы любить всем сердцем , выражаемое в 118-м Псалме: Блажени непорочнии в путь; исповедание веры чтением Божественного Символа, да аще во время дня найдет на нас смерть, обрящет нас во исповедании, как пишут Св. Отцы; испрашивание от Всевышнего Царя покровительства и помощи, да даст нам совершишь весь настоящий день в мире и сохранить нас от всякого зла, изрекаемое в Псалме 120–м: Возведох очи мои в горы; возбуждение верующих к тому, чтобы и в нощи, воздевая руки, хвалили и прославляли Всесильного Творца и Господа, предложенное в Псалме 133–м: Се ныне благословите Господа. Потом следует моление о всех отошедших от мира сего во благочестии и вере отцех и братиях наших и всех православных Христианах, да Господь по великой Своей милости простит им все согрешения, и введет их в жилище прохлады, света, мира и покоя, где свет лица Божия веселит всех Святых.

Утреннее молитвословие содержит в себе: чтение Псалмов: 19-го Услышит тя Господь в день печали, и 20-го Господи силою Твоею возвеселится Царь, в которых выражаются молитвы наши за Государя, как виновника тишины и безопасности Церкви, да сохранит его Господь для нашего благоденствия; Шестопсалмие, или шесть Псалмов, из коих в первом изображается: наша вера и любовь к Богу и несомненное упование на Его помощь во время несчастий; во втором: скорбь о грехах, готовность принять наказание от руки Господни, и моление, да не гневом Своим Он наказует нас; в третьем: утреннее возвышение сердца и прилепление души к Богу; в четвертом: изъяснение Богу наших бедствий и страданий, и деннонощное взывание наше ко Господу, да приклонит ухо Свое к молению нашему; в пятом: благодарение за неизреченные благодеяния, щедро на нас излиянные от Господа и призывание Святых Ангелов, чтобы и они c нами восхваляли и благословляли Господа; в шестом: сокрушенное чувство нашей виновности пред Богом и моление: Не вниди в суд с рабом Твоим. Во время чтения сих Псалмов Священник пред Царскими вратами читает молитвы, в коих от лица всех верных приносит утреннее благодарение Господу, восставившему нас здравых и невредимых от одра нощного, чтобы восхвалять и славословить Его, и просит о воссиянии света в сердцах наших. За сим следуют общие моления о всех и о благосостоянии церкви, и чтение Кафизм, содержащих в себе Псалмы Давидовы. В воскресные и праздничные дни к сему присовокупляется прославление вечной благости Божией, выраженное в Псалмах 134-м: Хвалите имя Господне, и 135-м: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в веке милость Его; пение Антифонов, кои большею частью основаны на Псалмах называемых песнями восхождения (от Пс. 119 до 133-го), и выражают воздыхания души о избавлении от плена страстей и о небесном отечестве, упование на помощь Господню и хвалы Святому Духу. После сего читается в оные дни Евангелие. Потом поется Канон, заключающий в себе девять песней, составленных по образцу песней Моисея, Анны Пророчицы, Аввакума, Исаии, Ионы, трех отроков и Пресвятые Богородицы. Сии песни научают нас памятовать и прославлять Божии благодеяния и чудеса; приносить чистосердечное раскаяние во грехах, нами содеянных; уповать на беспредельное Божие милосердие и всемогущество; с благодарным сердцем воспоминать о пришествии в мир Искупителя мира; не забывать, что Бог имеет о нас попечение, хотя бы мы находились в величайших бедах и напастях подобно Пророку Ионе и трем отрокам; наконец удивляться и подражать смирению Пречистые Божией Матери. После Канона читаются последние Псалмы Давидовы, призывающие весь мир к хвалению Бога, именно: Пс. 148-й: Хвалите Господа с небес; Пс. 149-й: Воспойте Господеви песнь нову; и Пс. 150Хвалите Бога во Святых Его; потом поется Великое Славословие, начинающееся песнию Ангельскою: Слава в вышних Богу; преподается утреннее благословение от Священника словом: Мир всем, к которому приготовляет Диакон повелением приклонить главы в знак покорности нашей воле Божией, и наконец произносится отпустительная молитва, в которой Священник воспоминая Матерь Божию и всех Святых, просит всем милости от Господа.

Первый, третий, шестый и девятый час содержат воспоминание событий, в сии часы исполнившихся со Христом; в первый час Он веден был к Пилату; в третий осужден на распятие, и в сей же час сошел Святой Дух на Апостолов; в шестой последовало распятие Христово; в девятый Он нас ради плотию на кресте смерть вкусил и тем избавил нас от вечные смерти. В Псалмах, читаемых на первом часе, напоминается нам о раннем предстоянии пред Господом во святом храме, (Пс. 5-й: Глаголы моя внуши, Господи); о вечности Вседержителя, о бренности нашей жизни, о милости Божией, обновляющейся в каждое утро, (Пс. 89-й: Господи, прибежище был ecu нам); и о нашей обязанности в начале дня умерщвлять в себе законопреступные помыслы и вожделения (Пс. 100-й: Милость и суд воспою Тебе). В Псалмах третьего часа (16: Услыши Господи правду мою; 24: К Тебе Господи воздвигох душу мою; и 50: Помилуй мя Боже,) мы молим Господа о избавлении нас от врагов душевных, о прощении грехов юности и неведения и других многих беззаконий наших, и о том, да не отимется от нас Дух Святый. В Псалмах, читаемых на шестом часе (53: Боже, во имя Твое спаси мя; 54: Внуши Боже молитву мою, и 90: Живый в помощи Вышняго,) выражается упование на Господню защиту от врагов, и на помощь Вышнего. В Псалмах девятого часа (83: Коль возлюбленна селения Твоя; 84: Благоволил еси Господи землю Твою; и 85: Приклони Господи ухо Твое) живо изображается красота селений Господа сил и величие милостей Божиих.

Вечернее молитвословие составляют: благохваление Бога, прославление Его беспредельной благости, всемогущества и премудрости в сотворении мира и промышлении о всех тварях, что содержится в Псалме 103: Благослови душе моя Господи, Господи Боже мой, возвеселился ecи зело; во время коего Священник пред Царскими вратами читает Светильничные молитвы, которыми просит Господа принять наше вечернее славословие, сохранить нас в настоящий вечер и приходящую ночь от всякого зла и диавольского мечтания; просветить сердца наши светом своей истины и возставить утвержденных в заповедях Его. За сим следуют молитвы, возносимые в Псалмах, 140-м: Господи воззвах к Тебе, и 141-м: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся, коими просим мы у Господа покровительства от врагов наших; молим предохранить нас от соблазнов во время молитвы; и выражаем свое упование на Господа, ибо у Него милость и многое избавление, и Он избавит верующих от всех беззаконий их. Потом поется вечерняя хвалебная песнь: Свете тихий, в прославление Живоначальныя и Пресвятыя Троицы, приносится общее моление, да сохранит нас Господь в вечернее время без греха, и да научит и вразумит нас всегда творить Его святые заповеди; благодарение словами Св. Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, за то, что удостоились видеть свет духовный, озаривший нас спасительным Богопознанием и вещественный, освещающий нас во дни сиянием солнечным.

Сии Божественные службы в древней Церкви иногда соединялись вместе; в празднества Господские и Мученические они, начинаясь с вечера, продолжались во всю ночь до первого часа дня. Святой Амвросий в послании к сестре своей повествует, что при обретении Мощей Святых Мученик Гервасия и Протасия 8 всенощное пение совершаемо было. Третий час иногда соединялся c шестым, а девятый с вечерними молитвами. Ныне час первый соединяется c утреней; третий и шестый читаются пред Литургией, а девятый пред вечернею, поскольку Христиане, обязанные различными должностями, и обремененные житейскими попечениями, не все могут быть свободны в настоящие часы. Божественная Литургия в первом веке Христианства совершалась в неопределенное время. Во втором веке совершение сего общего Богослужения Св. Иустин Философ и Мученик 9 живший в начале второго века по Рождестве Христове, кратко описывает так: «В день воскресный собираются во едино место все живущие в городах и селах, читаются писания Пророческие и Апостольские, и по окончании чтения предстоятель предлагает извлеченное из них увещание или побуждение к подражанию благим делам. Потом все восставши воссылаем молитвы. После сего приносится хлеб, вино и вода, и предстоятель воссылает молитвы и благодарения; а народ говорит: Аминь. Посем освященные дары раздаются всем присутствующим, а отсутствующим посылаются чрез Диаконов». В последующие веки сей способе совершения Литургии получил разнообразный наружный вид в словах и выражениях, но в существе своем нисколько не изменился, каковым дошел до четвертого века по Рождестве Христове, в коем Св. Василий Великий по особенному откровению Божию приведя в порядок и единообразность предал письменно чин сего священнодействия своей Церкви; а Св. Иоанн Златоуст, снисходя слабостям человеческим, сократил оный для всеобщего употребления, сохранивши при оном все содержание его, преданное Св. Апостолами. Сей состав Св. Литургии дошел до настоящего времени и неизменно, во всей полноте своей ныне совершается во всех православных церквах поутру в известное всем время.

Российская Церковь, принявши от Грековосточной Христианскую веру, приняла от нее и три Литургии, из коих первая Св. Василия Великого совершается в день празднования его памяти Января 1-го числа, во все Воскресные дни Св. Четыредесятницы, кроме Недели Ваий, на Страстной неделе в Великий Четверток и в Великую Субботу; в навечерии Рождества Христова и Богоявления, если оные случатся в прочие дни недели, кроме Субботы и Воскресения, в которые бывает Литургия Святого Златоуста, в самые же праздники совершается уже Литургия Св. Василия Великого. Вторая Литургия Св. Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме дней, в кои положена Литургия Василия Великого, или Григория Двоеслова. Третья Св. Григория Двоеслова, Папы Римского, совершается в Среды и Пятницы Великого поста, и в Понедельник, Вторник и Среду Страстные недели; она называется Преждеосвященною, ибо во время совершения оной святые дары не освящаются, а уже бывают освящены на Литургии Св. Василия Великого, в Воскресный день Великого поста совершаемой. Состав сей Литургии относится также ко временам Апостольским, но она не была предана письмени до времен Св. Григория Двоеслова, жившего в 6–м веке по Рождестве Христове; он изложил подробно чиноположение сей Божественные службы в своих сочинениях, каковою она дошла до нашего времени и неизменно совершается в Православной Церкви.

Литургия, как Св. Василия Великого, так и Св. Златоуста разделяется на три части: первая часть называется Проскомидия, во время которой на святом жертвеннике приуготовляются хлеб и вино с водою, для освящения оных во время Евхаристии в Тело и Кровь Христову. Слово Проскомидия, собственно, значит приношение, ибо в первенствующей Церкви Христиане имели обыкновение приносить в храм хлеб и вино, как необходимые потребности для Священнодействия, а Священник, избрав из оных один хлеб и взяв часть вина приуготовлял оные с молитвами к священнодействию. Прочие, за тем оставшиеся хлебы и вино употреблялись на пропитание клира, бедных, вдов и сирот, а для верующих, присутствовавших во время Евхаристии, в храме предлагаема была общая трапеза, одушевленная Христианским братолюбием. Вторая часть есть Литургия оглашенных, при которой могли быть в храме и те, кои имели только желание принять Христианскую веру; кои были уже поучаемы догматам оной и готовились принять святое Крещение; кающиеся, находящиеся под духовным запрещением и не допускаемые до Причащения, наконец еретики и язычники. Третья часть есть Литургия верных, при совершении которой, как Святейшей и Божественной части, одни только несомненно верующие могли присутствовать и приносить жертвы хваления и благодарения Всевышнему Богу Отцу, и потом приобщишься Тела и Крови Иисуса Христа, Единородного Сына Его.

Христианская Церковь имеет издревле обыкновение возжигать свечи и елей (масло) внутрь храма во время Богослужения; ибо Христос Спаситель совершил первое Таинство Евхаристии во время нощное при возжении светильников; горница, в которой Св. Апостол Павел с учениками своими беседовал и совершил преломление хлеба, была также довольно освещена10; в первые же веки Христианства по причине жестоких гонений верующие для общественной молитвы и совершения Литургии необходимо должны были собираться во время нощное и часто, как выше сказано, в вертепы, усыпальницы и темные храмины, где непременно было нужно засвечать свещи или масло. В память сего священного и древнего обычая; во изъявление радости о избавлении от жестоких гонений; в знак любви, почтения и благоговения к Богу, Творцу нашему п Святым Его Угодникам; в напоминание о томе, что Бог есть свете, и что мы должны ходить во свете и быть сынами света 11, и во свидетельство пламени сердца нашего, посвящаемого на служение Всевышнему Царю, мы и ныне возжигаем свечи и масло пред Святыми Иконами в церкви и в домах, и яко огнь, нашу молитву чистую приносим Господу, Его Преблагословенной, Пресвятой и Пречистой Матери, милосердой заступнице и помощнице Христиан, и всем Святым, как друзьям Божиим, покровителям и предстателям нашим у Престола славы Его.

Как должно входить и стоять в церкви во время божией службы

Христианин! когда ты идешь в церковь Божию, помышляй, что идешь не в какой-нибудь простой дом, но в дом Божий12, в храм Великого Царя славы, в селение небесное, где присутствует сам Господь сил, Владыка и Творец вселенные. Св. Златоуст говорит: что входя в церковь, мы на небо восходим, да и святая Церковь поет: В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним13, и молит о тех, кои с верою, благоговением и страхом Божиим входят в нее. И потому со страхом и трепетом входи в церковь Господню; ибо Ангели Божии, в оной присутствующие, назирают за сердцами человеческими, и входящих в нее со страхом, верою и смирением записывают, с леностию же и небрежением в оной стоящих и исходящих до окончания Божией службы из книги своей изглаждают14. И так оставя за дверьми храма все житейское, старайся сколько возможно привести в молчание буйные помыслы сердца твоего, да не во грехе и в наказание будет сюда вход твой. Творяй бо дело Божие с небрежением проклят15.

При входе же во святой храм читай сию молитву: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем; аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем, и проч. (Смотри молитвы при Божественной литургии, напечатанные в Каноннике.)

Вошедши в церковь и ставши на месте огради себя крестным знамением16, возведи очи и ум свой на небо со страхом и смирением приличным грешнику, пришедшему просить у Бога прощения и милосердия; поклонись Спасителю твоему и Господу, лобызай пречистая Его нозе, воздыхай из глубины сердца твоего, плачь и проси у Него милости и отпущения содеянных тобою грехов, говоря: Боже! милостив буди мне грешнику17, Боже! очисти мя грешнаго. Размягчивши сердце свое сим мытаревым гласом, в молчании и с благоговением стой на своем месте, не переходя с него, не озираясь по сторонам, не разговаривая ни с кем; ибо церковь не беседы, но учения есть место; аще не можеши молчати, изыди, да не иным будеши вред, говорит Св. Златоуст18, и, наблюдая во всем должную благопристойность, слушай со всяким вниманием и прилежностию чтение и пение церковное, и принимай оное к своему сердцу. Св. Апостол Павел пишет: что всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован19.

Когда на вечерни, или на утрени, или на обедни Диакон, или Священник возглашает: Миром Господу помолимся, то знай, что всех здесь предстоящих возбуждает он сим в мире, единодушно молиться Господу; для того и ты не отставай от прочих, но с умилением покланяйся Спасителю твоему, говори сам про себя: Господи помилуй. Слушай внимательно, о чем Диакон или Священник предлагает прошения, и, чувствуя величайшую оных силу и надобность, проси того же и c тем же гласом: Господи помилуй; а где надобно, говори: Подай Господи, умоляя тем милосердого Бога, чтобы Он сохранил в мире и тишине всех верных, и по множеству щедроте Своих очистил вся беззакония твоя; сохранил тебя без греха весь день сей и во всю жизнь твою, и сподобил тебя мирной и непостыдной Христианской кончины, причислил к своему избранному стаду, и удостоил быть причастником Его царствия. После прошений, когда Священник или Диакон возглашает: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми Святыми и проч. тогда призови и ты на помощь Матерь Царя твоего и Господа, теплую ходатайцу, надежду и заступницу, прибежище и покрове всем притекающим к Ней; призови всех Святых, от века Богу угодивших, чтобы они соединили свои молитвы ко Господу c твоими, и испросили тебе милости и оставления грехов твоих, и предай всего себя в волю Господню.

Когда читается: Приидите поклонимся, то сим внушается предстоящим, чтобы они, начиная славословить Бога, свидетельствовали сие благоговейным Ему поклонением; поклонись и ты трижды со смирением, повторяя тихо сию же молитву. Когда поется или читается Аллилуиа, тогда и ты поклонись трижды, имея в уме своем сие же взывание, которое означаешь: Хвалите Бога; но когда сие читается посреди Шестопсалмия на утрени, тогда, чтобы не развлекаться мыслями, а со всевозможным вниманием и благоговением слушать сии Псалмы, содержащие покаяние наше и другие приличные утру моления, которым внемлет сам Господь, невидимо присутствующий во Святом Своем Храме, поклонов не бывает.

Когда Священник или Диакон возглашает: Главы ваша Господеви приклоните, тогда и ты c умилением приклони главу свою, и воздохнувши из глубины сердца твоего, взывай: Тебе, Господи Боже мой, главу мою преклоняю, и во исповедании сердечнем вопию: согреших, Господи, согреших на небо, и пред Тобою, и несм достоин просити от Тебе прощения: но Ты, яко человеколюбец, туне, яко же блудного сына, помилуй мя, яко мытаря, оправди мя, и яко разбойника, Царствия Твоего сподоби мя.

Когда Священник говорит: Мир всем, преподавая сим пастырское благословение, призывающее от Господа на тех, к коим возглашается, вся благая и полезная; тогда и ты поклонясь, и, желая Священнику того же мира, говори тайно: и духови твоему. Сим возглашением Священник возбуждает всех предстоящих, чтобы они, сохраняя мир душевный, даемый благодатию Святого Духа, и отложивши все житейские попечения и заботы, внимательно, со всяким благоговением слушали все, что читается и поется во время Божией службы, и се радостью принимали и сохраняли то в своем сердце, подражая в том Евангельской жене, которая оставя все и седши при ногах Иисуса, слушала слово Его 20. Он сам, ублажая слушающих слово Божие, говорит: Блажени слышащий слово Божие, и хранящий е 21, а Св. Павел научая Филипписеев пишет: Ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе 22.

Как должно стоять в церкви во время божественной литургии, с толкованием священнодействий, во время оной совершаемых

Возлюбленный Христианин! когда ты приходишь в церковь для, слушания Божественной Литургии 23, здесь тебе надобно особливым вниманием наполниться; ибо чрез сие священнодействие изобразуется все смотрение Спасительного Христова в мире пришествия, то есть: воплощения, с человеками странствования, учения, страдания, погребения, воскресения, на небеса вознесения Господа Иисуса и сошествия Святого Духа. В ней возносятся молитвы, моления, прошения и благодарения; уготовляется, освящается и преподается бескровная жертва, соединяющая мир пренебесный с дольним, всех верных на небе и на земле, между собою и со Христом, ходатайствующая о Божием милосердии во всем имеющим в оном нужду, живым и умершим. Она содержит в себе бездну благости Божественной, ради которой Господь, соединяясь с нами, существенно изливает на нас дары Свои и благодать. И так старайся, если сие возможно, по вся дни присутствовать при сем священнодействии, которого нет важнее и святее в Христианской Церкви; ибо, говорит Св. Златоуст, при совершении оного небесные Ангелы всегда находятся для славословия сего неизглаголанного, священного Таинства.

Пришедши же во святый храм и ставши на своем месте, вспомни неизреченную любовь Спасителя нашего, излившего на Кресте Кровь Свою нашего ради спасения, и тем избавившего нас от греховные тьмы и сделавшего наследниками Царствия небесного; потом читай следующую молитву: Господи Иисусе Христе, щедрый и милостивый всем истинно призывающим Тя, Тебе молюся, и Тебе мился дею: сподоби мя со тщанием, любовию, страхом и всяким вниманием даже до конца Божественныя службы сея пребыти, и сокрушенным сердцем и чистою совестию молитися Тебе милосердому Богу, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии.)

Когда читают часы, слушания коих никак не должно пропускать или оставлять с небрежением, ибо во время их Священник совершает Проскомидию или первую часть Литургии, то есть: приуготовляет хлеб и вино для освящения; и потому слушай со вниманием чтение Псалмов, из коих состоят часы; и проси со умилением Владыку твоего и Господа, дабы Он с высоты святые Своея ниспослал тебе утешение, облегчил страдания твои и по множеству благости Своея омыл и очистил обольщенную грехами и пороками душу твою.

Когда Священник возглашает: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, (в сие время начинается вторая часть Литургии, то есть Литургия оглашенных, сие возглашение означает, что всякое Богослужение, а наипаче Литургия начинается Благословением Триипостасного Бога: почему и ты поклонись Христу Господу, восхотевшему принять на Себя плоть нашу, благодаря Ему, что смотрением Спасительного воплощения Его познали мы Таинство Святыя Троицы и сподобились быть участниками Царствия небесного, уготованного чадам Божиим от сложения мира24, и читай сию молитву: Боже, Боже мой! призри на мя грешнаго, и исправи молитву уст моих: отжени помыслы скверныя от сердца моего, и просвети мой ум светом Твоего Богоразумия, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

Потом Священник или Диакон возглашает великую Ектению25: Миром Господу помолимся, располагая сим предстоящих к начавшемуся славословию и возбуждая их к прилежной молитве, и дабы они предстояли в храме с живою верою, с должным благоговением, с мирною и чистою совестию и страхом, приличным чадам Божиим. Молись и ты усердно Богу тебя сотворшему, и проси отпущения грехов твоих, взывая из глубины твоего сердца: Господи помилуй.

Когда слышишь, что поют стих: Единородный Сыне, и Слове Божий и проч., сочиненный Императором Иустинианом в честь и славу воплотившегося Сына Божия, тогда поклонись с радостью и благодарным сердцем Христу Спасителю твоему; ибо в сем стихе возвещается Спасительное Его нас ради в мире пришествие, распятие и смерть, которою Он попрал греховную и вечную нашу смерть, и яко Един Сый от Святыя Троицы должен быть нами всегда прославляем со Отцем и Святым Духом.

Когда Священник один, или с Диаконом исходит из алтаря со Святым Евангелием, тогда поклонись c умилением Сыну Божию воспоминая Спасительную Его проповедь, и взирая c глубоким благоговением на Святое Евангелие веруй, что взираешь на самого Христа, грядущего в мир для возвещения нам мира благодатного и будущего бесконечного Своего царствия. Ибо сие исшествие из алтаря в церковь со Святым Евангелием, значить исшествие Христово, после Святого Крещения, на проповедь, а свеща, предносимая пред оным, означаешь Предтечу Иоанна, о котором сказано: Предидет бо пред лицем Господним 26; Он бе светильник, горя и светя 27. Являет же свеща оная и то, что Закон Божий и Евангелие есть светильник ногам нашим, и свет стезям нашим 28.

Когда Священник или Диакон, ставши в Царских вратах и держа Святое Евангелие, возглашает: Премудрость, прости, тогда, покланяяся Господу Богу, нас ради в мир снисшедшему читай сию молитву: Господи Иисусе Христе Боже наш! ныне мене грешного вход со Святым Твоим Евангелием видети, Святое же Твое Богоявление, и с человеки пожитие воспомянути сподобивый, призри на мя человеколюбне, и умилосердився, даждь ми поминати Твоя Святыя заповеди и право хранити я, достойно же Тебе всегда воспевати: Приидите поклонимся и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии). Слова: Премудрость, прости, означают то, чтобы мы не с небрежением и нерадением, но прямо и бодрственно стояли пред Святым Евангелием, как пред Самим Христом Спасителем, и с благоговением, кротостью и смирением, в простоте сердца внимали всему, что читается и действуется в Божественной Литургии, созерцая во всем сокровенную Божию Премудрость. Пение же стиха: Приидите поклонимся, располагает всех предстоящих к благоговейному поклонению Богу, открывшему нам истину Евангелия; при чем в первенствующей Церкви Христиане c молением повергались на землю.

Когда поют: Святый Боже и пр. песнь, означающую Таинство Святыя Троицы, возвещенное нам Сыном Божиим, и изображающую в себе веру в Бога Святого, Всемогущего и Вечного, тогда ты молись с умиленным сердцем Пресвятей Троице, читай сию молитву: Господи Боже вседержителю! приемляй от небесныя Твоих сил трисвятую песнь, приими и от мене недостойного раба Твоего трисвятое сие пение: и даждь ми вся лета живота моего, и на всякий час, без греха Тебе славу возсылати, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и со страхом пети: Святый Боже, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

Когда пред чтением Апостола поют Прокимен 29 (стих, избранный из Псалмов Давидовых по приличию Праздника, или Святого), тогда читай сию молитву: Сподоби мя, Господи, с любовию достойно послушати Святых Апостол Твоих благовестия, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии). Чтение Апостола означает проповедь Святых Апостолов, которых Иисус Христос, проповедуя Евангелие, собрал и послал на проповедь, и которым по воскресении Своем сказал: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари30, и научите вся языки31, как и Церковь поет: Послал ecu я на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней32. Каждение же во время чтения Апостола означаешь, что чрез проповедь Святых Апостолов излилась на весь мире благодать Святого Духа, и что слово Божие, Апостолами проповеданное есть благоухание, как и Св. Павел пишете: Христово благоухание есмы Богови33.

По прочтении Апостола, когда поют: Аллилуиа34, располагая сим предстоящих в благодарению Бога, открывшего нам спасительные истины; прославляй и ты Господа, явившего чудеса в проповеди слова Своего чрез Святых Своих Апостолов, благодари Его, что сподобил тебя слышать святое их благовествование, и читай сию молитву: Тебе хвалу возсылающе, Пресвятая и Нераздельная Троице, Отче, и Сыне, и Святый Душе, со Ангельскими чинми поем: Аллилуиа; и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

После чтения Апостола читается Святое Евангелие во образе того, что Иисус Христос Сам проходил грады вся и веси проповедая Евангелие Царствия35; то в сие время, приклонив свою голову в знаке покорности Богу, Евангельским гласом к тебе вещающему, стой со страхом и трепетом; и со всяким благоговением и вниманием слушай Святое Его учение, Глаголы живота вечного имущее в себе36. А когда пред чтением и по прочтении Евангелия поют: Слава Тебе Господи! слава Тебе: то сим возбуждаются все предстоящие к усердному молению: благодари и славословь и ты со умиленным сердцем Господа, сподобившего тебя слышать Его Святое Евангелие, и поклоняясь Ему проси, чтобы Он вразумил тебя к познанию и исполнению истин в оном находящихся, и читай сию молитву: Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живого, сподобивый мя недостойного Божественная Твоя словеса, и глас Святого Евангелия Твоего слышати! и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

Примечай при сем, что Святая Церковь в обрядах своих предлагает чтения из Святого Писания для того, чтобы Христиане чада ее отнюдь не опускали случая не токмо слушать со страхом и благоговением Святое Писание, но и читать оное со всяким вниманием. Святый Григорий Неокесарийский пишет, что чтение Евангелия, или Апостольских посланий есть Глас Бога, вещающаго к нам с небес; а потому всегда пред чтением Апостола или Евангелия Священник или Дианон возглашает: Вонмем! Премудрость, вонмем! возбуждая сим всех присутствующих в храме к прилежному слушанию и вниманию небесной Божией Премудрости, посланиями Апостольскими и Святым Евангелием нам проповедуемые.

После чтения Святого Евангелия от Диакона, или Священника возглашается сугубая Ектения: Рцем ecu от всея души, и от всего помышления нашего рцем и проч. которою возбуждаются все предстоящие к сугубому, усерднейшему и наиприлежнейшему молению; тогда молись и ты c сокрушенным сердцем и со смиренным духом вопия из глубины души твоей: Господи помилуй! троекратно, умоляя благоутробие Отца небесного о помиловании тебя согрешившего; что больше остается говорить тебе, как не сии слова: Господи помилуй, к щедрому Богу, толико тобою огорченному и непрестанно огорчаемому? Ектения сия именуется сугубою потому, что в ней усугубляются моления и прошения наши, для чего в ней после каждого прошения от Диакона или Священника воссылаемого, бывает троекратное пение: Господи помилуй.

Когда пред Херувимскою песнию Диакон, или Священник возглашает: Оглашеннии изыдите: помысли о себе и ты, не в числе ли оглашенных находишься, ибо здесь повелевается изыти вне церкви оглашенным для того, что они недостойны стоять в оной тогда, когда страшные совершаются Тайны. Оглашенный же значит того человека, который токмо научается Догматам православные веры, а еще Святым Крещением не просвещен, и потому в первенствующей Церкви, когда Диаконе возглашал: Оглашеннии изыдите, тогда все таковые, готовящиеся к духовному просвещению, выходили из церкви; ибо в то время многие сподоблялись Святого Крещения уже в совершенных летах, что продолжалось через несколько столетий после Вознесения Христова. Вместе с оглашенными высылаемы были из Церкви и все те, которые находились под духовным запрещением. Помысли о себе, не оглашенный ли и ты, хотя Святым Крещением и просвещен? то есть: не преступил ли Закона Божия? не попрал залога благодати Его, данного тебе чрез Святое Крещение? не имеешь ли на душе своей грехов не омытых покаянием? не ожесточено ли сердце твое какой либо порочной страстию, которая тобою всегда обладает? и потому не должен ли и ты со оглашенными вне Церкви выступить? Должен, во истину должен, когда смертно пред Богом согрешил, когда ведешь жизнь нераскаянную, преступаешь всегда Закон Божий и предания Святой Церкви, питаешь непримиримую вражду и злобу к ближнему; когда сребролюбие, любостяжание и сластолюбие владеют совершенно твоею душой. Святой Златоуст о таковых говорит: «Да никто из недостойных ясти от Божественной Трапезы! да никто из не могущих зрети небесную Кровь, изливаемую во оставление грехов! Да никто из недостойных живыя жертвы! Да никто неведущий Таинств и веры! Да никто немогущий прикасаться оскверненными устами страшным Тайнам, пребывати дерзает! Трапеза предстоит Царска, Ангели служат Трапезе, сам предстоит Царь, а ты ли стоиши зевающи! Аще имаши на врага гнев, низрини гнев, уврачуй язву, разреши вражду, да приимеши врачевание от Трапезы.» По сему то вместе с оглашенными и подобные им, как то: Богохулители, явные беззаконники, нераскаянные грешники и проч. высылаются из храма, как недостойные быть в сие время в оном. Но если ты, по снисхождению Матери нашея Святой Церкви остаешься в храме, то смирись пред Господом, воздохни из глубины твоего сердца, прослезися и принеси сердечное покаяние в соделанных тобою грехах и обещай исправиться, да недостойно стоящего тебя на месте свят не казнит Царь небесный; молись усердно c Церковью, которая повелевает всем верным об оглашенных помолитися, да Господь Бог по великой Своей благости помилует тебя, простит все содеянные тобою согрешения и обратит душу твою к исполнению Святых Его Заповедей.

После сего начинается третья и самая Святейшая часть Божественной Литургии, то есть: Литургия верных, состоящая в освящении Даров и причащении. Она начинается молитвами верных, когда Диакон возглашает: Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Сим возглашением повелевается всем верным приносить усерднейшие молитвы к Богу; пролей в молитве и ты душу свою ко Господу, чтобы Он по неизреченной Своей милости и неизследимому благоутробию сподобил тебя быть при совершении страшных Его Тайн, в которые желают Ангели приникнуть 37.

Когда начнут петь Херувимскую песнь, возбуждающую всех предстоящих в храме, чтобы они, готовясь присутствовать при Спасительных Тайнах, чрез служителя Божия совершаемых, отложили всякое житейское попечение, и с несомненною верою, с усердием, с живою радостью приняли невидимо грядущего Царя славы, Дориносимого (сопровождаемого) Херувимами и благоговейно обстоимого всеми Ангельскими силами, хотящего принесши Себя, на Святой Трапезе в жертву Богу Отцу о всем мире и дать Себя в снедь верным; тогда ты пади ниц и, c сокрушенным сердцем и моляся читай Псалом Давидов покаянный: Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое азе знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопоме, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу духе сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи Господи благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы. После сего читай следующую молитву: Ныне видящи, душе моя, честныя преносимыя Дары, отвержи вся помышления суетная, и со страхом воспой: Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе: всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подимем, Ангельскими невидимо дориносима чинми: Аллилуиа. Трижды. Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Боже наш, едине безсмертный Человеколюбче! Слава Тебе, от Отеческих недр, и от небесныя славы пришедшему, от Святыя же Девы вочеловечшемуся и сообразну бывшему плоти смирения нашего, да нас сообразных славе Твоей сотвориши! Слава Тебе, вшедшему славно во Иерусалим на жребяти ослем, и в нем раны и распятие претерпети, и смерть подъяти изволившему, спасения ради нашего! Даждь ныне, Христе! слезы очесам моим, да омыю скверну беззаконий моих, и якоже сподобил ecu Иосифа с Никодимом Пречистое Тело Твое, снемше с Креста, честно со страхом понести: сице и мене днесь видяща честныя и Божественныя Дары преносимыя, сподоби Тебе, седящему на Престоле, со страхом поклонитися, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

Песнь сия именуется Херувимскою и потому, что начинается словом Херувимы, и особенно по своему Божественному сладко пению, воззывающему всех верных к благоговейному, таинственному и Богомысленному с Херувимами ликовствованию и к пению Аллилуиа. В продолжение пения сей торжественной песни приведи себе на память слова Спасителя твоего, сказавшего о себе: ныне прославися Сын человеческий, и Бог прославися о Нем 38; вспомни все заповеди, наставления, убеждения и обещания, которые изрек Он ученикам Своим пред вольным страданием Своим; вспомни сию беседу Его исполненную нежнейшей любви к роду человеческому, и забывши все земное, стой со страхом и трепетом, приготовляясь сопровождать шествующего Царя царствующих и Господа господствующих.

Когда бывает великий вход, и Священник один, или с Диаконом, торжественно преносит Святые Дары: то если настоит Св. Четыредесятница и Литургия совершается Преждеосвященная, пади ниц на землю, ибо преносимые тогда Дары суть самое Тело и Кровь Христова, освященные в прежде совершенной Литургии; если же Литургия совершается или Св. Василия Великого, или Св. Иоанна Златистого, то преклони главу, читай тихо про себя: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. / Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни мя Святый, егда приидеши во Царствии Твоем, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

Во время пренесения Святых Даров, когда Священник поминает Благочестивейшего Государя, весь Императорский Дом и Святейший Синод, ты моляся испрашивай у Господа здравия и спасения Государю, всему Царственному Дому и всем поставленным от Бога Правителям, да сохранит их Господь в мире и тишине и подаст здравие, долгоденствие и вся благая. Сему научает нас и Св. Павел пиша к Тимофею: Молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человек: за Царя и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом 39. Потом когда Священник скажет: всех вас православных Христиан да помянет Господь Бог во царствии Своем и проч. ты пади на землю, с сердечным умилением взывай паки из глубины твоей души с покаявшимся разбойником: Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствие Твое40; а после благодаря Священнослужителя за воспоминание о тебе, проси Бога, да и он незабвен им будет, и говори: Священство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем.

Сей Святый великий вход образует шествие Христово на Спасительную страсть, и потом на Голгофу для принятия Крестной смерти за спасение человеческого рода; а пренесение Святых Даров на Престол образует от Креста, или от Голгофы, где Он был распят, Пречистого Тела Его пренесение до гроба, которого изображение есть лежащий на Престоле Антиминс41, а Священник же и Диакон знаменуют Иосифа и Никодима. Воспоминая сие, ты возведи ум свой к спасительным оным действиям, поклонись Христу Спасителю твоему, тебя ради пострадавшему, и думай, что это Он Сам идет: вместо же ризы постели пред Ним сердце твое, да шествием Своим Он умягчит оное и потекут из него источники слез умиления, которые да угасят пламень грехов твоих. Потом читай сию молитву: Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой! Твоего ради страдания, на Кресте распятия и погребения, не остави мене во гресех погибнути, занеже зело грешен есм: но по множеству щедрот Твоих oчuсmu вся беззакония моя, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

По торжественном пренесении Святых Даров, когда Священник или Диакон возглашает: Исполним (то есть: умножим, вознесем) молитву нашу Господеви, о предложенных честных Дарех, Господу помолимся; то сим возбуждает предстоящих к усерднейшей молитве о том, чтобы сии Дары получили освящение, чтобы Господь Бог наш принял сию нашу жертву и сподобил нас чрез оную благодати Всесвятого Своего Духа. В сие время ты, последуя лику поющих, повторяй в сердце своем при каждом прошении: Подай, Господи! После сего Священник возглашает: Мир всем, показуя сим, чтобы предстоящие, кроме молитвы, имели еще взаимную друг к другу любовь, и оставивши всякое памятозлобие, вражду и ненависть, предстояли и молились c Чистым сердцем, c мирною душею, как и Сп. Павел научает: Хощу убо, да молитвы творят мужие воздевающе преподобныя (чистыя) руки без гнева и размышления (сомнения) 42, ибо слово мир означает: мир с Богом, веру правую, совесть чистую и незазорную, мир и любовь со всеми людьми, к чему убеждает и после того произносимое возглашение: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святого Духа. В первенствующей Церкви все Христиане в сие время лобзали друг друга лобзанием святым, свидетельствуя чрез то пред Богом взаимную любовь свою; посему и ныне, если мы имеем хотя какое–либо на кого неудовольствие, старайся истребить его, чтобы с чистою совестию мог приступишь к исповеданию Веры.

Когда Священник, или Диакон возглашает: двери, двери, премудростию вонмем, тогда читай про себя Исповедание Православные веры: Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденного прежде всех веке. Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущого со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. Во едину Святую, Соборную, и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущого века. Аминь. Потом поклонись и с умилением читай сию молитву: Утверди мя, Господи, во истинней сей вере, юже исповедах: и даждь ми вся дольняя возненавидевши, горе к Тебе имети сердце, и достойно хвалити Всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слова: двери, двери, премудростию вонмем, во время которых отъемлется от Царских врат завеса, означает то: чтобы мы исповедание веры своей учинили как бы непосредственно пред Престолом Живого, Всеведущего Бога, с чистым сердцем, без всякого лицемерия; чтобы отложивши помышления Душ наших от земных пристрастий, прилежно слушали чтение Божественного Символа, повторяя же его уверяли о единстве веры, и с размышлениями, достойными Христианина внимали Таинствам проповедуемым в оном, разумевая в них сокровенную Премудрость Христа Сына Божия, и очистив душу свою сим священным исповеданием, с большим дерзновением приступали к восприятию Тела и Крови Господа своего. В первобытные же времена Церкви Христовой слова сии давали знать стрегущим церковные двери, чтобы они хранили оныя заключенными, да невнидет кто в храм из таковых, коим не должно слышать Символ веры и быть при освящении Таинстве.

Когда Священник, или Диакон возглашает: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити, на что лик поет Милость мира, жертву хваления, то сим возбуждаются все предстоящие, чтобы они, утвердясь в вере, любви и единомыслии, со страхом и трепетом, с бодрою и трезвящеюся душею предстояли пред Престолом Царя славы и Господа сил и со вниманием приносили Ему жертву хваления уст своих прославляющих Бога. Как уже приближается время к возношению и освящению Даров, то Священник обратясь к людям приветствует их словами Св. Апостола Павла: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами43; слыша сие ты поклонясь, возблагодари Священника, и, чтобы и его дух был преисполнен сими благами, ответствуй: и со духом твоим. Потом Священник, возводя всех от земных к небесным, восклицает: Горе имеим сердца! то есть: чтобы мы, не помышляя ни о чем земном, чувства, мысли и сердца наши вознесли к горнему Царю, и Ему угодное творили. На сей глас взывай и ты из глубины души своей вместе c поющими: имамы ко Господу. Расположив сими словами сердца предстоящих, Священник возбуждает их начать хваление и благодарение, возглашая: Благодарим Господа! тогда ты вознеси ум свой на небо, в жилище Немерцающего Света, прославляй, хвали, благословляй, превозноси и благодари Господа за все излиянные от Него на тебя благодеяния, которыми на всякий день, час и минуту наслаждаешься, и поклоняяся Ему благоговейно, яко Творцу всея твари видимые и невидимые, воспой в душе своей: Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.

Когда Священник возглашает: Победную песнь и проч. и лик поет, в подражание Серафимам, окрест Престола славы Господа Вседержителя стоящим и непрестанно воспевающим песнь: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф и проч. и прославляет Сим Великого Господа Саваофа (Господа сил); ты в уме своем пой сию торжественную песнь Христу Господу твоему, воскресшему из мертвых, поправшему смерть, победившему Ад и избавившему нас от греховного плена, и грядущему Ему из гроба поклоняяся, читай сию молитву: Собор Святых Ангел и Архангел, со всеми небесными Силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, Осанна 44 в вышних, благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних. Спаси мя, иже ecu в вышних Царю; спаси мя и освяти, Источниче освящения и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

Когда Священник возглашает: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое и проч. и Пийте от нея ecu, сия есть Кровь Моя и пр. воспоминая слова Христа Спасителя, которые Он изрек, совершая Тайную Вечерю со учениками Своими, и сим установляя Таинство Евхаристии в воспоминание о Себе 45; вспомни и ты Тайную оную Вечерю и вольное спасительное Христово страдание, вознесись мыслию в Сионскую горницу, созерцай духом Спасителя твоего и вместе с Апостолами благоговей пред Ним, внимай в каждое слово беседы Его с ними 46 и читай сии молитвы: Верую Господи, и исповедую, яко Ты ecu воистинну Христос Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Вечери Твоея тайныя, днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Tu дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи во Царствии Твоем.

Когда Священник возглашает: Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся, воспоминая Божия о нас смотрения, милости и благотворения, щедро на нас от Него излиянныя: возведи и ты ум свой на небо, ибо в сие время совершается страшная Тайна, при которой, пишет Св. Златоуст: «весь чин небесных Сил, Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов присутствует, окружая Престол в честь Лежащего на нем 47, и во глубине души твоей свидетельствуй усердие, любовь и благодарность ко Господу твоему, и с умилением читай: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи и молимтися, Боже наш. Потом поклонясь до земли со смиренным сердцем проси, да ниспошлет и тебе Господь благодать Всесвятого Духа, которая снисшедши да истребит в тебе все земное и плотское, и обновивши сотворит тебя причастником славы Его во Царствии Своем, и читай сие: Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того Благий не отими от нас, но обнови нас молящихтися. Трижды. Во время освящения Даров в Тело и Кровь Господню Церковь установила ударять в колокол, дабы сим возбудишь не токмо предстоящих к прилежнейшему молению и благоговению пред сим страшным и великим Таинством, но и всех отсутствующих Христиан; а потому где бы ты ни находился и чем бы занят ни был, услышав сие воззвание, пади ниц, и умоляй Господа прияши приносимую Ему от всея Церкви Жертву, и как всех верных, так и тебя освятить Пречистою Своею Кровию. Благовесте сей в простонародии именуется: Достойно.

По совершении освящения Даров, когда Священник возглашает: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и проч. и лик запоет: Достойно есть яко воистинну и проч. песнь, заключающую хвалы в честь и славу Божией Матери, Церковию воспеваемые в знак высочайшего к Ней благоговения, яко к Царице всех Святых и самых Херувимов превысшей и честнейшей: благохвали и прославляй и ты Пречистую Матерь Бога твоего, как ближайшую к Сыну своему за нас молитвенницу, предстательницу и помощницу, и читай про себя Ангельское в Ней поздравление: Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чpeвa Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии.)

Когда Священник возглашает: В первых помяни Господи и проч. тогда ты моляся Господу Богу и о всех и за вся, воспоминай Благочестивейшего Государя и весь Его Императорский Дом, Пастырей церковных, Правителей гражданских, родителей своих, сродников и благодетелей, предстоящих и отсутствующих, проси им здравия и долгоденствия; поминай всех усопших Христиан и родственников своих, моля милосердого Бога, да успокоит души их в небесных Своих селениях.

Потом когда Священник возглашает: И даждь нам единеми усты, и единем сердцем и проч. умоляя сим Господа, дабы он даровал нам всем едину душу, едино сердце и едины уста к прославлению Его великого и Пресвятого Имени, чтобы мы яко братия во Христе, имея един дух возмогли, приступая к животворящим Тайнам, быть достойными насладиться Божественные трапезы: ты во утверждение сего и в засвидетельствование своего к Богу моления поклоняяся скажи тихо вместе c поющими : Аминь 48.

По совершении и вознесении высочайшего жертвоприношения о всем мире, когда Священник приветствует предстоящих возглашением: И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, со всеми вами, призывая сим на всех милосердие Божие: ты, благодаря Господа, сподобившего тебя быть в сие время во Святом храме Его, поклонись и ответствуй Священнику вместе c поющими: и со духом твоим, желая и ему той же от Господа милости.

Потом Священник или Диакон, возбуждая всех к единодушной и усердной молитве, возглашает: Вся Святыя помянувше и проч. и о принесенных, (в жертву Богу) и освященных (в Тело и Кровь Господню) честных Дарех Господу помолимся, да Господь, прияв их во святый, пренебесный и мысленный Свой Жертвенник, возниспослет нам благодать, и Дар Святого Духа; молись в сие время и ты со слезами, дабы Человеколюбивый Владыка очистил тебя от всякие скверны, исполнил сердце твое Дарами Всесвятого Своего Духа, кои суть: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание49, и сподобил се чистою совестью быть причастником небесных, страшных и животворящих Таинств во оставление грехов, во общение Святого Духа, в наследие Царствия небесного, а не в суде, или во осуждение.

По окончании молений когда Священник, в заключение оных, возглашает: И сподоби нас Владыко со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе небесного Бога Отца, и глаголати, руководствуя сим предстоящих к чтению Молитвы Господней, которой научил Спаситель учеников Своих 50, а чрез них и нас: ты в сие время читай: Отче наш, иже ecu на небесех! Да святится имя Твое; Да приидет царствие Твое; Да бцдет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Амин. После сего, когда Священник возглашает: Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните: ты преклонив главу свою в знак смирения и благоговения твоего пред Господом, особливо в сие время, когда на Престоле предлежит Жертва за тебя и за всех приносимая, уничтожь все волнующие тебя помышления и мирские суеты, вознеси ум и сердце твое к Единому Благосердому Владыке и с умилением читай сию молитву: Тебе, Господи Боже мой, главу мою преклоняю, и во исповедании сердечнем вопию: согреших, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин просити от Тебе прощения: но Ты яко Человеколюбец, туне, якоже блудного сына, помилуй мя, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

Когда Священник возглашает: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием, Единородного Сына Твоего и проч. ты поклоняйся до земли, или сколько можешь ниже, читай со вниманием сию молитву: Боже Вседержителю, всю тварь премудростию создавый, и мене падшаго многими согрешеньми, Твоею воздвигни рукою и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

Когда Священник возглашает: Святая Святым! возвышая в сие время Тело Христово, чем образует вознесение Его на Крест и на нем смерть Его: то сим возглашением научает он нас, что причащающиеся должны быть святы яко же и Распеншийся Христос Свят есть; и что Святые Дары должны вкушать одни очистившиеся от грехов, и освятившиеся Благодатию Святого Духа; а потому имеющий совесть не чистую и зазорную да не дерзает приступать к сей Бессмертной Трапезе. О таковых Св. Апостол Павел говорит: Иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни. ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая (не уважая) Тела Господня. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет 51. Ты в сие время перенесись мыслию на Голгофу к подножию Креста Спасителя мира, поклонись до земли таинственно тогда на Кресте во Святых Даpах возносящемуся и молись Ему, чтобы Он очистил и освятил тебя, и сподобил Со дерзновением приступить к Престолу благодати, да приимешь милость, и благодать обрящешь, во благовременную помощь52; потом читай сию молитву: Едине Святе Святых, едине Царю царствующих, и Господи господствующих, Иисусе Христе Боже мой! Тебе, сущему в недрех и во славе предвечной Бога Отца, пострадавшему нас ради, и под видом хлеба и вина в Пречистых сих Тайнах, истинному Богу и Человеку, якоже на небеси сущему, покланяюся, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии). Пением же: Един Свят, един Господь и пр. мы исповедуем, что ни един из нас святости от себя не имеет, но единственно по вере во Иисуса Христа и Его благодатию мы святимся; ибо Он только Свят, и по Своему человеколюбию может освятить и нас. Пение причастного стиха, так называемого потому, что в сие время Священник причащается в Алтаре Святых Таин, возбуждает всех предстоящих во храме, чтобы они не развлекались помыслами не соответствующими великому Таинству, но обращали, внимание на благоговейные и приличные настоящему времени размышления, достойные Христианского благочестия, а потому, когда поют стих сей, ты читай сию молитву: Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, воспоминания ради Святых Твоих страстей, животворныя же смерти и погребения, моих страстей мглу разжени, и просвети ми омраченныя очи ко познанию Твоея истины, и неомерзи моего воздыхания, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

Когда Священник или Диакон, показуя Святые Дары в Царских вратах, возглашает: Со страхом Божиим и верою приступите, призывая сим верных ко причастию страшных и Животворящих Тайн: тогда ты падши на землю пред лицом Христа Спасителя твоего, во Святой Евхаристии невидимо присутствующего, воспламенись священною ревностию и c горячайшим желанием устреми дух свой в Нему, яко Источнику жизни и бессмертия, и читай сие: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, Иисус Христос, Его же Пречистое Тело и Кровь зря ныне под видом хлеба и вина в Божественной сей чаши, покланяюся и славлю, глаголя : радуйся, Пресвятое, Обоженное и Одушевленное Тело Господа нашего Иисуса Христа, распятое за ны, страдавшее, погребенное и в третий день воскресшее спасения нашего ради. Радуйся, Пречестная Животворящая Божественная Кровь, из Пречистых и Божественных Его ребр, во оставление грехов наших истекшая, и живот верным дающая. Радуйся, Животе верных. Радуйся, Свете Святых. Радуйся, Спасение наше, и на небо возведение верою приемлющих Тя. Радуйся, Хлебе животный, духовная Манно, Источничe присноживотного пития неизчерпаемый, насыти душу мою, алчущую и жаждущую Твоим Божественным и сладким причащением, во вся дни живота моего, и в день смерти моея. Аминь. И даждь ми, Господи Иисусе Христе Боже мой, молютися, всегда память Твоих пресвятых страстей, юже в сей Божественной истинного и покланяемого Твоего Тела и Крове Тайне, творити уставил ecu, в сердце и во уме моем водруженну имети, и никогдаже спасенныя страсти Твоя, мене ради подъятыя, и Божественных Твоих кровей излияние, во мне тща и бездельна да явятся: но да будут ми, якоже и всем избранным Твоим, во спасение и живот вечный. Сие изношение из Алтаря Святых Даров знаменует об явление Христово по воскресении Святым женам Мироносицам и потом Апостолам, а чрез них и всему миру: ты убо якоже Мироносицы, умом емлися за нозе Его Пречистая, и лобызай их; ибо здесь в чаше истинное Тело и истинная Кровь Христова. Пение же стиха: Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися нам, знаменует, что мы веруя восстанию Христову, радуемся и торжественно приветствуя поем спасительное Его к нам приближение чрез Святые Таинства, которым и покланяемся с глубочайшим благоговением, яко Самому Избавителю нашему и Богу, грядущему водворитися чрез оные в душах наших.

Когда Священник обратясь к предстоящим и благословляя всех возглашает: Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое: то означает сим благословение Самого Христа Спасителя, данное от Него Ученикам при вознесении на небо 53; почему и ты, сознавая таковое себя Богу присвоение, благодари Святую Нераздельную Троицу, воспоминая все полученные от Нее благодеяния и поклонясь Священнику читай про себя сей стих: Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть.

Когда Священник, вторично показуя Святые Дары в Царских вратах, возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков и идет с оными ко Святому Жертвеннику: то знаменут сим действием вторичное и многажды бывшее явление Христово, по воскресении, Ученикам Своим и всем веровавшим в Него, а потом и на небеса вознесение. Слова же произнесенные Священником означают: что Христос, вознесыйся от нас на небо, пребудет с нами до скончания мира, и во веки веков54; что Он должен быть от нас прославляем всегда за неизреченные Его к нам благодеяния; почему ты во утверждение сего вместе с поющими скажи про себя: Аминь, и потом поклонись до земли Христу воскресшему, и за нозе Его емляся, провождай умом на небеса возносящегося, хваля при том и благодаря Его за получение бессмертных Таинств, молись, да не оставит и тебя без благодати Своей, и да сохранит тебя посреде сетей вражиих живущего, и читай сию молитву: Вознесыйся на небеса, Христе Боже наш, вознеси ум наш, еже оставившим нам плотская мудрования, и земная попечения, Твоим всегда внимати и последовати спасительным повелением. Исполни уста наша хваления Твоего, яко да поем славу Твою, и проч. (См. Молитвы при Божественной Литургии).

После сего Священник или Диакон возглашает Ектению: Прости приимше, и пр. которою возбуждает приобщившихся к усерднейшему благодарению за восприятие Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных и Животворящих Таин, и к прошению от Господа провести мирно и безгрешно весь настоящий день и последующую жизнь. Слова: с миром изыдем, предуготовляющие всех к благополучному исходу из Святого Храма, означают, чтобы мы пребывали всегда в мире с Богом, c своею совестию и со всеми ближними не только в Церкви, но и вне оной. Возглашение: О имени Господни, означает, чтобы вхождение и исхождение наше было всегда благословенно Именем сотворшего нас Господа, и чтобы мы все творили о Имени Его Святом. Молитвою заамвонною Священник изображая внимание Церкви к приношениям верных, призывает на всех благословение от Господа и просит сохранить и освятить всех любящих благолепие Дому Его, даровать мир Церкви Своей, Государю, воинству и всему миру. Пение: Буди имя Господне благословенно от ныне идо века, и чтение Псалма: Благословлю Господа на всякое время, внушает причастившимся и всем предстоящим, чтобы они всегда хвалили, благословляли и благодарили Спасителя и Господа за Его к ним милосердие и щедроты, всегда изобильно ниспосылаемые. А что при чтении Псалма сего раздается от Священника Антидор, то и сие не без таинства; ибо оный раздается в честь и славу Пресвятой Богородицы, от Просфоры, из коей изъят Агнец, или часть во образ Тела Христова. И так изъятием из Просфоры сея части знаменуется Рождение Христа Господа от Девические утробы: Просфора же оная означаешь самую Святую Деву. Сие раздаяние Просфоры называется Греческим словом: Антидор (вместо дара), или вместо самого причастия Тела Христова даяние тебе, яко не удостоились оного причастия, дабы, лишаясь соединения со Христом чрез Таинство оное, не лишились хотя благодатного к Нему приближения чрез Святую Его Матерь, великую заступницу и теплую молитвенницу нашу пред Сыном Своим и Богом.

По раздаянии Антидора, когда Священник, став в Царских вратах, обратясь в народу и призывая на всех благословение от Господа, возглашает: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, ты поклонясь и сказавши тихо во утверждение всего: Аминь, читай сию молитву: Боже, ущедри ны, и благослови ны: просвети лице Твое на ны и помилуй ны; еже познати на земли путь Твой, и получити спасение Твое во веки. Аминь. Благословивши Именем Господним всех предстоящих, Священник, обращаяся потом к Престолу, возглашает: Слава Тебе Христе Боже, упование наше, слава Тебе, воздавая сим славу и благодарение Господу; прославь и возблагодари и ты Христа Бога, сподобившего тебя предстоять во Святом Его Храме, слышать и созерцать всю Тайну Спасительного Его о нас смотрения; возложи на Него все упование твое и моли, да просветит тебя светом благодати Своея, чтобы всегда исполнять заповеди Его Святые. Наконец Священник обратясь к предстоящим, просит от Христа Бога им милости и спасения, представляя в ходатайство и заступление Пречистую Его Матерь и всех Святых; ты покланяяся умоляй Господа принять упоминаемых ходатаев и молитвами их сохранить тебя и всех в мире, тишине и здравии, потом читай сию молитву ко Пресвятей Богородице: Честнейшая и славнейшая всех чиноначалий небесных, Дево Богородице Марие, Бога Слова без истления рождшая! призри на мое недостойное моление, смиренно молюся: со безплотных же Чины и со всеми Святыми, простерши Богоносныя Твоя руки, милостива сотвори ми Сына Твоего, Владыку и Судию и Господа моего, ныне и в день смерти моея, и на страшном суде матерски Того умоли, да одесную Себе поставит мя: можеши бо, елика хощеши, едина сущи Предстательница и Заступница рода Христианскаго.

Получа при отпуске чрез Священника благословение от Человеколюбивого и щедрого подателя Бога, прежде нежели изидеш из церкви читай сии благодарственные молитвы: Благодарю Тя, пренебесный Царю, и всем телом и дцшею моею хвалю, славлю, почитаю и превозношу Тя, яко сподобил ecu мене грешного в сей день в Божественнем сем храме, Божественную Твою и благоприятную, безкровную и словесную, Твоими священными служительми, о наших согрешениях Тебе принесенную и пожертую видети жертву, в воспоминание Пречистых страстей, преславного Воскресения, на небеса возшествия, и страшного паки пришествия Господа нашего Иисуса Христа. ихже ради молю Тя: вся моя согрешения омый, очисти и прости, и даждь ми во вся дни живота моего поминати Твоя благодеяния, и в чистой совести благодарения и мольбы Тебе приносити, безначальному Отцу, со единородным Твоим Сыном, и всесвятым, благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В руце Твоего превеликого милосердия, о Боже мой! вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя, и вся тела и души моея движения, вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, успокоение, и воскресение души и тела моего. Ты же, о премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая благосте, и незлобиве Господи! мене паче всех человеков грешнейшего, приими в руце защищения Твоего, и избави от всякого зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию, и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя: да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков, врагом видимым и невидимым запрети: руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему, и желаний моих краю. Даруй ми кончину Христианску, непостыдну, мирну; от воздушных духов злобы соблюди; на страшном Твоем суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе Творца моего славлю во веки. Аминь.

И так, исходя из церкви, размышляй с кротостью о всем в оной тобою слышанном и виденном, смирись духом и умились сердцем, чтобы не без пользы выйти из Святого Храма, где Господь, по непреложному Своему обетованию присутствует 55 и по величеству Своему прославляется и созерцается умом нашим действительнее, нежели где либо; поскольку самые обряды, Священнослужителями совершаемые во храме, образуют дела Божия, а тем самим Его Святое присутствие в оном. Помни, что Церковь во время Литургии и в прочих Священнослужениях, всегда воссылает молитвы свои ко Всемогущему Богу Отцу, испрашивая благодати Его за заслуги Сына Его, истинного Богочеловека Иисуса Христа, Коего Он не пощадил для спасения нашего; не забудь, что сии заслуги бесконечны и что Бог по милосердию Своему благоволит внимать нам, когда мы о чем просим Его во имя Сына Его56, в Коем все Его благоволение57. Помни, что Церковь есть врачебница духовная, как пишет Св. Златоуст, в которой вояния отвне восприемлемые раны исцеляются, да неисходим убо из нея восприявши новыя; ибо ежели не внимаем Святому Духу, в оной нам глаголющему, то не токмо прежних грехов не омоем, но и новые восприемлем. Убоимся убо да не когда повинны будем гласу оному глаголющу: Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели 58. И потому, простирая моления свои ко Господу, удерживай стремление суетных умствований и плотских помыслов твоих, ведущих в погибель, обуздывая оныя теплою молитвою; отражай леность бодростью и трезвением; удали от себя уныние, разгоняя оное упованием приятия благодати Божией. Благодари Господа от чистого сердца за все благодеяния и милости, излиянные на тебя Спасительною Его страстию и животворною смертию; молись с верою, по слову Христа Спасителя 59, уповая на Его премногую благость и милосердие, да наставит тебя на путь истинный и по благоутробию Своему очистив вся согрешения твоя, соделает душу твою вместилищем добродетелей; да в будущей нескончаемой жизни избавит вечные муки, и сподобит одесную Себе стати с избранными Своими, и да наследиши с ними Царствие Его и вся благая, уготованная любящим Его. Аминь.

* * *

4

Слово Церковь происходит от Греческого Кύριος ἔθνος, значит дом Господень.

6

Кормчая глава VIII, лист 38 правило 5 и 6 Собора Гангрского.

8

Память их церковь совершает Октября в 14-й день.

9

Память его церковь совершает Июня в 1-й день.

12

Дом Мой, дом молитвы есть. Лк. 19:46.

13

Стих, читаемый на Утрени во Св. Четыредесятницу.

14

Смотри Пролог Марта 3 и Апреля 18 при конце и 22 дня.

16

Знамение Креста, на челе полагаемое, в первенствующей Церкви употреблялось не только при молитве и при священнодействиях, но и при всех домашних делах.

18

Беседы на 1Кор. 14:36.

23

Литургия (Греческое) жертва бескровная, в храм торжественно приносима Христианами.

25

Ектения (Греческое) прошение, или совокупление многих бдагопотребных прошений.

29

Прокимен (Греческое) слова, положенный пред другими.

32

Стих, поемый на Утрени Воскресной после славословия Великого.

34

Аллилуиа (Еврейское) значишь: Хвалите Бога.

38

Ин. 13:31 до конца главы 17. Христианин! возвратясь из Церкви употреби несколько минут на прочтение сей беседы Христа Спасителя твоего; она содержит в себе такие Божественные истины, которые ты должен начертать неизгладимыми буквами на твоём сердце, и иметь непрестанно в своей памяти.

41

Антиминс (Греческое) – вместопрестолие.

44

Осанна (Еврейское) спаси, спасение подаждь.

45

Сие творите в Мое воспоминание. Лк. 22:19.

47

Смотри книгу о Священстве.

48

Аминь (Еврейское) – истинно, верно, да будешь так.

53

И воздвиг руце свои, и благослови их. Лк. 24:50.

54

Се Аз с вами Есть во вся дни до скончания века. Мф. 28:20.

55

Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту Есмь посреде их. Мф. 18:20.

56

Аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Ин. 16:23.

57

Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих. Мф. 3:17.

59

Вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам. Мк. 11:24.


Источник: Наставление христианам как должно стоять в церкви во время божией службы с присовокуплением исторического описания о древнем христианском богослужении, где и в какие времена оное совершалось; объяснения о утрени, часах и вечерни; также краткого толкования священнодействий, во время литургии совершаемых, собранное из книг учителей церковных [Текст]. - Москва : В тип. С. Селивановскаго, ценз. 1832. - 100 с.

Комментарии для сайта Cackle