свящ. Л. Петров

Источник

Часть вторая

Указатель статей в сочинениях и журналах по порядку «Записок».

1) о священных местах

О почитании св. храмов Христ. Чт. 1851. Май. О христианских храмах. Хр. Чт. 1847. Ноябрь. Устройство храмов в древности. Пам. христ. древн. кн 8-я. Об усердии к благолепию храмов Божиих. Воскр. Чт. 1852. № 17.

Три части храма. Скриж. ч. I, гл. 2. Дмитревского изъяснение на литургию стр. 41–2. Симеон. Солунского (у Дмитревского) гл. 12. О составных частях храма. Христ. Чт. 1847. Июль.

Освящение храмов, Воскр. Чт. 1845. №. 23. Чин освящения храма, творимый от архиерея. Воскр. Чт. 1851 № 16. Освящение храма. Скриж. ч. 3, гл. 8, стр. 56–71. Основание храма. Скриж. ч. 3, стр. 49–56.

Притвор – место оглашенных, Пам. Хр. древностей– Ветринского кн. 2-й, стр. 124–7. Скриж. ч. 1-я, стр. 37–8. Там объяснялось учение христианское, там же стр. 42. Служатся некоторые службы: 9-й час, повечерие, 1-й час, лития (там же стр. 45). Отделялся от церкви завесами (там же). В нем устроялись скамьи, там же, стр. 47. Вешались била и клепала (там же), Ставятся умершие (там же).

Врата, отделяющие притвор от церкви называются красными и царскими. Скриж. ч. 1, стр. 31. Цари слагали в них свои отличия. Ветр. ч. 3-й стр. 130.

В церкви как располагались молящиеся в древности? Ветр. ч. 3-я, стр. 136–40.

Амвон Скриж. ч. 1, стр. 30 и сл. Симеона Солун. у Дмитревского гл. 18. Изображает камень, с которого ангел благовествовал мироносицам. Скриж. там же. На него могут входить только диаконы и чтецы, там же. Что значит слово: амвон. Дмитрев. стр. 44. С него Златоуст говорил беседы, там же стр. 45. Сокр. Церк. Ист. VI, 5. Созом, VIII, 5.

Солея–возвышение пред иконостасом. Скриж. ч. 1т стр. 28–29. Устроено для преподания евхаристии. Иероним в разговоре христианина с Люциферианом. На Солее могли сидеть диаконы и чтецы. Скриж. ч. 1, стр. 30.

Иконостас. Скриж. ч. 1, гл. 7. Прежде вместо него были сети или решетки. Ветр. т. II, стр. 142. Евсевий, Церк. Ист. X, 4. Расположение икон на иконостасе. Скриж. ч. 2, стр. 71.

Врата средние в иконостасе–царские. Скриж. ч. 1. стр. 31. Южные названы диаконскими там же стр. 32; северные – пономарскими, стр. 33. Что значит отверстие и закрытие царских врат. Скр. ч. 1, стр. 46– 7. Простым людям в царские врата входить нельзя, там же стр. 31.

Завеса по гречески катапетасма, Скриж. ч. 1, стр. 31–2. Что значит отдергивание и задергивание ее на литургии, там же, ч. 2, стр. 104, 141, 146. Отдергивание завесы означает отверзение неба. Кир. Алекс. – толкование на Иоанна гл. 2, стр. 24. Злат, беседа 3-я на послание к евреям. Ветр. ч. 3, стр. 144–5. Завесы были и в других местах храма, там же. Почему отдергивается пред Символом Веры? Сим. Солун. у Дмитревского, стр. 44, пр. 1.

Алтарь Дмитрев., стр. 42, означает небо, как и святое святых. Евр. 8, 5, 9, 24. Иосиф. Флавий Древности книга 3-я, глава 6-я, числ. 4. Когда стали алтарь отделять от церкви? Дмитрев., стр. 48–9. Евсев. Церк. Ист. кн. 10, гл. 4. Лаод. Соб. пр. 19 и 44. Мирянам запрещается в него входить, кроме царя. Трул. Соб. пр. 69. Алтарь по гречески – вима, Скриж. ч. 1, стр. 9. В алтаре нельзя сидеть ни кому, кроме архиереев и священников, там же, стр. 23; какие в алтаре могут быть иконы? (там же).

Престол что означает? Скриж. ч. 1, гл. 3, § 1–4. Симеон. Солун. у Дмитревского гл. 13. Дмптревского толкование, стр. 45–6. Бывает четверочастен и высок. Скриж. ч. 1, стр. 14–15. В Софийском храме имел ступени. Скриж. там же.

Одежды престола: срачица и индития. Скриж. ч. 1, стр. 15–6. Симеон. Солун. у Дмитревского, гл. 14.

Мощи под престолом. Скриж. ч. 1, стр. 16. Дмитрев. стр. 46–7. Симеон. Солун. гл. 16. Христианские собрания были чаще на гробах мучеников. Дмитрев. стр. 46–7.

Сень над престолом. Скриж. ч. I, гл. 4, означает землю и небесную скинию, там же. Устройство сени в Софийском храме. Евсевия жизнь Константина кн. 3, гл. 38.

Антиминс на престоле. Скриж. ч. 1, стр. 17; часть 3-я, глава 8-я. Установлен вместо престола, неудобного к переноске. Скриж. ч. 3. стр. 62. Что значит там же. Об Антиминсе вообще Дмитрев. стр. 62–4. На антиминсе евангелисты. Симеон. Солун. у Дмитрев. стр. 12. Антиминс помазуется св. миром. Скриж. ч. 3, стр. 63–4.

Евангелие и крест па престоле. Скриж. ч. 1. гл. 3, § 5.

Запрестольный крест. Скриж. ч. 1. стр. 17.

Горнее место. Скриж. ч. 1, гл. 5, стр. 21–3. Евсев. кн. X, гл. 4, св. Григорий Богослов в видении о храме Анастасии. Знаменует кафедру Иисусову. Скриж. ч. 1, стр. 22. О горнем месте у Дмитрев. гл. V. стр. 115–6, у Симеона Солун. гл. 15. у Ветринского. Т. II, стр. 145–7.

Жертвенник или предложение. Скр. ч. I. гл. 6. Дмитрев. стр. 47–8. Ветрин. т. II, стр. 163–4.

Боковые пристройки к алтарю. Скр. ч. I. гл. 6. Ветрин. т. II, стр. 164–6.

2) о священных временах

Как по учению И. Христа должно творить милостыню, молиться и поститься. Прав. Собес. 1836. № 3.

Что значит непрестанно молиться. Воскр. Чт. 1856. № 44.

Собеседование Кассиана Римлянина о молитве. Христ. Чтен. 1835 г. Окт., Нояб.

Его же о значении различных часов, назначаемых для общественного богослужения. Воскр. Чт. 1854. № 12.

Василия Великого о часах, в которые особенно следует читать молитвы, там же. 1842 г. № 15.

О временах благочестивых собраний и различных частях богослужения. Ветр. часть 5-я, кн. XII, гл. 8.

Распределение часов дня на молитву. Скриж. ч. 1. гл. 13.

А. О священных временах дневных

Вечерня. Почему с нее начинается ряд дневных служб. Скриж. ч. 1, гл. 13. § 6. Афонасия ответ к Антиоху 53-ий. Для чего служат вечером. Скриж. ч. 1. стр. 77. чин вечерни в служебнике и в уставе церковном в начале Чин вечерни с объяснениями. Скриж. ч. 2, стр. 1–37. О чиноположении ежедневного вечернего богослужения. Ветрпп. часть 5-я, кн. XII. гл. 10. Состав вечернего богослужения. Воскр. Чт. 1840 г. № 20.

Повечерие. Скриж. ч. 1. стр. 77. ч. 2. стр. 37–9.

Полунощннца. Скриж. ч. 2. гл. 3. О полунощном богослужении православной церкви. Воскр. Чт. 1857. № 34.

Утреня. Для чего молятся утром. Скриж. ч. 1. стр. 76. Объяснение утрени. Скрнж. ч. 2. гл. 4. Скр. ч. 2. гл. 4. Состав и содержание утрени. Воскр. чт. 1841. № 13.

О суточном богослужении церковном. Воскр. Чт. 1841. № 34.

Обзор суточного богослужения прав, церкви. Дух. Бес. 1859. № 27.

Б. О священных временах недельных

Понедельник посвящен ангелам. Дни богослужения изд. 1858. ч. 2. стр. 221–2. Вторник св. Иоанну Предтече и пророкам, стр. 222. Среда и Пятница– кресту и страданиям И. Христа, 223–5 стр. Четверг св. Апостолам и св. Николаю там же; Суббота–поминовению усопших стр. 225–6. Священные воспоминания дней седмицы. Воскр. Чт. 1855. № 35.

Воскресный день Дни богослужения, ч. 2. стр. 155– 160.

В. О священных временах годовых

О праздниках вообще. Дни богослужения, ч. 1. стр. 3–16.

День Рождества Христова, там же, стр. 17–31. Амвросия Медиоланского о том, как должно сретать день Рождества Христова. Воскр. Чт. 1853. № 36. Льва папы Римского, слово на Рождество Христово, там же № 37. Праздник Рождества Христова. Христ. Чт. 1849. Декабрь. О приготовлении к празднику Рождества Христова. Воскр. Чт. 1852, № 38. Письмо о праздновании святок. Воскр. Чт. 1851, № 39. Паримии праздника, Воскр. Чт. 1857. № 38.

Обрезание Господне. Дни богосл. ч. 1. стр. 32–36. Дух. Бес. за 1858 г. 1-я ч.

Сретение Господне. Дни богосл. ч. 1, стр. 37–40. Обряд принесения во храм младенца в 40-й день по рождении, по образу принесения во храм Господа нашего И. Христа. Воскр. Чт., 1843. № 43.

Сретение Господне. Дух. Бес. 1858 г., № 5. Ныне отпущаеши раба твоего Владыко. Воскр. Чт. 1844. № 45.

Крещение или Богоявление Господне. Дни богосл. ч. 1. стр. 40–51. Паримии в навечерие Богоявления, или образы крещения. Воскр. Чт. 1843. № 38. Крещение Господа нашего И. Христа. Воскр. Чт. 1840. № 42.

Преображение Господне. Дни богосл. ч. 1, стр. 52– 55. О явлении Моисея и Илии на Фаворе и о гласе Бога Отца: Сей есть Сын мой и пр... Воскр. Чт. 1850. № 16. Богослужение праздника. Воскр. Чт. 1349, № 20.

Вход в Иерусалим. Дни богосл. ч. 2, стр. 87–90.

Праздник Пасхи. Дни богосл. ч. 2, стр. 132–159. Как совершалась пасха в ветхом завете. Дмитрев. стр. 11. Блаженного Августина, почему Пасха есть подвижный праздник. Воскр. Чт. 1843. № 3. О времени празднования Пасхи в древней христ. церкви. Воскр. Чт. 1854. № 3. Письмо о христианских визитах в день св. Пасхи, там же № 1. О начале обыкновения дарить в Пасху друг другу красные яйца. Воскр. Чт. 1843. № 1. Празднование первого дня воскресения Христова св. Апостолами и мироносицами и наше воспоминательное празднование. Воскр. Чт. 1856. № 1. Рассуждение Константина Экономида о начале употребления красных яиц во время Пасхи. Перевод с греческого 1826-го года. Ночь накануне Светлого Христова Воскресения. Воскр. Чт. 1851. № 52. Евангелие на литургии в 1-й день Пасхи. Воскр. Чт. 1941. № 2. Мученическое празднование св. Пасхи. Воскр. Чт. 1845. № 1. Отдание Пасхи. Воскр. Чт. 1845, № 6. Благословение яств в Пасху. Скриж. ч. 4, стр. 152. Артос. Воскр. Чт. 1837. № 5.

Вознесение Господне. Дни богосл. ч. 2. стр. 174– 77. Богослужение на праздник Вознесения Господня. Воскр. Чт. 1839. № 7. О празднике Вознесения Господня, приб. к Твор. Св. Отцев. 1858. № 2.

День св. Троицы и Пятидесятница. Дни богосл. ч. 2. стр. 183–195. Выписка из одной древней церковной книги о том, почему в день Пятидесятницы с литургиею соединяется вечерня. Воскр. Чт. 1843. № 8. О пятидесятнице ветхозаветной и ее отношении к новозаветной. Воскр. Чт. 1840. № 12. Богослужение в день пятьдесятницы, тоже, 1839. № 8. Кассиана Римлянина о том, почему в пятьдесятницу не преклоняют колен, тоже 1845. № 47. Василия Великого о том же, тоже 1851. № 5. Вечернее богослужение в день пятьдесятницы. Христ. Чт. 1853. Июнь. О цветах и растениях в Троицын день. Воскр. Чт. 1837. стр. 67. Письмо о празднике св. Троицы. Воскр. Чт. 1858. № 8.

Нерукотворенный образ И. Христа, Дни богосл. ч. 1. стр. 56. Христ. Чт. 1834 г. Август. Константина Багрянородного о перенесении нерукотворенного образа из Едессы в Царьград. Воскр. Чт. 1843. № 19.

Праздники в честь Креста Господня, Дни богослуж. ч. 1. стр. 60–75. Мысли и чувствования в час воздвижения креста. Воскр. Чт. 1840. № 23. Воспоминание о явлении знамения креста в Иерусалиме. Воскр. Чт. 1839. № 7. Судьба животворящего древа после обретения его св. Еленою. Воскр. Чт. 1853. № 22. Явление креста Равноапостольному Константину и первое крестное знамя. Воскр. Чт. 1855. № 25.

Положение Ризы Господней. Дни Богосл. ч. 1. стр 76. Воскр. Чт. 1840. № 14.

Праздники Богородичные

О почитании Богородицы. Исидора Нелусиота письма о величии Божией Матери Воскр. Чт. 1848 № 19. Амвросия Медиоланского о подражании Пр. Богородице тоже 1851 № 19. Напоминание христианину о покрове Пресв. Богородицы там же № 26. Христианское славословие Божией Матери тоже 1852 № 20. Земная жизнь Божией Матери, как основание нашей надежды па помощь Ея там же № 34. Прокла Константинопольского похвальное слово Пресвятой Богородице тоже 1853 № 31. О Преблагословенной Деве Марии, Матери Господа нашего И. Христа приб. к Твор. Св. О., 1848 г. кн. 4.

О праздниках Богородичных Дни Богосл. ч. I, стр. 81–104. Празд. Чт. 1840 № 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы тоже 1839 № 35.Торжник живоносного источника Пресвятой Богородицы Воскрество и таинство введения во храм Пресвятой Богородицы Воскр. Чт. 1850 № 33 Введение во храм Пресвятой Богородицы Христ. Чт. 1832. Ноябрь.

Праздники в честь св. икон Богородицы Дни Богослуж. ч. I, стр, 105–171. О Владимирской иконе Воскр. Чт. 1846 № 12. О Феодоровской тоже 1844 № 15. Письмо о почитании Пресв. Богородицы в св. Ея иконах Приб. к Твор. св. отцев 1844 кн. 1. О Толгской иконе Воскр. Чт. 1852 № 20. Донской № 21. О Троеручице Воскр. Чт. 1853 № 12; Одигитрии № 15; Грузинской № 18; Лидской № 10; Купятицкой № 31. Казанской Прав. Собес. 1858 декабрь; Положение ризы Богородицы во Влахерне. Воскр. Чт. 1839 № 15. Положение пояса тоже, 1840 № 22.

Успение Божией Матери, как начало Ея прославления, Воскр. Чт. 1851 № 19, Гробница Богородицы тоже, 1843 № 18.

Праздники святых

О почитании Ангелов Дни Богосл. ч. I. стр. 188– 91. Григория Двоеслова об Ангелах Христ. Чт. окт. 1841. Ангелы–друзья человека Воскр. Чт. 1841 № 17. Учение священного писания об Ангелах тоже 1851 № 31. Григория Двоеслова о чинах Ангельских тоже 1846 № 37. Об Ангеле хранителе тоже 1845 № 30. Ангел мира Скриж. ч. 2 стр. 30 Дмитрев. стр. 141. Об Ангелах хранителях приб. к Твор. Св. О. 1849 кн. 4. Дионисия Ареопагита почему небесным чинам усвоено название вестников Воскр. Чт. 1854 № 31.

Празднование Ангелам Дни Богосл. ч. 1 стр. 191– 196. Св. Архангел Гавриил Воскр. Чт. 1853 № 13.

Собор Архангела Гавриила тоже 1844 № 52. Св. Архистратиг Господень Михаил тоже № 33. Св. Златоуста о Серафимах, окружающих престол Божий тоже 1846 №35. Св. Архангел Рафаил тоже 1853 № 30.

Пророки Дни Богосл. ч. 1 стр. 198–9. Св. Епифания Кипрского о пророках, их кончине и месте погребения Воскр: Чт. 1846 № 14.

Праздники в честь св. Иоанна Предтечи Дни Богосл. ч. I. стр. 199–212. Св. Иоанна Предтеча по сказанию четырех Евангелистов Воскр. Чт. 1853 № 23. Жизнь и служение св. Иоанна Предтечи Христ. Чт. 1853 сент. Темница св. Иоанна Крестителя Воскр. Чт. 1854 № 21. Св. Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень Воскр. Чт. 1840 № 43. Сретение главы Предтечи там же № 48. Св. Иоанн Предтеча тоже 1839 № 10. Первое и второе обретение главы Предтечевой тоже 1846 № 46. Церковный праздник 12 октября тоже 1844 № 30. Св. Илия Пророк и св. Иоанн Предтеча тоже 1848 № 15.

День св. Пророка Илии Дни Богосл. ч. I. стр. 213– 17. Предания о св. Пророке Илии Воскр. Чт. 1839 № 18. Блаженного Августина о св. Пророке Илии тоже 1846 № 24. Св. Пророк Илия Христ. Чт. 1851 декабрь.

Апостолы. Дни Богосл. ч. I. стр. 217 – 220. Св. Ипполита о 12 Апостолах. Воскр. Чт. 1845 № 12. О св. 12 Апостолах по сказанию Четвероевангелия и Деяний Апостольских тоже 1852, № 15. Собор св. семидесяти Апостолов Дни Богосл. ч. I. стр. 276– 281. Воскр. Чт. 1853 № 42. Некоторые черты из жизни св. Апостола Петра тоже 1839 № 15. Поклонение веригам св. Апостола Петра тоже 1840 № 44. О св. Апостоле Петре Дни Богосл. ч. I. стр. 220–4. Блаженного Иеронима о св. Апостолах Петре и Павле Воскр. Чт. 1856 № 11. О св. Апостоле Павле Дни Богосл. ч. I. стр. 224–235. Автобиография Апостола Павла Воскр. Чт. 1837 стр. 101. Краткое начертание жизни Апостола Павла 1838 стр. 107. Характер Апостола Павла стр. 122. Свидания св. Апостолов Павла и Петра тоже 1843 стр. 109. Св. Апостол Матфей Дни Богослуж. ч. 1, стр. 256. Св. апостол и Евангелист Матфей, Воскр. Чт. 1847 № 35. Св. Евангелист Марк Дни Богосл. ч. I. стр. 258. Воскр. Чт. 1839 № 37. Св. Евангелист Лука Дни Богосл. ч. I. стр. 259. Сведения о Евангелисте Луке и его писаниях Воскр. Чт. 1853 № 27. Св. Иоанн Богослов Дни Богосл. ч. I. стр. 261. Дух. Бес. 1858 № 19, 20. Воскр. Чт. 1847 № 27. Св. Златоуста о том, за что св. Евангелист Иоанн был особенно любим, И. Христом Воскр. Чт. 1851 № 5. Память св. Апостола и Евангелиста И. Богослова тоже 1850 № 4. Св. Прокла – Похвала св. Андрею Христ. Чт. 1839 ноябрь. Св. Апостол Андрей пред префектом Пелопонесским Эгеатом Воскр. Чт. 1847 № 37. О св. Апостоле Андрее, Дни Богосл. ч. 1. стр. 239.

Равноапостольные: Мария Магдалина, Дни Богосл. ч. I. стр. 281. Св. Жены Миропосицы Воскр. Чт. 1838 стр. 19. Блаж. Августина похвала св. мироносицам в лице Марии Магдалины Воскр. Чт. 1851 № 3. Мария Магдалина при гробе И. Христа тоже 1854 № 1. Св. Мария Магдалина тоже 1858 № 19. Св. Равноапостольный Константин и мать его Елена Дни Богосл. ч. I. стр. 282–94. Св. Равноапостольный Константин, как избранное орудие Божественного промысла к утверждению веры и церкви Христовой, Воскр. Чт. 1847 № 21– 4. Св. Равноапостольный Владимир, Дни Богосл. ч. 1, стр. 294–98. Похвала св. Владимиру в сочинениях русского митрополита Илариона. Обращение великого князя Владимира. Воскр. Чт. 1837 стр. 111.

Святители–св. Василий Великий Дни Богосл. ч. I. стр. 299–310. Дух. Бес. 1858 № 1. Жизнь св. Василия Великого приб. к твор. св. о. 1845 № 1 Григорий Богослов Дни Богосл. ч. I. стр. 310. Дух. Бес. 1858 № 4. Иоанн Златоуст Дни Богосл. ч. 1 стр. 319–332. О трудах Иоанна Златоустого по устройству общественного Богослужения Христ. Чт. 1849 янв. и февр. св. Златоуст в изгнании тоже 1839 стр. 399. Попечения его о распространении христианства в странах языческих тоже 1843 стр. 35. О всех трех святителях в учении об отцах церкви преосв. Филарета во II томе. Св. Николай Чудотворец Дни Богосл. ч. I. стр. 336–40. Память великого святителя Николая Чудотворца Воскр. Чт. 1849 № 37. Гробница св. Николая Чудотворца тоже 1855 № 7. Св. Петр митрополит московский Дни Богосл. ч. I. стр. 344. Приб. к Твор. св. о. за 1844 кн. 1. Дух. Бес. за 1858 г. № 34. св. Алексий митрополит Дни Богосл. ч. I. стр. 348. Приб. к твор. св. о. 1848 г. кн. 1. Дух. Бес. 1858 № 40. Св. Иона Дни Богосл. ч. I. стр. 353. Приб. к твор. св. о. 1846 кн. 2. Дух. Бес. 1858 № 40. Св. Иона митрополит на служении русскому государству Воскр. Чт. 1855 № 13. Праздник трех святителей российских Дни Богосл. I, 354 стр. св. Филипп митрополит тамже 355. Воскр. Чт. 1842 стр. 345. Св. Димитрий митрополит Ростовский Дни Богосл. ч. I. стр. 362, как проповедник, Воскр. Чт. 1850 № 7 и 10; еще о нем Дух. Бес. 1858 № 38.

Мученики: Дни Богосл. ч. I. стр. 369–70. Древние торжества в честь св. мучеников Воскр. Чт. 1850 № 16. св. мученики тоже 1841 стр. 185. Семейства мученические тоже 1842 стр. 175 Семейства мученические в гонение Диоклитиана там же стр. 185. Любовь первенствующих христиан к мученичеству, Воскр. Чт. 1843 стр. 190. О святых мучениках как свидетелях воскресения Христова тоже 1844 стр. 30. Об актах мученических Дух. Бес. 1858 №47. 49. 50. 51. 52. Маккавеи 2 Макк. гл. 7. Дни Богослуж. ч. I. стр. 372. Ст. Стефан первомученик Деян. Ап. гл. 6 и 7. Дни Богосл. ч. I. стр. 375. Св. Фекла там же стр. 375. 14,000 младенцев, избиенных от Ирода 385; Сорок мучеников там же. Св. Георгий и св. царица Александра там же еще: Воскр. Чт. 1841 стр. 29. Св. Великомученица Екатерина Дни Богосл. ч. I. стр. 389.

Преподобные Дни Богосл. ч. I. стр. 391 – 397. Столпники там же стр. 398. Дух. Бес. 1859 № 35. 36. Воскр. Чт. 1838 стр. 195. Антоний Великий Дни Богосл. ч. I. стр. 407. Воскр. Чт. 1840 стр. 402. Евфимий Великий Дни Богосл. ч. I. стр. 412. Воскр. Чт. 1846 стр. 357. Феодосий Великий Дни Богосл. 1, 414. Антоний Печерский тамже 415. Воскр. Чт. 1838 стр. 125. Феодосий Печерский Дни Богосл. I. 418. О них еще в Патерике. Сергий Радонежский Дни Богосл. ч. I. стр. 423.

Разные названия святых Дни Богосл. там же в конце 2-й части Дни Царские кавалерские и викториальные Дни Богосл. ч. I. стр. 468–9. Новый год там же стр. 462–5. О значении церк. молитвословий на новый год Воскр. Чт. 1858 № 40.

Разные роды праздников Дни Богосл. ч. I. стр. 1– 6. Церк. Уст. гл. 47.

Праздничная служба Дни Богосл. ч. I. стр. 6–16 Всенощные бдения там же стр. 7. еще Воскр. Чт. 1846 № 28. Каждение в начале всенощного Скриж. ч. 2. стр. 8. Начинательный Псалом Скр. ч. 2 § 14. Малый вечерний вход стр. 19–25. Лития стр. 31–2; Благословение хлебов стр. 34. Полиелей стр. 49. Целование Евангелия или иконы стр. 51. Великое Славословие стр. 61–2.

Особенности праздничных служб. Службы на день Пасхи Дни Богосл. ч. 2 стр. 143–50 Воскр. Чт. 1839 стр. 3. Служба на день Рождества Христова Дни Богосл. ч. I. стр. 23–9; Воскр. Чт. 1838 стр. 339. Крещение Дни Богосл. ч. I. стр. 45 – 50; Скриж. ч. 4. гл. 16 Воскр. Чт. 1839 стр. 369. Преображение Дни Богосл. ч. I. стр. 54. Освящение гроздия Скриж. ч. 4 гл. 66. недели Вайи Дни Богосл. ч. 2, стр. 90. Благословение Ваий Скриж. ч. 4. гл. 65. Св. Троицы Дни Богосл. ч. 2. стр. 189–90. О цветах и ветвях Воскр. Чт. 1837 стр. 67. Еще в Приб. к Твор. св. Отцев за 1858 или 1859 год. Воздвижение Дни Богосл. ч. I. стр 68. Происхождение честных древ там же стр. 75. О крестном ходе на воду Скриж. ч. 4 стр. 73.

Г. Посты

О посте вообще. Дни Богосл. ч. 2 стр. 1 и след. до 6. О посте из Богослужебных песней Воскр. Чт. 1853 № 40. О посте Приб. к Твор. Св. Отцев 1853 кп. 2. О плодах истинного поста Воскр. Чт. 1853 № 53. Учение о посте из Богослужебных песней 1-й Седмицы Вел. поста. Тоже 1851 № 45. Пост Христ. Чт. 1842. Март. О посте Воскр. Чт. 1840 № 11 О пользе и силе поста тоже 1839 № 21. В чем состоит истинный успех поста Воск. Чт. 1838 стр. 589. Сущность поста. Тамже стр. 429.

Четыредесятница. Важность Четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 196. Почему она установлена, там же 199– 200. О Четыредесятнице Дни Богосл. Ч. 2 стр. 7–18. О святом провождении Четыредесятницы Воскр. Чт. 1843 № 48. Церковные правила о посте в Четыредесятницу тоже 1840 № 51. Как древние Христиане постились в Четыредесятницу, Хр. Чт. 1839 Февр. Древнее употребление четыредесятницы Воскр. Чт. 1839 № 47. Св. четыредесятница Воскр. Чт. 1844 № 50. Приготовительные недели к четыредесятнице Скриж. Ч. 2 стр. 198. Приготовление ко Св. Великой четыредесятнице Воскр. Чт. 1843 № 42. Церковное приготовление к Великому посту тоже 1841 № 41. Счет дней четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 200 – 7. Четыредесятница–десятая часть года Воскр. Чт. 1842 г. стр. 448. В каком отношении четыредесятница наз. десятою частью года и пр. Воскр. Чт. 1842 № 54. Письмо о счислении дней св. четыредесятницы тоже 1850 № 55. Дни Богос. Ч. 2 стр. 7.

Богослужение в четыредесятницу. Богослужение 1-й и прочих седмиц В. поста Воскр. Чт. 1841 № 45 и след. Молитва св. ЕФрема: Господи и Владыко тоже 1839 № 58. Чтения из книги Бытия во св. четыредесятницу Воскр. Чт. 1848 № 50, 51, 52, 55. Богослужение православной Церкви в недели приготовительные к Великому посту и в самый пост Христ. Чт. 1846 Февраль. Некоторые обряды, относящиеся ко св. четыредесятнице Воскр. Чт. 1844 № 53. О значении поклонов св. четыредесятницы. Воскр. Чт. 1850 № 55. Прощеный день дни Богосл. Ч. стр. 51. Сырная седмица Дни Богосл. Ч. 2 стр. 49 Скриж. Ч. 2 стр. 198. Покаяния отверзи ми двери Воскр. Чт. 1844 № 41. Иконоборство Воскр. Чт. 1857 № 52 и пр. Феодор Тирон Скриж. 2,223. Церковное употребление анафемы Воскр. Чт. 1839 № 46. Неделя православия Хр. Ч. 1851 Март. Святого Григория Паламы о свойстве света, виденного Апостолами на Фаворе Воскр. Чт. 1852 №16. Св. Григорий Палама и Варлаамиты тоже 1859 № 51. Размышление в неделю Крестопоклонную Дух. бес. 1859 №11. Черты из жизни Преподобного Иоанна Лествичника Хр. Чт. Март 1853. Лествица там же. Лествица Апрель. Преподобный Иоанн Лествичник Воскр. Чт. 1849 № 49. Суббота Акафиста Скр. 2, 58. Дни Богосл. 1,104; 2 ч. стр. 79–83; Воскр. Чт. 1837 стр. 416. Акафист Богородице Приб. к Твор. св. О. 1855 кн. 2. Память Преподобной Марии Египетской Воскр. Чт. 1854 № 50. Богослужение в первые три дня Страстной седмицы Воскр. Чт. 1841. Иуда предатель Воскр. Чт. 1839 № 52. Чин св. умовения ног Воскр. Чт. 1851 № 51. Скриж. ч. 2 стр. 158–60. Дни Богосл. ч. 2 стр. 103–4. Умовение ног Апостолам Воскр. Чт. 1843 № 29. Совершил ли И. Христос Пасху Иудейскую на последней Вечери своей с учениками Приб. к Твор. Св. О. 1853. кн. 3 Страстное шествие Г. Η.И. Христа от Гефсимании до Голгофы и беззаконный суд над ним Иудеев Воскр. Чт. 1854 № 52. Св. Великая Суббота Хр. Чт. 1850 Апрель. Канон Великой Субботы Воскр. Чт. 1857 № 52.

Посты Петров, Успенский и Рожественский. Скриж. ч 2. стр. 207–212; дни богосл. ч. 2. стр. 26–32. Камень веры стр. 855–6; письмо к другу пред наступлением Петрова поста. Воскр. чт. 1847 № 10. Посты Петров, Успенский и Рождественский. Тоже 1837 стр. 77, 135,271. Пост Среды и Пятка. Скриж. ч. 2. стр. 212–3. Дни богосл. ч. 2. стр. 37. Воскр, чт. 1839 № 37. Апост. прав. 69. Почитание Среды и Пятка в древнем Русском народе Правосл. Собес. 1859, Февраль. Пост в день Воздвижения. Дни богосл. ч. 2. стр. 34–6. в Иванов день стр. 36. Сочельники. Дни богосл. ч. 1, стр. 25 и сл. ч. 2, стр. 36. Сплошные недели. Дни богосл. ч. 2. стр. 37–9. Скриж. ч. 2. стр. 213–6. Ослабление поста в Субботу. Апост. пр. 64. Пост. Апост. кн. VII, гл. 24. Дни богосл. ч. 2, стр. 229–30, Воскр. Чт. 1847, стр. 317.

Д. Поминовение усопших

Поминовение вообще. Св. Златоуста против великолепных погребений и о пользе милостыни за умерших. Воскр. Чт. 1851. № 4. Его же о молитве за усопших. Воскр. Чт. 1852. № 30. О скорби по умершим и о поминовении их. Тоже 1840, № 48. Блаж. Августина слово о памяти по умершим. Тоже 1848 № 48. О смерти и о состоянии душ по разлучении от тел. Приб. к твор. Св. О. 1850, кн. 1. Церковное определение о поминовении усопших. Грамоты Вост. Патр.

Времена поминовения за Литургиею. Скр. ч. 2, стр. 101–2; 170. Дмитрев. стр. 169–170. В 3-й, 6-й и 9-й и пр. день почему Камень Веры, изд. 1730 стр. 635. Дни богосл. ч. 2, стр. 232–4. Скриж. ч. 4, стр. 122–6. В субботы Великого поста. Скриж. ч. 2, стр. 223–4. Дни богосл. ч. 2, стр. 26. Родительские субботы, там же, стр. 234–40. Скриж. ч. 2, стр. 224. Коливо или кутья. Дни богосл. ч. 1. стр. 371, пр. 3, пр. 5. Камень Веры стр. 637. Скр. ч. 4, стр. 126–7. Панихиды, там же и пр. 128–9. Краткое сведение о днях поминовения усопших. Воскр. Чт. 1841, стр. 386.

3) о священных лицах

Права и обязанности священных лиц в Грамотах Восточных Патриархов. Также в сочинениях по Каноническому праву и Догматическому богословию. Древние чины Церковные у Ветринского в Памятниках Древней Христ. Церкви, кн. II и III. Посвящение на церковные степени, в Скрижали ч. 3-я, гл. 1–6. У Симеона Солунского (по Дмитревскому) гл. 19 и след. Отдельные статьи в журналах: Иерархия Ветхозаветной Церкви Христ. 1839. ч. 3. Чин священной хиротонии во Епископа. Воскр. Чт. 1850 № 32. Чин Архиерейского служения. Литургии. Тоже 1853 № 25.

4) о священных вещах

О священных одеждах. Хр. Чт. 1848. Май. В частности об ораре Скр. 2, 22. 72, 73, 119, 175. Дмитрев. стр. 53. Симеон. Солун. гл. 24. О стихаре Скриж. ч. 2, стр. 71–2. Дмитрев. стр. 50, 54. Симеон Солун. гл. 23. О поручах. Скриж. ч. 2, стр. 75–6; Дмитрев. стр. 57. Симеон Солун. гл. 27. Об Епитрахили. Скриж. ч. 2, стр. 76–7; Дмитрев. стр. 55–5; Сим. Солун. гл. 25. О поясе. Скриж. ч. 2, стр. 77. Дмитрев. стр. 52; Сим. Солун. 26 гл. О набедреннике и палице. Скриж. ч. 2, стр. 77. Дмитрев. стр. 58. Сим. Солун. гл. 26. О Фелони Скриж. 2, 21, 26, 79–80, ч. 3, стр. 7. Дмитрев. стр. 55–6. Сим. Сол. гл. 28. О саккосе Скриж. ч. 2, стр. 80–1; Дмитрев. стр. 58; Сим. Сол. гл. 28. Об Омофоре. Скр. ч. 2, стр. 82–3; 2, стр. 114. 138. 124. Дмитров. стр. 120. Сим. Сол. гл. 40. 46. 53. О Митре. Скриж. ч. 2, стр. 83–4; Дмитрев. стр. 52; Сим. Сол. гл. 31. О жезле Архиерейском в обличение мнимых Старообрядцев. Хр. Чт. 1853. Декабрь.

О Богослужебных книгах вообще: о важности Богослужебных книг Прав. Церкви в догматическом отношении. Хр. Чт. 1851. Июль. О богослуж. книгах. Воскр. Чт. 1842. стр. 157. Приверженность св. мучеников к Свящ. книгам. Тоже. 1854 № 29.

О происхождении Четвероевангелия. Воскр. Чт. 1846. № 10. Подлинность четвероевангелия. Хр. Чт. 1846. Май. Минея общая. Воскр. Чт. 1839. стр. 265.

Афанасия Александрийского послание к Маркеллину о толковании псалмов. Твор. Св. О. 1851. кн. 1. О чтении псалтири по умершим. Воскр. Чт. 1854. № 48. 51. Значение и употребление Псалтири в древней Новозаветной Церкви. Воскр. Чт. 1849. № 50. Песнь степеней, тоже. 1857. Д» 41. 52.

Триодь постная. 1838, стр. 343. Цветная. 1839, стр. 40. Еще 1844 стр. 53. 78.

О Святых иконах. Изображения в Ветхом Завете. Исх. 28, 36, 25, 18, 19. Чнсл. 21, 8, 3. Цар. 6, 35. Свидетельства о древних иконах: о нерукотворенном образе. Чет. Мин. 16 Авг. Медный образ Иис. Христа. Евсевий «Церковная история» кн. 7. гл. 18. Петра и Павла. Там же, Ангелов. Дион. Ареоп. О небесной Иерархии гл. 15. Св. Афанасий Александрийский упоминает об иконе Спасителя в Бернте. Иконами украшал храмы св. Павлин Ноланский. Филар. об отцах Церкви. Т. III. стр. 48–9 Повествование о восстановлении иконопочитания. Христ. Чт. 1835. Февр. Григория Омиритского разговор с Евреем о чествовании св. Икон. Воскр. Чт. 1851. № 45. И. Дамаскина об иконах, там же, № 46. Димитрия Ростовского о поклонении св. иконам. Тоже. 1853 № 50, Феодора Студита, поучение об иконопоклонении. Воскр. Чт. 1850 № 50. Письмо об иконопочитании. Хр. Чт. 1857. Март. Иконоборство. Воскр. Чт. 1857. № 43, 45, 46, 47.

О священных вещах вообще. Христ. Чт. 1851. Янв. Вещи, необходимые для Литургии: Дискос и потир. Дмитрев. стр. 59. Скриж. ч. 2, стр. 92 и след. Копие. Дмитрев. стр. 65; Скриж. 2, 89; Лжица. Скриж. 2, 185–6; означает угль, приложенный к устам св. пророка Исаии. Дмитрев. стр. 193. Но какому случаю введено Камень Веры. Ч. 1, гл. 7. о св. Евхаристии. Звездица. Скриж. ч. 2, стр. 102–3; Дмитрев. стр. 60–1. Губа. Дмитрев. 65–6. Воздухи. Скриж. ч. 2, стр. 103, 141. 138. Дмитрев. стр. 148.–61. Сим. Солун. гл. 39. 44. Дарохранительница. Скриж. ч. 1, стр. 18. Памятники Христ. Церкви, Ветринского т. 2, стр. 154.

О том, что нужно в крещении. Ветхозаветное обрезание и Новозаветное крещение. Воскр. Чт. 1846, стр. 340. О крещальнах, там же, стр. 346. Изъяснение обрядов, сопровождающих свят. крещение. Тоже. 1841, стр. 348. Изъяснение некоторых обрядов крещения. Тоже. 1838, стр. 328. О крещении в Скрижали ч. 4, гл. 5–8. О таинстве крещения. Христ. Чт. 1851. Январь. Св. у Григория Двоеслова о неповторяемости крещения. Воскр. Чт. 1848, № 36. Св. Дионисия Ареопагита о крещении. Тоже 1857. № 39. О крещении младенцов. Приб. к твор. св. о. 1857, кн. I. Обзор церковных постановлений о крещении и миропомазании. Прав. Собес. 1859. Янв. Февр.

О миропомазании. Скриж. ч. 4, стр. 37–40. Употребление св. мира при освящении храмов. Скриж. ч. 3, стр. 63–4; 65. При обращении ко Христу от иноверия. 4 часть, стр. 179–82. Погребаемых помазывали. Дни богосл. ч. 2, стр. 101. Миро, изливаемое от мощей Скр. ч. 4, стр. 158–9. Чин приготовления и освящения св. мира. Воскр. Чт. 1847, стр. 521. О таинстве миропомазания. Тоже. 1845 № 5. Христ. Чт. 1851. Февраль.

Обряды при посвящении на священные степени. Скр. ч. 3. Совершение брака. Скриж. ч. 4, гл. 11–3.

Вода и ее употребление в богослужении: Очистительная вода в Ветхом Завете. Числ. 9, 1–9. Освящение воды во времена апостолов. Пост. Апост. кн. VIII, гл. 29. Освящение воды для крещения. Скриж. ч. 4, стр. 28–9. Малое водоосвящение, там же, стр. 73–6. Примешивается к вину в Евхаристии холодная. Скриж. ч. 2, стр. 28; а потом теплая, стр. 178. Возливается теплая вода на престол при его освящении. Скриж. ч. 3, стр. 61. Великое водоосвящение. Скр. 4 ч., стр. 78–82. Дни богосл. ч. 1, стр. 48–50. Освящение воды в Преполовение. Там же, ч. 2, стр. 169–70. Свойства воды, освященной в навечерие Богоявления. Уст. церк. в этот день.

Хлеб и его употребление. В Евхаристии–Агнец. Скр. ч. 1, стр. 96. Дмитрев. стр. 78–9. Хлеб кругловидный. Епиф. Кипрский в Анкорате, числ. 51. Печать четвероугольная. Скриж. ч. 2, стр. 96–7. Дробится на 4 части, стр. 176. Хлеб квасный. Скр. 2, 97; Дмитрев. стр. 12, 13, 184. Сим. Сол. стр. 52. Чудесное знамение над просфорою. Воскр. Чт. 1856. № 15. Печать на просфоре. Скр. ч. 2, стр. 89–90. Антидор. Толкование Сим. Сол. у Дмитрев. стр. 55; дают его не причастившимся, Дмитрев. гл. 12; внешние останки от Агнца изображают утробу Богоматери. Дмитр. стр. 199. Антидор есть остаток от вечери любви. Пост. Апост. кн. VIII, гл. 13. Благословенные хлебы на всенощных. Скр. ч. 2, стр. 34–5. Дни богосл. ч. 1, стр. 8.

Вино в Евхаристии виноградное. Мат. 26 гл. 29 ст. Скриж. ч. 2, стр. 98. Дмитрея. стр. 14. Вино с елеем в елеосвящении. Скриж. ч. 4, стр. 67. Дается пить при венчании, стр. 59; соединяется с розовою водою при освящении храма, ч. 3, стр. 61.

Елей. Елеем помазывают в праздники. Скр. ч. 2, стр. 33; Елей при крещении, ч. 4, стр. 24, 31. Елеосвящение над умершими. Скр. 4, стр. 117. Совершается иногда и над здоровыми, именно в великий четверток, там же, стр. 63. Елеопомазание из лампады у иконы праздника или святого, стр. 187. О елеосвящении в древности. Памят. Христ. церкви, ч. 10, кн. XXII, гл. 1. Коливо Дни Бог. 1, 371. Скриж. 4, 128–8.

5) о составных частях богослужения

Составные части словесные

О чтении Свящ. Писания при Богослужении Хр. Чт. 1846 Июль. Св. Кесария Беседа о прилежном слушании Священ. Писания Воскр. Чт. 1853 №29. Древний порядок чтения Свящ. Писания при Богослужении Дмитрев. стр. 118–9. Древние Христиане при чтении Св. Писания сидели Там же. Григория Нисского о том, почему так приятно для всех чтение Псалтири Воскр. Чт. 1840 № 17. Похвала Св. Отцов Псалтири тоже 1839 № 47. Церковное употребление пятикнижия Моисеева также 48. Чтение из книги Бытия во Св. четыредесятницу тоже 1848 № 50–55. Св. Афанасия Александрийского письмо к Маркеллину о толковании псалмов Твор. Св. О. 1854 кн. 1. О чтении Псалтири по умершим Воскр. Чт. 1854 № 48. 51. Значение и употребление Псалтири в древней Новозаветной Церкви тоже 1848 № 50. Употребление книги Псалтирь в древнем Русском народе Прав. Соб. 1857 № 4. Чтение Евангелия при обыкновенном Богослужении Скриж. ч. 2. 91, 128–9.

О поучениях. Св. Златоуста о приготовлении к слушанию проповедей Воскр. Чт. 1845 № 34. Пример И. Христа, освятившего толкование чтений Свящ. Писания Лук. 4, 16–21; Пример Апостолов Деян. Гл. 2 стр. 14–36; Гл. 20 ст. 20, 31. В первые века поучение говорилось сряду по Евангелии Дмитрев. стр. 25 Пост. Апост. VIII, 5; Собрание сочинений студентов Киев. Дух. Ак. Т. I: о проповедании в древней Христ. Церкви стр. 260 – 61; изд. 1839. Златоуст перенес проповедь к концу литургии там же. Прежде проповедовали одни епископы, а потом стали поручать образованнейшим пресвитерам и диаконам, Нам Древ. Христ. Ц. Т. I. стр. 38 – 40. О проповедническом служении Пастыря Церкви Воскр. Чт. 1851 № 23–5. Русские древние проповедники см. у Филар. обзор Русской духовной литературы.

Молитвы. В первые века составляли сами предстоятели Церквей Дмитр. стр. 96 Прежде все молитвы литургии читались вслух стр. 133; Хр. Чт. 1849 Февр. стр. 92. О рассеянности во время молитвы тоже 1834 Ноябрь. О важности Церковных молитв на разные случаи тоже 1851 Ноябрь. О древнем употреблении молитвы Господней Воскр. Чт. 1839 № 4. Чтение молитвы Господней на литургии Дмитрев. стр. 177–9; объяснение Молитвы Господней Скр. Ч. 2 стр. 6 Ее не произносили оглашенные Пам. Хр. Ц. Т. I, стр. 23.

Пение. Анатолиевы (восточные) стихиры. Кто был Анатолий Филар. об Отцах Ц. Т. III § 227. Что писал и почему его стихиры названы очнымивост там же Антифоны. В древности пелись в начале Литургии Дмитр. стр. 102–5. Введены Игнатием Богоносцем Сокр. Ц. Ист. кн. 6 гл. 8. потом еще Василием Великим Филар. об отцах Ц. Т. 2, Амвросием Меоиоланским и Св. Златоустом против Ариан там же об Антифонах Сим. Сол. по Дмитревскому стр. 28, 29; Скриж. Ч. 2 стр. 102–10. Об Антифонах Воскр. Чт. 1851 № 30. Блаженны Дмитр. стр. 105, 106. Скриж. Ч. 2 стр. 110–2; Единородный Сыне Дмитрев. стр. 104 – 5. Икос Скр. Ч. 2 стр. 59, 60. Ирмос стр. 55, 56. Катавасия 57. Кондак 59, 60. Непорочны 41, 49; Ч. 4 стр. 105; Отпустительные тропари Скриж. ч. – 2 стр. 33 – 4. Подобны тоже почти, что Ирмосы Скр. Ч. 2 стр. 55–7. Причастен 175; Дмитрев. стр. 187. Прокимен Скриж. Ч. 2 стр. 25, 125. Дмитрев. стр. 118, Светилен Скр. Ч, 2 стр. 60, 61. Славословие когда составлено малое Скр. Ч. 2 стр. 4; Великое стр. 61–3; Степенны Скр. Ч. 2 стр. 49 – 50; Стихиры разного рода там же. Трисвятое Скр. Ч. 2 стр. 3–4;119; Ч. 4. 104 стр. Дмитрев. стр. 100 – 4; Хвалитны Скр. ч. 2, 61. Эксапостиларий Скр. Ч. 2, 60–1; Ч. 4: 66 стр. Седален 2, 57–1.

Отпусты и возглашения иерейские. Отпусты Скриж. Ч. 2 стр. 36–7; 104; Дмитр. стр. 202–4; Возгласы тоже что Славословия Дмитр. стр. 101. Различие начинательных возгласов Скр. Ч. 2 стр. 107–8; Возгласы, произносимые вслух, оканчивают молитвы, произносимые тайно Дмитрев. стр. 104

Отдельные, часто употребляющиеся выражения: вонмем что значит Скр. Ч. 2 стр. 124 Аллилуя что значит Скр Ч. 2 стр. 46 Сим. Сол. (у Дмитр.) гл. 38; В честь кого поется Скр. Ч. 2 стр. 48; 127. Дмитрев. стр. 120 – 1. Мир всем Скр. Ч. 2 стр. 124; Дмитр. стр. 116–7 Премудрость прости Скр. Ч. 2 стр. 24; Дмитр. стр. 108–9 Аминь Дмитрев. стр. 95; Скр. Ч. 2 стр. 160.

Составные части, совершаемые руками

Иерейское благословение. Смысл его. Дмитрев. стр. 202–3, примеч. О благословении в литургии Апостольской, там же. Архиерей благословлял двумя руками, там же. Аарон благословлял двумя руками. Лев. 9, 22, слова, произносимые при Ветхозаветном благословении. Числ. 6, 23–4. Благословение одежд при облачении. Скр. ч. 2, стр. 73–4. О благословениях ветхозаветных и новозаветных, приб. к твор. св. отц. 1848. № 4. О благословении трапезы. Воскр. Чт. 1848. № 26. О благословении церковном вообще, тоже. 1857. № 17. 1859. № 46.

Возложение рук. Скр. ч. 3, стр. 1; ч. 3. стр. 18–9; ч. 4. стр, 14–5. 72,

Осенение свечами. Скр. ч. 2. стр. 115–6; крестом и дикирием, стр. 120; свечою и кадилом. 228.

Каждение в ветхом завете. Исх. гл. 30, 7, 8. Дым – означает славу Божию. Исх. 40, 33, 34, 3Цар. 8, 11.–Христово благоухание. Скр. ч. 2, стр. 127.–благодать, данную Апостолам, стр. 190. Почему кадят на Господи воззвах. Скр. ч. 2, стр. 16–18; На Проскомидии. 86–7; 88, 90; пред Евангелием. Сим. Сол. гл. 39; над водою при крещении. Скр. ч. 4, стр. 27; над умершими, стр. 102–3. Фимиам. Воскр. Чт. 1856. № 43.

Омовение рук в литургии. Скр. ч. 2. стр. 88; 135. Дмитрев. стр. 76–7.

Дуновение. Скриж. ч. 4. стр. 13–4; 19, 29.

Звон. О колоколах. Скриж. ч. 4. гл. 21. § 3. стр. 112. Бароний лето. 865; Пам. христ. церкви, т. 2. стр. 180–1; на Афоне било Барского путешествие, стр. 154; звон к Достойно – Щит веры патриарха Всероссийского Иоакима. Скриж. ч. 2. стр. 152; Ныне в Греции в притворе висят била и клепала. Скриж. ч. 1. стр. 47. О зове к богослужению в христ. церкви. Воскр. Чт. 1845. № 5.

Крестное знамение–над оглашенными. Скриж. ч. 4. стр. 4, 14; Над водою в крещении, 28–9. Действие крестного знамения св. Епифаний в Панарии. О крестном знамении и силе его. Воскр. Чт. 1842. № 52. О необходимости крестного знамения. 1848 № 43. Нила подвижника о силе креста и крестного знамения, тоже. 1843. № 28. Кирилла Иерусалимского о кресте и о крестном знамении, тоже 1851 № 52. Для чего при молитве мы осеняем себя крестным знамением, тоже. 1858. № 50.

Главоприклонение. Дмитрев. стр. 179. Скриж. ч. 2, стр. 30, 172, 3; оглашенные с приклоненною главою получали благословение. Пост. Апост. VIII. 6, 7, 8.

Поклоны и метания. Скриж. ч. 2. стр. 85–6. Значение поклонов и разные их виды. Уст. Церк. послед. 1-й седм. В. Поста.

Коленопреклонение в праздники не бывает. Дни Бог. 1, 9. Коленопреклонение в пост. Дни Богосл. ч. 2. стр. 21–2. Св. Кесария о преклонении колен во время молитвы. Воскр. Чт. 1851. № 48. Кассиана Римлянина о том, почему в Египте в пятидесятницу не преклоняют колен. Тоже. 1845. № 47. Св. Василия Великого о том, почему в пятидесятницу и во все Воскресные дни молитвы совершаются без коленопреклонений. Тоже. 1851 № 5.

Целование взаимное и священных вещей: Евангелия на утрени. Скр. ч. 2. стр. 51; Евангелия пред началом литургии, стр. 105; – Икон на царских дверях по малом входе 116; Потира по причащении 183; рук и колен Архиерея при посвящении ч. 3, стр. 15. Архиерея в плечо, 30–1. Умершего, ч. 4, стр. 106. Целование мира. Дмитр. 143–5. В первенствующей церкви на литургии, стр. 26; пред Символом Веры. Сим. Солун. (у Дмитр.) гл. 50. В Пасху. Дни Богосл. ч. 2. стр. 143. Воскр. Чт. 1854. № 2.

Круговое хождение в крещении. Скр. ч. 4. стр. 40. в браке. Скр. ч. 4. стр. 59; при поставлении на священную степень. Скр. ч. 3. стр. 13, 14 и пр.

Крестные ходы. Скриж. ч. 4, стр. 44 – 6. Воскр. Чт. 1839 г. № 20.

Прочие молитвенные действия, относящиеся к тому или другому священнослужению, должны быть объясняемы при объяснении этих тайнодействий; указание на них подразумевается там, где указано вообще то, что нужно при совершении известных служб. Не упомянуто в указателе об обрядах при совершении погребения. Чтобы не пропустить ничего, в заключение укажем место, где можно найти объяснение обрядов погребения. Скриж. ч. 4. гл. 20–23. О священных обрядах, относящихся к усопшим. Дух. Бес. 1859. № 43, последование погребения священников. Воскр. Чт. 1842. № 14. Исходное последование мирских людей, там же № 41. Чин погребения младенческого. Тоже. 1846 № 45. Об обрядах, совершаемых при погребении православных христиан. Христ. Чт. 1845. Сентябрь. Погребение усопших у древних евреев. Воскр. Чт. 1858. № 29.

Этим мы оканчиваем «Указатель», предлагая его как вспомогательное средство для тех, которые о предметах, изложенных в «Записках», хотели бы узнать подробнее и познакомиться с основаниями того, что здесь изложено. Говорим наперед, что в этом Указателе изложено далеко не все, доселе написанное на русском языке о Богослужении. Подобный полный указатель был бы истинною находкой и для учеников и для законоучителей и даже для всякого мирянина, у кого есть порядочная Богословская библиотека и получаются один или два духовных журнала. Пока такого указателя нет, может принести пользу и представленный нами. Хотя составление указателя принадлежит к числу механических трудов, но мы ему придаем большее значение, нежели «Запискам». Он, во первых, подробнее, во вторых–в нем можно найти основания того, что в «Записках» говорится голословно: так что на основании указателя каждый законоучитель может очень легко или исправлять или записки, или даже составлять свои собственные. Во всяком случае и «Записки» и «Указатель» мы составили из доброго желания принести пользу мирянам в изучении Богослужения Православной Церкви.


Источник: Санкт-Петербург. В типографии Лермантова и комп., Караванная, д. № 24. 1860. Печать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, 21-го Октября 1860 года. Цензор архимандрит Феодор

Комментарии для сайта Cackle