Св. Преподобномученику Анастасию Персянину (Января 22-го)137
Кондак, глас 2-й.
Просияв присносветлым Сиянием от Персиды, ты последовал течению мысленнаго Солнца (τοῦ νοητοῦ Ἡλιόυ), Анастасе, великий чудотворце (θαυματοκράτορ), украсивший собою сонм (θέατρον) подвижников; молися за нас, мучениколюбцев теплейший предстателю.
Икосы:
(Τὰ δῶρα) Древле волхвы, от земли Персидской пришедшие, принесли Господу дары во граде Вифлееме; ныне же мученик сей источает капли кровей своих, как многоценное миро: посему каждый (притекающий к нему) обогащается от него дарованиями чудес и различными цельбами, во спасете душе и телес. Почему все мы к нему вопием: «Молися за как, мучениколюбцев теплейший предстателю.
(Ὁρμῶμαι) Начну говорить кратко о подвигах и борьбах, какия принес ты к Богу, – желая прославлять тебя не помногу (ἐκ μικροῦ); ты же подаждь мне пламень словесе, божественный Анастасе; сам подай начатки (άρχάς) уясни мой язык, просвети дух мой лучами святых молитв твоих, для достойнаго пения тебе, мучениколюбцев теплейший предстателю.
(Ὑπῆρξε) Чудно было имя138, которое получил ты свыше, блаженне: ибо честный Крест, озаривший тебя в Персиде, исхитил тебя от тьмы отеческаго нечестия; соделав тебя (θέμενος) сияющим, как солнце, чрез крещение во Христа, он (крест) явил тебя далеко известным сыном света, показал тебя чадом Божим, поистине – ревнителем благих дел. Почему все мы вопием к тебе: «Молися за нас, мучениколюбцев теплейший предстателю.
(Σίυ ἄίρεις) Ты возносишься от славы к славе: ибо, тотчас по приятии сей благодати (крещения), приемлешь другое просвещение – жизни монашеской, богомысленне; и, вот, на пути подвижничества, по долгу послушания (ἐξ ὑποταγῆς), ты переносишь искушения, борьбы, среди которых, просияв добродетелями, ты превосходишь оных сподвижников своих, –139 более, чем, они, сияешь славою, чудным образом предвозвестив, притом, имеющее совершиться в будущем (τὰ ἐξῆς)140, для достойнаго воспевания тебе, мучениколюбцев теплейший предстателю.
(Оὐ στέργων, μάκαρ, τὸν πόθον) Не выдерживая всей полноты любви (своей к Богу), ты, Христов агнец, исходишь от пещеры (τής μάνδρας)141, дабы сразиться с волками. Странное чудо! Приближаясь к зверям, как агнец, ты, однако же, не устрашаешься их (подлинно, велик Пастырь, Господь всех!). С таким дерзноветем (о Христе) приемля кончину, ты соделался добровольными приношением Господу (προσφορὰ). Почему, воспевая, взываю к тебе: «Ты мучениколюбцев теплейший предстатель.
(Ἄσμα) Принося тебе песнь песней, вопию: «Приклони милостиво ко мне, преподобномучениче, ухо твое, спасая тебя воспевающих; ниспосли благодать совершающим с верою святую память твою, преславне; вместе с тем ущедри беднаго песнопевца твоего, соорудившая благолепный (περικαλλῆ) храм во имя твое142, сохраняя мя от всякаго вреда, ты, мучениколюбцев теплейший предстателю.
* * *
Примечания
Переведено из Anal, sacra к, Питры, которым заимствовано из Корзинского кодекса. Что касается до вопроса, кому, с наибольшею вероятностью, можно приписать cиe песнопение: то, посему, заметим, что Питра, в своих примечаниях, выражает не малое сожаление о том, что не включил сего творения, в свое время, к числу песнопений принадлежащих св. Феодору Студиту; потому что из начальных букв каждого икоса он даже производить следующий акростих: ΤΟΥ˜ Σ τουδί-Ου Ἄσμα. Мы довольно соглашаемся с сим мнением, тем более, что в семь творении встречаются некоторый особенные слововыражения, которые можно приписать только сему песнописцу, как например: ἀείφωτον, θαυματοκράτορ. В приведенных словах невольно слышится звук песни Студитовой, для всякого, кому хорошо известны кондаки и икосы св. Федора Студита, написанные в похвалу св. великим святителям и, между ними (говоря по отношению к слову: θαυματοκράτορ) святителю Николаю Мирликийскому, которого он изобразил, как преимущественно величайшего из всех святых чудотворца. – В Афонском кондакарие сих кондака и икосов нет. – Св. Анастасий был родом Персиянин; обратился к вере во Христа по собственному размышлению. Поводом к обращению его из язычества были многоразличный чудеса и знамения от древа, креста Господня, взятого, в его время, в плен царем персидским Хоздроем. Это было в первой половине VII в. по Р. Хр., в царствование греч. императора Ираклия. Чудеса, бывшие от креста Христого побудили Анастасия (в язычестве – наследовать учение христианской веры; после чего он со всем усердием принял св. крещение, а затем пожелал принять на себя иноческие чин. Судьбами Божественного провидения, он сделался пламенным ревнителем христианской веры, неустрашимо изобличая и ниспровергая языческие заблуждения, за что вскоре сподобился принять венец мученический.
Анастасий, от греч. глагола: άνίστημι, значить: воскресший. ’Ανάστὰς – аор. 1-й, прич.
Прежних сотоварищей, находившихся вместе с ним в воинской службе.
Об освобождении узников, вместе с ним бывших в заключении в темнице, и о последовавшей вскоре смерти злочестивого гонителя христин, персидского царя Хоздроя.
В горе палестинской Харизим, где он пребывал в молитве, уготовляя себя к мученическому подвигу, о котором Ему свыше было открыто в следующем ночном видении: ангел Господень, в виде светоносного мужа, подавал ему питие из златой и украшенной драгоценными камнями чаши.
Св. Феодор Студит, как песнописец, в тоже время мог быть соорудителем храма; ибо, как известно, он был игуменом монастыря того же вмени – Студийского, и, по сему, мог получать на сей предмет пожертвования от благочестивых христиан, тому бол ее по особенному какому- либо случаю, подававшему повод к тому; от указания его могло зависать и вообще все построение храма, и расположение оного по внутренним частям.
