иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. Священномученику Власию125

(Февраля 11-го).

Кондак глас 2-й.

Светом непорочнаго жития своего, ты просветил ныне всю церковь; ибо Христос увенчал тебя благодатно, даровав тебе безсмортную славу; почему и украсил тебя венцем.

Икосы:

(Χαριν) Даруй мне благодать свыше, Иисусе Боже мой, – Ты, все устроивый, по неизреченному совету своему, единым словом своим (ибо Ты – всех промышление, Ты премудро распределяешь и самыми границами человеческаго слова), – да воспою ныне с верою твоего Власия; ибо он просиял в Церкви твоей, как великий богодухновенный иерарх. Почему, молитвами его, Благоутробне, отжени мрак души моея; для сего он и восприял от Тебя венец.

(Ἄνθος) Как цвет среди терний идолонеистовства, возсияла эта утренняя звезда и, поистине, великий отец наш. Ибо он пред всеми явил себя совершившим в суровом подвижничестве жизнь великую, ангельскую, ради Христа, котораго возлюбил, котораго ныне и обрел. Деянием и созерцанием духовным (θεωρίᾳ) подражая Иову, он всегда радовался, и, посему, как незлобивый (ἄκακος) священноначальник, он провел жизнь в незлобии, за что и восприял венец.

(’Ρε͂ίθ’ρον) Пребывая в горе,126 ты явилъ себя там рекою жизни, орошающею верных и оживляющею их души приснотекущими источниками; ибо, вот, какое дивное зримо было чудо, превосходящее всякое слово и помышление: дикие звери были кротки пред ним как пастыреначальником, и у него, как бы во врачебнице, и как бы разумным способом (λογικᾶς)127 получали себе целения; так как, силою Божиею, и они исполнялись благодатию, как написано (Пс. 144:16). Почему и восприял он от Господа венец.

(Εἴδεν ὅ ἐίοεν) Видел все что, прежде бытия миpa, совершенно знал все Назирающий, и совет каждаго (βουλὴν)128 ясно ведает Господь. Свыше Он рукополагает сего мужа, и явлиет премудрым архипастырем на престол града Севастии. Он же наиболее пожелал пребывать в пустынях и горах, возсылая молитвы Христу Богу, ведущему сокровенное: почему и восприял от Него венец.

* * *

125

Переведено из Anal, sacra; творение неизвестного песнописца. Заимствовано Питрою из Корзин, кодекса в котором акростих икосов обозначен словом: χαῖρε. В Афон. кондакарие сих кондака и икосов нет, – Св. священномученик Власий был епископом в Севастии, городе Арменском; за особенно-великое благочестие свое, он был избран в сан сей всенародно. В царствование Диоклитиана и потом Ликиния (284 – 324 г. по Р. Хр.), св. Власий укрывался, от лютого гонения, в пустыне, в которой препровождал бозмолвное ангельское житие, до того времени, когда, быв найдена посланными от мучителя, и познав в сем случае явное изволение Божие на приятие мученического венца за имя Христово, со всею радостью вышел из пустыни на место мучения, где пострадал усечением главы.

126

Έν ὄρει, – в пустынной горе Ариеос, где он нашел ce6е пещеру для пребывания.

127

В Четьи – Минее, в житие священномученика читается: «Зверие (же) дивии к нему прихождаху, и благословляхуся от него. Аще же случашеся которым зверем приходити в той час, в он же богомысленной молитве упражняшеся, то они, аки разумнеии сущи, непресецающе его богомыслия, стояху перед пещерою, ожидающе оного по скончании молитвы исхода, и не отхождаху, дóндеже святый отец возглагаже на ня руце свои, благославляюще их: и аще некий от них болезнь бываше, приходяща к святому исцеляшеся от него возложением рук его святых».

128

Т.е. сокровенные помыслы и желания каждого


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle