иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. апостолу Анании94

(Октября 1-го).

Кондак, глас 2-й. Подоб.: В молитвах неусыпающую...

В молитвах теплейший заступниче, и просящих скорейший услышателю, приими, Анание, моление наше, – ты чудесами просветивый вечернее (ἐσπέρια)95

Икосы:

(Τῶ φωτισμῷ) Светом озарения Твоего96, Спасе мой, очистив мрак и ослепление моего сердца97, даждь мне слово, с чистою совестно воспрославит богосиянныя добродетели и подвиги блаженнаго апостола: ибо Ты еси источник мудрости и Благий Податель, Многоблагоутробне. Ты, посему, уяснив язык мой, приими хвалебную мою песнь98: чудесами просветивый вечернее.

(᾿Ώφθη) Древле Христос явился Аврааму под дубом Мамврийским, и, простерши (ἐπαφεὶς) глас, прославил патриарха. Ныне, всемудре, Он, беседовавший с тобою, и возглашавшей к тебе в Дамаске, помазал тебя во святителя99 мудраго, и апостола дабы украсить ум (φρέναο) Павлов100, и просветить слепоту очес его, да умудрит он сущих на земле искренно служить Христу, – чудесами просветивый вечернее101.

(’Ίσχυσας) Ты возмог, Анание, постыдит ум противника своего низложив и сокрушив его козни. Лукавый, возбудивший, против тебя, мучителя Лукиана на, вооружил сею свирепого зверя лютым гневом, – и, вот, он строгает плоть твою, и поражал ее воловьими жилами (βουνευροῖς). Так, среди великаго измождения сил (ἐν γήρᾳ πίоνι), ты процвел, и приял венец небесный, – чудесами просветивый вечернее.

(’Εν ὀυρανο͂ις) На небесех Ты прославился, отче, и на земле преелавно воспевается всечестная память твоя, святе. Ибо, жительствуя на земли, Анание, ты востек к небесам, богопроповедниче·, там и ныне обитая, яви предстательство твое всем, с верою просящим молитв твоих, приснославне; подаждь разрешение скорбей, и избави всех от бед, ты, чудесами просветивый вечернее.

(Ρώμην) Низложи силу сынов Агари (τῶν ἐκ τῆς ’Άγαρ), Едине Сильне, молитвами священномученика (ίερομάρτυρος) Твоего, Господи: ибо мы все народ Твой и дела (рук Твоих), и Твоею хвалимся державою, Слове. Итак сокруши оружие, копие, шлем и всякое орудие вражеское (πάσαν ἀιχμὴν)·, меч их да внидет в сердце их, и луцы их (да сокрушатся) (Пс. 36:15). Мы людие Твои и ветви Твои (Ин. 15:5), и овцы пажити Твоея (Пс. 78:13), Едине ведый сердечная102.

(῾Όλως) Никак не могли сколько либо ослабеть (ἀπαλύναι) мужество разума и доблесть (γεννάιον) священномученика Твоего, Господи. Кровожадный и исполненный лукавства (ίολιόφρων), сын тьмы и погибели, Лукиан, этот зверь неукротимый и лютый (απάνθρωπος) повелевает метать камешем на пресвятое тело блаженнаго мужа, но он был укрепляем Тобою, и вопиял к Тебе немолчною песнию (άπαυστον την ω&ήν: «Едине ведый сердечная».

(Μέγας) Великим священнопроповедником (ἱεροκῆρυξ) Христовым явил себя Анания; и ныне он известен во всей нодсолнечной. Ибо, кто впадает ныне в искушения, или подвергается страданиям от смертоносной болезни, – если только с теплой верою (θερμῶς), в чистоте сердечной (καθαρότητι), к нему прикоснется, – тотчас избавляется от страданий, и возвращается здравым в дом свой. Ибо святому сему мужу навсегда дарована столь великая благодать от Бога. Ты(обращенье к святому) чудесами просветивый вечернее.

(Υ...) 9) (Σ...) 10) (Τ...) 11) (᾿Ίλεω;) Буди милостив ко мне, Всещедре, в день судный, егда восхощеши, Христе, испытать мои деяния: избави мя от вечнаго мучения (κολάσεως άνηκέστου), и скрежета зубнаго, и геенны, молитвами Твоего апостола и священно проповедника; его, ходатая моего, молю, дабы он испросил мне милость Твою. Ибо на Тебя, Иисусе, возложил я надежду мою, и к Тебе привержен есмь от чрева матере моея (Пс. 21:11), Едине, ведый сердечная.

* * *

94

Переведено из «Anal. sacra», с греч. языка. Заимствовано Питрою из Корзинск. кодекса (f. 2). Творение неизвестного песнописца; обращает на себя внимание в том, что содержит в себе, в конце икосов, два различная окончания: 1) ὁ θάυμασι λαμπρύνας ἐσπέρια, и 2) ὁ μονος γινώσκον τἁ ἐγκάρδια. В Афон. конд. окончания кондака с икосами также два: 1) ὁμόνος ἐν ἀγίοις δοξαζόμενος, и 2) θάυμασι φαιδρύνας τὴν ὑφήλιαν. В Аф. кондакарие помещены кондак и только два первые икоса. В корзин, кодексе, в надписании над кондаком с икосами, акростих положен следующий: Τῶ ίερομύστῃ (священно-таиннику) – Св. Анания – один из седмидесяти св. апостолов; он, по особенному откровению свыше (Деян. 9:10–18), крестил св. ап. Павла.

95

Или вечереющее, т. е. все премрачное, удаленное от божественного, духовного, невечернего света. Здесь ясно припоминаются подвиги благовестите и премногие чудеса св. апостола, совершенная им в Елевферополъской страны, в которую пришел он из Дамаска, обращая множество язычников от тьмы идолослужения к божественному свету Христову. (См. житие и страдание св. апостола в славян. Ч.– Минее).

96

В Аф. к.: σῆς ἀληθεῖας.

97

В Афон конд.: ψυχῆς καὶ καροίας.

98

В Афон. конд.: прибавлено: τῶν χείλεων μου

99

Св. Анания был епископом в Дамаске.

100

В Аф. конд. прибавлено: ποὶμνης καὶ τοῦ λαοῦ σου.

101

Τοῦ Παύλου κοσμήσαι φρένας – сих слов в Аф. конд. нет. Греч, текст Афон. кондакария см. в кондакарии архимандрита Амфилохия (стран. 61 и 162).

102

Т.е. все наши сердечные желания


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle