Св. преподобному Патапию82
(Декабря 8-го).
Кондаку глас 3-й. Подоб.: Дева днесь...
Обретши храм твой, Святе, как духовную врачебницу, людие, притекая в оный со тщанием просят получить изцеление от болезней, и разрешение прегрешений содеянных в сей жизни: ибо ты явился заступником свех, сущих в нуждах, Патапие преподобие.
Икосы:
(Ἡ σορός σου) Рака твоя, мудре, всем источает исцеления, от которых все верные почерпая, спасаются от многоразличных болезней душевных и телесных, которыми я бедный искушен был, избавившись от оскорбляющих меня (Пс. 43:8). А посему прославляю твое заступление и проповедую ясно, как поспешаешь ты на помощь сущим в нуждах, и избавляешь от искушений усердно (θερμῶς) притекающих к тебе. Посему даждь мне силу воспеть Тебя; ибо Ты явился заступником всех, сущих в нуждах, Патапие преподобне.
(῾Ως ποτὲ Ἡσραὴλ) Как некогда Израиль, под водительством Божиим, бежал из Египта: так и ты, Патапие исшел отсюда же, и дарован был граду Византии, как дар божественный и непорочный, преподобие отче наш. Ибо мы, имея тебя всегда своим молитвенником, богатые – вместе и бедствующие, мужественно препобеждаем лесть невидимых врагов, и их одолеваем. Посему достойно воспеваем тебя: ибо ты явился заступником всех, сущих в нуждах, Патапие преподобне.
(Δωρεὰν ἐκ Θεο͂υ) Ты, приявший от Бога туне (духовный) дарования, туне ниспосылаешь (Mф. 10:8) сущим на земли исцеление, и спасаеши мир, отче Патапие. Ибо Преблагий Бог приемлет тебя, Ему молящагося. Ибо желает Он (οἶδεν γὰρ), желает всегда исполнять твои прошения: ибо ты верный Его слуга и великий друг, и вместе неложный таинник, и чудный Ею домостроитель. Посему мы достойно тебя воспеваемы ибо ты явился заступником всех, сущих в нуждах, Патапие преподобне.
* * *
Переведено с греч. из „Anal, sacra. Заимствовано Питрою из Тавринск. кодекса, и приписывается им, согласно прежнему примечанию св. Иосифу песнописцу. Акростих неполный: Ἡ ὡδη. В Афон. кондакарие помещены кондак и первый икос; разночтений нет – Св. Патапий, по сказани слав. Ч.-Минеи, родился в городе Египетском Сивах. Избегая славы земной, он удалился в чуждый его отчизне град, Константинополь, и там жил и подлизался при Влахернском храме Богоматери, до самой кончины своей. Жизнь его, по показанию «Полн, месяносл. Востока», относится к VII веку.