Приложение 3. Иконография двунадесятых праздников
Благовещение Пресвятой Богородицы
Весьма примечательно, что в иконографии праздника Благовещения Пресвятой Богородицы нашли свое отражение подробности апокрифического предания. Разумеется, самым распространенным сюжетом является изображение архангела Гавриила (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящего – прямо или коленопреклоненно – перед Святой Девою. В его левой руке – райская ветвь как символ радостного благовестия (иногда вместо ветви – трезубец). Десницей он благословляет Марию. Пресвятая Дева представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу пророка Исаии, при этом иногда видны слова: Се, Дева во чреве примет (Ис. 7:14).
Но встречаются такие иконы Благовещения, где Богородица держит в руках веретено или початок. Иногда Пресвятая Дева изображается стоящей у колодца и черпающей воду, а сзади или перед Ней – благовествующий архангел.
Неканоническая фабульность становилась источником для иконографии по крайней мере вплоть до конца XIII – начале XIV столетий, когда в ней появились новые персонажи – изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, девушки изображались как свидетели (роспись церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 год)127.
В продолжение разговора о церковном искусстве, связанном с Благовещением, следует указать на его особое значение в росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение архангела располагается на левой опоре, а Богоматери – на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство (роспись Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146–1151 гг.).
Весьма символична в сценах Благовещения и архитектурная обстановка, которая появляется уже в раннехристианское время.
Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Архитектурные детали должны были обозначить место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем они получили символическое истолкование. Они стали соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как одушевленный храм, где обитает Господь.
Надо сказать, что на Руси образы Благовещения неизменно почитаемы. Так, широко известна икона XII века «Устюжское Благовещение». Ее особенностью является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Пресвятой. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богородицей храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона прп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася, темже Богородицу воистину Тя почитаем».
Наконец Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Они являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля о заключенных дверях, которые обращены на восток и которыми входит Господь.
* * *
Липатова С.Н. Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (www.pravoslavie.ru).