Приложение 3. Иконография двунадесятых праздников
Преображение Господне
Именно евангельское повествование становится основой для иконографии праздника Преображения Господня. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.
Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви св. Аполлинария в Риме (середина VI века): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках находятся полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости, символизирующие трех учеников Спасителя. Подобная вариация иконографии характерна для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако она не находит дальнейшего распространения.
Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря св. Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве128.
Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321 год), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV века).
В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI-XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (см. русские иконы конца XVI века).
Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и местоположении ее в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых Страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом Страстного цикла: церковь Спаса на Нередице (1199 год. Новгород Великий). Более того зачастую – в русских иконостасах XVI-XVII столетий, Преображение становится обозначением Страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.
* * *
Липатова С.Н. Заметки по иконографии Преображения Господня (www.pravoslavie.ru).