Приложение 1. Святоотеческая экзегеза двунадесятых праздников
Преображение Господне
Святоотеческое наследие, связанное с Преображением Господним, отличает прежде всего разнообразная тематика. См. гомилии свт. Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, прп. Ефрема Сирина, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и мн.др.
В первую очередь, конечно, подчеркивается: Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы – Божественной и человеческой. При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех лиц Святой Троицы. Во время его не произошло какое-либо изменение Божественной природы Христа, напротив, его Божественность была явлена в его человеческой природе. По словам свт. Иоанна Златоуста, Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами»98.
Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению свт. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти» предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Пророки радовались, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Ликовали и апостолы, поскольку увидели славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне.
Ряд богословов (прп. Косма Маюмский, например) считают, что при Преображении было преображено и все человеческое естество, так как Бог стал человеком и преобразил Божий образ каждого человека, удаляя с него следы первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».
Гора, согласно толкованиям, представляла собой Церковь, поскольку Иисус соединил на ней два Завета, принятых Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих.
Много рассуждают святые отцы и о Фаворском свете: «Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа – этот Неизреченный Свет» (свт. Григорий Палама).
* * *
Здесь и далее цит по: Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках. От Богоявления до Вознесения. – М.: Правило веры, 2008. – С. 170–186.