Приложение 1. Святоотеческая экзегеза двунадесятых праздников
Успение Пресвятой Богородицы
Если временная земная жизнь каждого христианина является не чем иным, как приготовлением к вечному бытию, начатки которого могут раскрываться до кончины, все это в самой превосходной степени приложимо к Богоматери. Всеми обстоятельствами Своего Пресвятого бытия Она более других приуготовлялась к Царству Небесному. Но особый нравственный подъем в Ней должен был произойти после Воскресения и Вознесения Ее Божественного Сына. И об этом обстоятельно рассказано в многочисленных святоотеческих гомилиях, приуроченных к празднику Успения: «По восшествии на небо Воплотившегося из Нее, Она, по доставленному Ей от Него, превосходящему ум и слова, величию, как бы соревновала Ему многообразными подвигами и молитвами, а также попечениями о мире, ободрениями проповедников во всех концах земли; и вообще для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию евангельскому» (свт. Григорий Палама)99.
И, предчувствуя смерть, Богоматерь не могла не желать в последний раз увидеть столь близких Ей по собственным воспоминаниям, а главное – по воспоминаниям о Христе апостолов. Прп. Феодор Студит восклицает: «Пусть предстанут, – должна была молиться Она Сыну, – для утешения Моего рассеянные по концам земли проповедники и служители Евангелия Твоего».
И вот по Ее горячей молитве прибыли «самовидцы и служители Слова, дабы по долгу послужить и Его Матери и получить от Нее, как пречестное и дорогое наследие, благословение». Кроме того, «предстал и богоизбранный чин иерусалимлян: надлежало, чтобы участие в погребении приняли отрасли древних патриархов, предвозвестивших плотское рождение Слова Божия» (прп. Иоанн Дамаскин).
Чувства Богоматери в самый момент кончины святые отцы в удивительном единодушии представляют в качестве драматически умиротворенного диалога Ее с Сыном. Богородица просит: «Простри Божественные руки и прими душу Матери, Ты, Который на Кресте предал дух в руки Отца. Прими Мою любящую Тебя душу, которую Ты сохранил невинной. Тебе, а не земле Я предаю Свое тело: сохрани целым сие тело, в котором Ты благоволил обитать и которое Ты по рождении сохранил девственным» (прп. Иоанн Дамаскин). Господь говорит: «Смело положи в веси Гефсиманской тело Твое, где Я, пред страданием по-человечески, преклонил колена Моего тела в молитве. Как Я тогда, после преклонения колен пошел к животворящей и вольной Крестной смерти Моей, так и Ты, после положения останков Твоих, тотчас будешь перенесена к жизни» (свт. Герман).
Преставившись, Вместившая Наполняющего все и Сущего превыше всего и Сама достигла всего. Она стала превыше всего Своими добродетелями и недосягаемой высотой достоинства: «Рая Божественного сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекраснейшая, Она по справедливости стала не только вблизи, но и одесную Бога (Пс. 44: 10; Песн. 6: 3; ср. Ис. 6: 2); ибо где воссел Христос там ныне стала и Она» (свт. Григорий Палама).
Святоотеческая экзегеза постоянно настаивает: насколько велика и необъятна слава Пресвятой Богородицы на небе, настолько же недоступно для человеческого восприятия и блаженство Ее там: «Поймите разницу между тем блаженством, которым наслаждаются все духи прочих праведников, и тем, которым радуется Богоматерь Мария: те отчасти воспринимают свет Божественной славы, а Она вся солнце славы. Те получили здесь благодать отчасти и по мере благодати наслаждаются там славою... Она была здесь, как назвал Ее архангел, благодатная, то есть имела всю полноту Божественной благодати» (свт. Илия Минятин).
Дав столько Самой Богоматери, Ее преставление чрезвычайно много дало всему миру, ведь Пресвятая является надежнейшей и неутомимейшей Ходатаицей: «Как живя в сем мире, Ты не была чужда небесных обителей, так и по отшествии Ты не удалилась от общения с людьми, поскольку явилась небом Всевышнего Бога через вместительную для ношения Его Свою утробу и соделалась для Него духовною землею через вместительное служение плоти Его, так что отсюда нам легко заключить, что, как обитая на земле, Ты постоянно была с Богом, так и преставившись от человеческого жития, не оставила сущих в мире» (свт. Герман).
А значит, событие Успения Богоматери, обладая таким неизмеримым значением, много дает верующим уже одной только памятью о нем, праздником в его честь: «Если честна смерть преподобных (Пс. 115: 6) и память праведных с похвалами (Притч. 10: 7), то насколько более – память Святейшей святых, через Которую подается всякое освящение святым» (свт. Григорий Палама). Ср. также слова прп. Андрея Критского, прп. Феодора Студита, свт. Германа и мн.др.
* * *
Здесь и далее цит: Скабалланович М.Н. Успение Пресвятой Богородицы. – Киев: Пролог, 2003. – С. 22–30.