Послания апостола Павла
Ранние послания
Первое и Второе Послания ап. Павла к фессалоникийцам
Литература
Основная
Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995.
Кассан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001.
Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006.
Дополнительная
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет IX. Послания апостола Павла к колоссянам, фесcалоникийцам, Тимофею, Титу и Филимону. Тверь, 2006.
Иустин (Попович), архим. Толкование на 1–е послание к фесcалоникийцам святого апостола Павла. М., 2000.
Страхов В., свящ. Второе послание апостола Павла к фесcалоникийцам. Сергиев Посад, 19.
Титов Ф., свящ. Первое послание апостола Павла к фесcалоникийцам. Киев, 1893.
План 1 Фес.
І. Апостольская проповедь в Фессалониках (1:1 – 2:13)
1. Успех проповеди в Фессалониках (1:1 – 10)
2. Характер проповеди (2:1 – 13)
II. Гонения на христиан и состояние Фессалоникийской Церкви (2:14 – 3:13)
III. Призыв к чистоте, святости и братолюбию (4:1 – 12)
IV. О судьбах умерших и сроках Второго Пришествия (4:13 – 5:5)
1. Призыв к бодрствованию (5:6 – 10)
2. Одуховной жизни (5:11 – 28)
План 2 Фес.
І. Увещание к терпеливому перенесению скорбей (1.3 – 12)
II. Признаки Второго Пришествия (2:1 – 12)
III. Хранение апостольского предания (2:15 – 3:5)
IV. Заключительные наставления. О необходимости жить собственным трудом (3:6 – 16)
Домашнее задание
І. Время написания 1 и 2 фес (еп. Кассиан).
2. *Найдите отрывки из 1 Фес., свидетельствующие о языческом прошлом адресатов Послания.
3. * Найдите в Деян. 17:1 – 9 обвинение, предъявленное апостолам, укажите параллель в Евангельской истории. Найдите отрывки из 1 и 2 Фес., свидетельствующие о том, что фессалоникийские христиане претерпевакот гонения. Кто инициатор этих гонений?
4. Найдите в 1 Фес. указание на то, что ап. Павел надеялся дожить до Второго Пришествия Христова. Какие настроения возникли в среде фесcалоникийцев в связи с ожиданием скорого Пришествия Христова? Каковы были сомнения относительно участи умерших до Второго Пришествия?
5. Что говорится в Евангелии о признаках Второго Пришествия (Мф. 24, Мк. 13, Лк. 21)? Найдите параллели с 1 и 2 Фес. Признаки Второго Пришествия по Посланиям к фессалоникийцам. Чем обусловлено обращение к теме антихриста во 2 Фес.?
Семинар № 6. 1 Фес. и 2 Фес.
План семинара
I. Основание Церкви в Фессалониках
1. Сведения о Фессалониках (см. Словарь). Большая иудейская община
2. Состав Фессалоникийской Церкви – обращенные из язычников (1Фес. 1:9; 2:14; об этом также говорит и предостережение против блуда в 1Фес. 4:3, ср. Деян. 15:20, 29) (Домашнее задание 2)
3. Время написания посланий к фесcалоникийцам (Домашнее задание 1)
4. Проповедь ап. Павла в Фессалониках – о Царстве Христовом (Домашнее задание 3). 1 и 2 Фес. – напоминание проповеди ап. Павла (ср. 2Фес. 2:5). Царское достоинство Господа Иисуса Христа рассматривается в двух аспектах:
а) Воскресение Христово как Его прославление. Свидетельство о смерти и воскресении Господа было стержнем антостольcкoй прoповeди (ср. Деян. 1:22. При изборании апостола на место Иуды о цели апостольского служения говорится так: «(быть) свидетелем Воскресения Его (Христа)»). См. 1Фес. 1:10: «....Ожидать Сына Его с небес, Которого Он воздвиг из мертвых» и 1Фес. 4:14: «....Мы верим, что Иисус умер и воскрес»
б) Второе Пришествие Христово как окончательное Его торжество. Это событие именуется Днем (1Фес. 5:4), потому что по сравнению с ним все сейчас существует как бы во мраке. «День Господень» есть день победы над злом и торжества истины и любви, т. е. открытие в полноте мессианского Царства, когда он (Христос) придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших» (2Фес. 1:10)
II. Эсхатология 1 и 2 Фес.
1. Уверенность в скором наступлении Дня Господня (Домашнее задание 4)
а) указания синоптических Евангелий на близость Второго Пришествия и кончины мира (Мф. 10:23; 24:34 и парал.) (Домашнее задание 5) Проповедь Самого Господа начинается возвещением наступления нового века. «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1, 15). «Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Ero ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Этот век закончится. Новый век присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20). Эсҳатология пронизывает весь Новый Завет. Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самое душу всех Писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 1:3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари, в надежде, что она, тварь, освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20 – 21), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Конце: «Да придет Царствие Твое» (Мф. 6:10). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть eschiaton бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть telos, разумная конечная цель мировой истории» (Ианнуарий (Ивлиев), архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы http://kiev – orthodox.org/site/scripturistic/1170)
б) надежда ап. Павла дожить до Дня Господня. Неоднократное упоминание в посланиях Дня Господня. Введение термина παρουοια (nарусия). Это слово (см. 1Фес. 2:19, 3:13, 4:15, 5:23), изначально могущее означать и «присутствие», и «пришествие», после 1 и 2 Фес. стало восприниматься как термин, обозначающий Второе Христово Пришествие
2. Признаки Второго Пришествия (Домашнее задание 5) Опровергая мнение лжеучителей, вводивших фесcалоникийцев в заблуждение утверждениями об уже наступившем Дне Господнем, апостол указывает конкретные признаки приближения Парусии
а) всеобщее отступление (греч. άποοταοία ) человечества от истин Христовой веры. Это отступление уже началось. «Тайна беззакония уже в действии» (2Фес. 2:7). Отступники – «сыны тьмы» (1Фес. 5:5) – живут во грехах, не помышляя о вечности (1Фес. 5.7 «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью»). Не принимают Божественного Откровения, а верят лжи, потворствующей их страстям (2Фес. 2:10 – 12: «....не приняли любви истины для своего спасения... они будут верить лжи... будут осуждены все не веровавшие истине, но возлобившие неправду»). Желают только земного благополучия, обещанием которого и прельстит их антихрист (1Фес 5:3. «...будут говорить: «мир и безопасность"»), который придет к верховной власти, воспользовавшись плодами измены человечества Богу
б) «человек греха, сын погибели» (2Фес. 2:3), т. е. антихрист (сам этот термин встречается из всех новозаветных писаний лишь в 1 Ин.). Открытию полноты зла препятсТвует «Удерживающий» (2Фес. 2:6 – 7); по толкованию большинства отцов Церкви, Здесь имеется в виду Бог (подробнее см. в Приложении 1). Когда все отступившее от Бога человечество будет в наибольшей степени уверено в том, что его существование и процветание продлится вечно, Господь Иисус Христос придет как тать ночью» (1Фес. 5:2). «Как среди тех, кто живет благочестиво, непорочно, набожно, скромно, праведно и трезво – день, так и, напротив, среди тех, кто живет безбожно, бессовестно, распутно, лелея гордыню, несомненно, – ночь. Для такой ночи будет тать» (блж. Августин). Видимое торжество зла пресечется Вторым Христовым Пришествием, причем слово ап. Павла о том, что «Господь Иисус убьет (беззаконника) духом уст своих» (2Фес. 2:8) означает слабость и ничтожность зла, истребить которое не составит труда Господу. Эти слова являются дословной цитатой из мессианского пророчества Исаии. «...духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11:4)
III. Христианская жизнь. «Сыны света» (1Фес. 5:5, 8)
Скорби (Домашнее задание 3)
Напоминание о пришествии Христовом (1Фес. 1:10; 2:19; 3:13; 4:15; 5:23) – утешение в скорбях и гонениях (1Фес. 3:4: «Ибо и тогда, когда мы были у вас, мы говорили вам заранее, что предстоит нам скорбеть, как и произошло....» См. также 1Фес. 1:6; 2:14 – 16; 2Фес. 1:4 – 7). Путь каждого христианина подобен пути Христову – это и скорби (крест), и будущая слава
2. Радость
Возможность радости в земной жизни обусловлена опытом причастности Царствию Божию в Церкви. Именно христиане, постоянно испытывающие гонения, имеют подлинный источник радости в Боге; радости, не смущаемой никакими скорбями (1Фес. 5:16:"Всегда радуйтесь»). Итак, «сыны света»
а) восприняли откровение Бога в Сыне – откровение любви Божией. См. Молитву ап. Павла в 1Фес. 3:11 – 13: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем» ср. 4:9: «....вы сами научены Богом любить друг друга». Любовь к истине и любовь к неправде – водораздел между спасаемыми и погибающими (2Фес. 2:10 – 12)
б) бодрствуют в ожидании Дня Господня (1Фес. 5:1 – 11). Ожидание Второго Пришествия не обесценивает земной жизни, поскольку цель истории – всецелое освящение в Церкви. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23)
Полнота радости. Участие в славе Второго Христова Пришествия
Второе Пришествие – это встреча с Господом и восхищение на облаках» (1Фес. 4:17). Облако в Священном Писании Ветхого Завета – символ богоявления. Но если при «сошествии» Господа на гору Синай (Исх. 19:18: «гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне») облако знаменовало неприступность Божественного величия (на гору нельзя было восходить), то в 1 Фес. верующие приглашаются приобщиться славе Господней
3. Искушения
в среде фесcалоникийцев возникли лжеучения, связанные с перетолкованием благовестия апостола Павла
а) День Господень не может остаться скрытым – это ап. Павел говорит в опровержение мнения, подкрепленного и подтожным посланием, «будто настал День Господень» (2Фес. 2:2, перевод еп. Кассиана. Синодальный перевод наступает «неправильно передает греческий Perfectum, который значит: наступил или настал» – еп. Кассиан). «Эсхатологическая катастрофа отрицалась, и день Господень толковали в духе ложного спиритуализма» (еп. Кассиан)
б) замедление Христова Пришествия не является основанием для сомнений в непреложности обетования Господня. Недоумение о замедлении сроков Второго Пришествия ап. Павел разрешает указанием на неизвестность для нас этих сроков (образ вора в 1Фес. 5:2, ср. Мф. 24:43). Уверенность в наступлении Второго Пришествия ап. Павел поддерживает приточным образом родов – как неизбежно наступление родов для беременной женщины, так неизбежна и кончина мира (1Фес. 5:3)
Помимо лжеучений в Фессалониках возникли различные недоумения, которые ап. Павел и стремится разрешить в своих посланиях. Еп. Кассиан считает, что эти наставления кратко суммируются в словах ап. Павла: «....вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (Фес. 5:14). Общий принцип «врачевания» недоумений – взаимная поддержка
а) «вразумляйте бесчинных». Ожидание Дня Господня не связано с какими–то переменами во внешней жизни (см. наставление о том, чтобы «жить тихо» в 1Фес. 4:11 – 12), с уходом от внешних занятий. Оставление земных дел в ожидании Второто Пришествия есть искушение, постигшее Фессалоникийцев, может быть, в связи с ожесточившимися гонениями. Во 2 Фес. ап. Павел уже более строго, чем в 1 Фес., предостерегает их от этого искушения под угрозой отлучения от Церкви (2фес 3:6 – 15).
б) «утешайте малодушных». Участия в славе Воскресшего Господа будут равно сподоблены и дожившие до него, и умершие ранее. Всеобщее воскресение мертвых есть следствие Воскресения Господа (1Фес. 4:14: если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним»). На сомнения фесcалоникийских христиан, полагавших, что усопшие до Второго Пришествия Господня будут лишены части в Царстве Божием, ап. Павел отвечает прямым указанием на то, что все скончавшиеся в истинной вере, подобно тем верующим, которых Пришествие Христово застанет живыми, удостоятся вечного блаженства (1Фес. 4:16 – 17)
в) «поддерживайте слабых». Призыв к телесной чистоте (1Фес. 4:3 – 8). «Языческое прошлое читателей доказывало его необходимость. Это то же предостережение против блуда, которое нашло место в апостольском декрете (Деян. 15:20, 29)» – еп. Кассиан). Наставление «Соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения» (1Фес. 4:4 – 5) вызвало различные толкования образа «сосуда»: возможно, имеется в виду обращение с собственным телом, но также эти слова толковались как повеление целомудренно обращаться со своими женами
Стихи для узнавания
1 Фес.
2:14 – 16
Ибо Вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человека противятся,
которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
4:13 – 18
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и Воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
Итак, утешайте друг друга сими словами.
5:1 – 3
О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
Ибо, когда будут говорить, «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба. Подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
5:16 – 23
Всегда радуйтесь.
Непрестанно молитесь.
За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
Духа не угашайте.
Пророчества не уничижайте.
Все испытывайте, хорошего держитесь.
Удерживайтесь от всякого рода зла.
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
2 Фес.
2:15 – 17
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
3:6 – 10
Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас.
ни у кого не ели хлеба даром. Но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, –
не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
Ибо Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь,
Вопросы к зачету
Учение 1 и 2 Фес. о втором Пришествии Христовом.
Приложения
Приложение 1. Темы «промедления» и «удержания»
Сам термин «удержания» или «удерживающей силы» находится в к фесcалоникийцам. Феномен «удерживающего» или «удерживающей силы» представлял собою мучительную загадку для экзегезы начиная со II в. Вот то место, где говорится о некой силе, которая удерживает Эсхатологическое событие явления антихриста. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противяшийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает (то τό χατέχον ) открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (ό χατέχων) теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего"» (2Фес. 2:3 – 8). Этот отрывок написан сознательно таинственным языком намеков. Цель – не загадочность сама по себе, но побуждение к вниманию и размышлению. При этом следует учесть, что получатели Послания в принципе могли понять смысл написанного («Не помните ли?»). Функция «катехона» – препятствовать появлению антихриста, точнее, до определенного момента удерживать явление «антибога». То есть «удерживающее» начало (и в среднем и в мужском роде) – некая позитивная сила. Что же такое это «удерживающее»? Кто этот «удерживающий»? Концепция антихриста здесь чисто религиозная, абсолютно не политическая. Следовательно, то же самое должно быть постулировано и относительно «удерживающего».
За темой удержания стоит долгая апокалиптическая традиция. В основе этой традиции строго теоцентрическая мысль. Все «времена и сроки» находятся во власти Бога. Если Конец не наступает, но откладывается в некоторую неопределенность, то это происходит по замыслу Бога. Указывают на ветхозаветные образцы, прежде всего на пророчество Аввакума: «Видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв. 2:3).
Исследования последних десятилетий показали, что само понятие «удерживающего» в апокалиптике стало техническим термином для обозначения промедления парусии, происходящей по замыслу Бога. Поэтому с полным правом можно говорить, что за фигурой «удерживающего» стоит Сам Бог. Это Бог, и никто иной, господин времени сроков, начала и конца.
Но когда появилось «государственное» толкование «удерживающего»? Первым в этом ряду толкований можно назвать св. Ипполита Римского. В своем Комментарии на пророка Даниила (IV 21:3) (примерно 203 – 204 гг.) св. Ипполит, цитируя 2 Фес., отождествил «удерживающего» с «четвертым зверем» Даниила (2:7), каковым, по его мнению, была Римская империя. В то же время у св. Ипполита в других местах его Комментария (IV, 12:1 – 2; 16:16; 23:2) мы встречаем и прежнее, теоцентрическое толкование темы «удержания и «промедления». Дальнейшая история толкования демонстрирует как теоцентрическое (преимущественно на Востоке), так и «политическое» (преимущественно на Западе) понимание «удерживающего». При этом последнее толкование появляется в самых разных модификациях: языческая Римская империя, христианская Римская империя, Римская Церковь, Священная Римская империя германской нации, христианское государство, государство как таковое и т. д. Не следует забывать, что, помимо теоцентрического и политического существовало множество других толкований «удерживающей силы» и «удерживающего». Так, например, Н. Н. Глубоковский доказывал, что под «удерживающей силой» следует понимать Евангелие, а под «удерживающим» – апостола Павла. История интересная и поучительная.
Однако посмотрим, как оригинально разрабатывает тему «промедления» и «удержания» Иоанн в своем Откровении. В книге есть три ряда Суда: 7 печатей (6:1 – 17; 8:1), 7 труб (8:2 – 9:21; 11:14 – 19) и 7 чаш (16:1 – 21). «Семь» – число завершенности. Конечно, крайняя схематичность изображения судов указывает на их богословское значение. Все это не может пониматься как буквальное предсказание событий. В некотором смысле каждый ряд завершает Суд Божий над неправедным миром. То есть седьмой член каждого ряда изображает окончательное действие Суда с разрушением зла и наступлением Царствия Божия. Но три ряда связаны так, что 7–я печать включает 7 труб, а 7–я труба – 7 чаш. Так каждый ряд приходит к одному и тому же концу, но еще теснее, ближе. Поэтому мы видим возрастание суровости «казней». Суд печатей воздействует на земли (6:8), суд труб на (8:7 – 12; 9:18), а суд чаш неограничен. Предостерегающие суды печатей и труб ограничены в надежде на покаяние злого мира. Но в 9:20 – 21 обнаруживается, что казни не достигли своей цели. Пережившие не раскаялись. Иначе говоря, только суды и казни не ведут к покаянию и вере! Вот отчего после шестой трубы появляется следующий ряд казней – семь громов ( 10:3 – 4). Этот ряд появляется, чтобы тотчас быть отмененным. Эти казни остаются запечатанными, и Иоанн не должен писать их содержание в пророчестве (10:4). Иными словами, процесс ужесточения «казней» не должен продолжаться. Казни не приводят к покаянию. Сначала гибнет четверть земли, потом треть. Мы ожидаем гибели половины. И это должны сделать 7 громов. Но это не происходит, и теперь следует только окончательный суд – 7-я труба ( 10:7). Содержание 7-й трубы – 7 чаш гнева (15:1). Это уже полное, неограниченное осуждение (16:2 – 21) непокорных.
Но сколько же «непокорных» будет осуждено и уничтожено? И здесь тайновидец прибегает к удивительному сравнению пророчеств Ветхого Завета с открывшейся ему новой реальность. В Откр. 11:13 он прибегает к символической арифметике. Ветхий Завет утверждает, что в эсхатологическом суде спасено будет только верное меньшинство. 1/10 часть людей (Ис. 6:13; Ам. 5:3) или 7 тыс. народа (3Цар. 19:18). Это верный остаток, избавленный от осуждения. Иоанн переворачивает эту арифметику. Только 1/10 осуждены, а «прочие», то есть 9/11, спасены через покаяние. Только 7 тыс. «имен человеческих» гибнет. Спасено не верное меньшинство, но верное большинство людей! Суд остановится спасительным. И этот спасительный результат получен благодаря свидетельству «двух свидетелей», которые символически изображают пророческое служение Церкви Христовой в мире (11:1 – 13). Вне Церкви нет спасения. Миру несет спасение Церковь Христова, и только она.
Так своеобразно интерпретируется в книге Откровения апокалиптическая тема промедления Конца. Здесь действующим лицом «удержания» недвусмысленно представлен Сам Бог (Иануарий Ивлиев), архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы // http://kiev – orthodox.org/site/scripturistic/1170/).