П.В. Безобразов

Источник

Викарию херсонской епархии епископу Антонию от 29 ноября 1860 г.

Еще раз, но уже с другого берега Евксинского Понта повторяю вам, что я в бытность мою в Одессе нашел в вас свое утешение, свою отраду. Навсегда сохранится в душе моей прекрасное воспоминание о вашей личности. В этой душе вы имеете свое вечное место.

Молитвенные благожелания ваши исполнились. Я приехал сюда благополучно. Плавание мое по морю на Олеге было тихо и быстро. Этот пароход-скороход на другой день после отъезда из пристани Одессы в девять часов пополудни уже на якоре стоял в Босфоре, озаренном луной.

Говорить ли вам о новостях политических и церковных? Их много. Но особенное внимание заслуживают следующие проявления духа нашего времени.

В Риме по благословению папы составилось общество сборщиков динария св. Петра. Видимая цель его – сбор денег со всего католического мира в пользу папы, которому угрожает нищета и унижение, или бесчестие жить жалованьем царей и потому быть игрушкой их, а не видимая скрытная – возмущение народов против их повелителей, восставших на Господа и на Христа в лице папы, и восстановление древнего теократически-народного правления. Посмотрим, кто кого одолеет, поп ли царей, или цари попа. А Наполеону III не очень любо сказанное общество.

Успехи Гарибальди в Италии, сливающейся в одно плотное и крепкое целое, волнуют эллинов так, что они презирают своего короля за то, что он не Гарибальди и не вождь всех вообще племен эллинских, не Агамемнон. На их волнение и бранные порывы Англия отвечает укреплением острова Корфу.

В Австрии православные румыны и сербы присоединяются к венгерцам, стремящимся к политической самобытности, выговорив у них себе право читать, писать и молиться Богу на родных наречиях.

Черногорцы пьют вино за здоровье нашего Царя и за соединение всех славянских племен, а болгары мечтают о самоглавенстве своей церкви, не имея ни одной умной головы. Постройка их храма в Константинополе подвигается вперед à la tortue238.

Сирийские униаты прислали сюда двух духовных представителей своих хлопотать о воссоединении своем с православной церковью. В прошлую субботу (26 ноября) все четыре патриарха синодально решились воссоединить их без повторения крещения, но сказанных представителей помазали святым миром. Время покажет, как велика, или мала, численность воссоединившихся, которым второе таинство будет преподано на местах их жительства.

Влахомолдавский господарь Иоанн Куза был в Константинополе, принял патриархов весьма холодно, о церковных имениях их и не заикнулся и уехал отсюда, не побывав у первосвятителей. Худо дело! Молдавский митрополит Софроний заточен им в какой-то монастырь без суда и без расправы. Этот господарь намерен сделать румынскую церковь независимой от цареградского патриарха и подчинить ее управлению одного митрополита и румынского синода. Такое намерение в связи с стремлением болгар к церковной независимости есть замечательное проявление духа нашего времени. Весь православный мир делится на группы. Где же видимая связь их, связь законодательная, или догматико-каноническая? И будет ли она? Все православные народы не станут ли задом друг к другу? Или очутятся лицом к лицу в цареградском храме св. Софии? Dies docebit239.

Эти новости написаны для вас и для немногих умных овечек ваших высокого роста. Я увеличил бы число их, т. е. не овечек, а новостей, но нет у меня времени делать умножения. Я собираюсь в дальний путь и потому закрываю политическую арифметику.

Завтра в 4 часа пополудни австрийский пароход понесет меня к берегам Египта, прощайте и помолитесь о мне, владыко святый.

* * *

238

Черепашьим шагом. Пер. ред.

239

Время покажет. Пер. ред.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle