П.В. Безобразов

Источник

Елисавете Павловне Эйлер от 21 и 22 августа 1856 г.154

Мне позволено проехать на родину через Москву. Но, увы, я не могу воспользоваться этой милостью начальства. У меня болят глаза.

Не суждено мне наблюдать в древней столице нашей внешние знамения дня венчания на царство Александра II. Посему я прошу вас заметить и припомнить, каково будет тогда небо утром, в полдень и вечером, ясно или мрачно, не польется ли дождь, не выпадет ли град, не разразится ли гроза, или будет тихо и тепло; а в церкви свет ярко, или тускло озарит святые образа.

С нетерпением ожидаю речи митрополита Филарета новому помазаннику Господню, хотя наперед угадываю, что она не будет пророчественная. Сознавая важность времени, в которое мы живем, и помня, что оканчивается первое тысячелетие русского царства, я желал бы слышать апокалипсис, то есть, откровение воли Божией на второе тысячелетие оного. Но где Иоанн, сын громов? А по расчету вероятностей человеческих будущность России представляется мировой, величественной, славной, ежели в число предначертаний государственной мудрости входят:

Последование за шествием Бога с Запада на Восток.

Труд, самоотвержение и самопожертвование ради всемирного блага.

Восстановление царств сербского, болгарского, молдаво-влахийского, иллиро-венгерского, богемского и польского и устроение взаимного союза их с нами по началам братней правды и любви в видах действительного уравновешения сил всех народов в Европе и водворения общего покоя.

Восприятие в кафолическую церковь армян, сириано-иаковитов, коптов, абиссинцев и соседей их шойцев, исповедующих одни догматы с нами, с удержанием их обрядов, иерархии и народностей, в видах благотворного уравновешения восточного христианства с западным.

Мудрая и бескорыстная опека над этими христианами и над племенами сиропалестинскими, месопотамскими и малоазийскими, дабы сильнейшие из них, по неминуемом сокрушении магометанства, явились самодвижными планетами около нового солнца, России.

Самое деятельное участие в судьбе союзного с нами греческого королевства и утверждение владычества его на окрестных островах и материках (Македонии, Фессалии и Эпире).

Учреждение средоточия: а) законодательной власти духовной и б) примирительной расправы с правительствами в зависящем от одного Бога Константинополе.

Всемерное и многостороннее содействие к распространению Евангелия во всех частях света из цареградского храма св. Софии, этого величественного собора народов православных.

Всестороннее приобщение российской церкви к восточному кафоличеству по коренному началу православия в видах устранения горестного отщепенства ее и надежного обращения так называемых раскольников наших, следовательно, подчинение ее законодательной власти духовной в Константинополе, точное исполнение правил вселенских соборов, учреждение многих митрополий и зависящих от них епископий с правом составлять поместные соборы для ограничения страстей, предупреждения зол и спасения душ, уничтожение касты духовенства, назначение проповедников-благовестников и апостолов при каждой митрополии и епископии и особых духовников в каждом приходе, отмена присяги и браков в близких степенях родства, каковые браки осуждает матерь наша церковь восточная, канонизация святых по указу Божию, а не императорскому.

Вычисление всех противодействий нам на поприще мировой деятельности и мудрое отстранение их при сильном тяготении свежих планет, кои будут обращаться около своего солнца – России.

Измерение и взвешение всех благ, какие произведет такая деятельность, не исключая и задумчивости католиков и протестантов при верном взгляде на новое шествие Бога среди нашего рая, задумчивости, от которой один шаг к новому вселенскому собору, долженствующему уяснить, умирить и облегчить совесть народов и привести их к простоте веры и к истинному богопочитанию, без всякой примеси суеверия, умничанья и фанатизма.

Уничтожение постыдного рабства, общечеловеческое образование и законодательство, нелицеприятный суд, думы мудрых и добродетельных мужей, предупреждение, а не преследование зла, увеличение удобств жизни, то ученье, что свет, а не тьма, и участие в археологических розысканиях по крайней мере в святой Земле, еще не тронутой заступом англичан и французов.

Таковы воззрения мои на будущее дело русского народа! Общеполезное дело! Славное дело.

Но, если мы будем только проповедывать о воскресении мертвых, лежа в гробах, переменять пуговки, подкрашивать старые заборы и лафеты, обворовывать самих себя, обкрадывать свой ум, кричать, мы, мы! не давая молока ни братьям, ни соседям, идти не впереди, а позади народов и под хмельком пошатываясь и проч. и проч.; то ходящий среди народов Вседержитель их сотворит страшный суд над нами.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей!

Оканчиваю письмо повторением Ораниенбаумской просьбы моей к вам. Узнайте, будет ли какое слово о мне и о св. граде Иерусалиме в богоспасаемой Москве, которую один из восточных патриархов некогда назвал Богодароградом (Феодоруполь).

Цветите на радость многим! Бог есть союз душам нашим.

P. S. Передайте духовный поклон мой Эдитте Феодоровне, А. Н. Муравьеву и поэту Хомякову.

* * *

154

Большая часть этого письма повторена в Кн. Бытия моего, ч. VII, 37–39. Это письмо и следующие отправлены были из С.-Петербурга. Прим. ред.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle